Артикуляционная гимнастика как выполнять упражнения дома

Артикуляционная гимнастика как выполнять упражнения дома

Артикуляционная гимнастика как выполнять упражнения дома
СОДЕРЖАНИЕ

Задачи и цели артикуляционной гимнастики для детей

Цель артикуляционной гимнастики – отработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков родного языка; развитие подвижности, точности, координированности, дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

Выполнение артикуляционной гимнастики преследует несколько целей. В зависимости от используемого комплекса занятий оно обеспечивает:

  • улучшение подвижности органов речи и согласованность их функционирования;
  • увеличение силы движения органов артикуляции;
  • правильное положение языка, губ и нижней челюсти при произношении определенных звуков.

Такая гимнастика может быть коррекционной или профилактической. Выделяют также диагностическое направление, когда различные упражнения используются для выявления речевых нарушений.

Задачи гимнастического комплекса следует рассматривать также относительно органов артикуляции:

  • губы – укрепление мускулатуры, развитие подвижности, удерживание в определенной позиции;
  • язык – укрепление мышц, развитие подвижности, растяжка подъязычной связки, укрепление кончика языка, придание ему различных форм (лопаточка, чашечка, иголочка);
  • щеки – укрепление мускулатуры, развитие координации движений, умения переключаться;
  • нижняя челюсть – развитие подвижности;
  • мягкое небо – получение контроля над его подъемом и опусканием, развитие подвижности.

Как проверить подвижность органов артикуляционного аппарата у ребенка?

Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. Существуют базовые движения, которые нужны для произношения всех звуков родного языка. Именно об этих движениях мы сейчас и поговорим.

Сначала нужно выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а затем – может ли плавно, быстро и легко переключиться от одного движения на другое, ему противоположное.

Ниже даны основные, базовые упражнения артикуляционной гимнастики, в которых можно тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата. Проведя данные упражнения с ребенком, Вы также сможете проверить и оценить, насколько развит у него артикуляционный аппарат.

Общие правила проведения

Чтобы артикуляционная гимнастика была максимально эффективна, необходимо правильно ее организовать. Проведение упражнений должно отвечать следующим требованиям:

  • Регулярность и систематичность. Рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой каждый день, иногда и по несколько раз. Весь комплекс упражнений занимает немного времени, но его эффективность во многом зависит от регулярности выполнения. Рекомендуется заниматься гимнастикой по 5-7 минут дважды в день.
  • Игровая форма. Такое правило особенно важно для дошкольников. Ребенка необходимо привлечь, сделать занятия интересными. Если он заинтересуется, то и заниматься будет качественно.
  • Использование зеркала. Специалисты рекомендуют выполнение всех артикуляционных элементов перед зеркалом. Если ребенок занимается со взрослым, то будет видеть отражение и повторять все действия. Зеркалом обеспечивается контроль правильности выполнения упражнений, оно является психологическим приемом – видя свое отражение, большинство людей занимается старательнее.
  • Упражнения на счет. Такой прием позволяет выполнять все действия четко и ритмично, что очень важно при коррекции различных речевых нарушений.
  • Наращивать темп и нагрузку постепенно. На начальном этапе достаточно выполнять по 5 упражнений в течение одного занятия. По мере их освоения ребенком можно добавлять новые элементы. Сначала все действия надо выполнять медленно, а после постепенно увеличивать темп, если нет других указаний.
  • Контроль. Выполнение артикуляционных упражнений обязательно надо контролировать, даже если ребенок хорошо освоил гимнастический комплекс. Многие дети начинают лениться, баловаться, кривляться перед зеркалом, поэтому самостоятельные занятия могут оказаться неэффективными.

Артикуляционная гимнастика: шесть основных упражнений.

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Артикуляционная гимнастика

 Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Первое движение: Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта».

Второе движение: Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта».

Движения  в артикуляционном упражнении чередуются:  происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть.  При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

«Дверцы дружно мы откроем,А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем опросите ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта.

Мимика в зеркало

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

Стихи о Веселом язычке для артикуляционного упражнения.

Движение 1. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Получилась «Лопатка»

Движение 2.  Попросите ребенка просунуть узкий язык между резцами, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.Получилась «Иголочка».

Чередование этих двух движений и переключение положения языка с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

Предлагаем ознакомиться:  Названы самые эффективные упражнения для тонкой талии

Движение 1. Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами (к альвеолам), губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

Движение 2. Попросите ребенка опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.

В упражнении нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Движение 1. Губы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Нужно приблизить широкий кончик языка к нижним резцам.

Движение 2. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад вглубь рта к подъязычной связке. При этом задняя часть спинки языка должна быть выгнута вверх.

В упражнении нужно чередовать движения языка вперед- назад. При этом губы находятся в улыбке, резцы обнажены, нижняя челюсть не двигается.

Стихи для артикуляционного упражнения

Можно также сделать вариант упражнения – «Горка» и удерживать положение задней части спинки языка вверху на счет.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Существует много комбинаций артикуляционных упражнений. Они могут быть направлены на работу с конкретным органом или коррекцию произношения определенной фонемы.

Гимнастика для губ

Артикуляционные упражнения для этой области представлены следующими элементами:

  • Широко улыбнуться и удерживать так губы. Зубы при этом остаются незаметными.
  • Сомкнуть губы и вытянуть их вперед. Зафиксироваться в крайней точке на 5-10 счетов. На начальном этапе можно облегчить выполнение упражнения, вытягивая звук «у».
  • Улыбаться, сомкнув зубы (сохранять естественный прикус) так, чтобы их было видно. Напрягаться при этом не нужно. Достаточно зафиксироваться в такой позиции до 10 секунд. Важно исключить подворачивание губ внутрь.
  • Зубы сомкнуть и вытягивать вперед округленные губы. Во время исполнения этого элемента должны быть заметны резцы на обеих челюстях.
  • Зубы должны быть сомкнуты. Приподнимать верхнюю губу, чтобы обнажались резцы верхней челюсти.
  • Расслабиться. Помассировать поочередно обе губы легкими покусываниями.
  • Выдвинуть губы вперед, образуя трубочку. Передвигать ее сначала справа налево и наоборот, затем вращать вкруговую в разные стороны.
  • Выполнять губами похлопывающие движения, чтобы звук был глухим (можно произносить «п-п-п»).
  • Верхнюю губу зажать между двумя пальцами (большой и указательный), а другой рукой так же ухватить нижнюю губу. Аккуратно выполнять растягивания кверху и книзу.
  • Максимально вжать щеки, а затем резко раскрыть рот. Одновременно должен образоваться звук, имитирующий поцелуй.
  • Губы выдвинуть вперед. Большими пальцами их надо поддерживать снизу, а остальными – сверху. Вытягивать с помощью пальцев губы максимально вперед, одновременно массируя. Должен получаться утиный клюв.
  • С закрытым ртом выдыхать воздух, направляя его в сомкнутые губы, чтобы они завибрировали. Звук должен имитировать недовольное фырканье.
  • Широко открыв рот, втянуть губы и плотно прижать к зубам.
  • Максимально надуть щеки и до последнего не выпускать воздух.
  • Держа губами ручку рисовать геометрические фигуры.

Упражнения для щек

В качестве разминки можно растереть, похлопать и покусать щеки. Затем можно приступать к выполнению следующих элементов:

  • Набрать в рот как можно больше воздуха и сдувать щеки по очереди.
  • С максимально втянутыми щеками зафиксироваться на несколько секунд.
  • Набрать в рот воздух и закрыть его. Хлопать по щекам, чтобы выпустить из них воздух сильно и шумно.

Осуществляются они на счет или под музыку. Занимаясь с маленькими детьми, удобно использовать ксилофон. Выполнив одно упражнение, надо немного отдохнуть и расслабиться.

Эффективны следующие элементы:

  • Несколько секунд держать рот широко открытым. Язык должен быть при этом расслаблен и находиться во рту.
  • Упражнение выполняется с широко открытым ртом. Язык должен быть расслабленным и широким (лопаточка). Нужно слегка высунуть его и разместить на нижней губе.
  • Открыть рот шире и сформировать язык в чашечку, поднимая переднюю и боковые части. Зубы с языком контактировать не должны.
  • С открытым ртом выдвинуть язык вперед. Он должен быть узким и напряженным.
  • С открытым ртом упереть кончик языка в резцы нижней челюсти, приподняв его спинку кверху.
  • С открытым ртом загнуть кверху боковые части языка.
  • С открытым ртом приблизить язык к небу – он должен к нему присосаться.

Их выполнение подразумевает необходимость переключения с одной позиции на другую. Делать это следует на счет раз-два. Из музыкальных инструментов можно использовать барабан или метроном.

Эффективны следующие упражнения:

  • С приоткрытым ртом улыбнутся только с помощью губ. Язык сделать узким. Его надо перемещать как мятник между уголками рта.
  • Упражнение выполняется с широко открытым ртом. Необходимо выдвигать язык, сделав его узким. Надо максимально его высунуть, а затем спрятать вглубь.
  • Приоткрыть рот и напрячь язык. Подтягивать его к носу, затем к подбородку.
  • Закрыть рот и напрячь язык. Упираться им сначала в одну, затем в другую сторону.
  • С закрытым ртом водить языком вкруговую между зубами и губами.
  • Упражнение выполняется с открытым ртом. Кончик языка надо упереть в резцы снизу, а бока прижать кверху. Язык сделать широким, выдвинуть вперед, после убрать глубоко обратно.
  • Кончик языка прижать к небу. Медленно, но с силой цокать, растягивая уздечку.
  • С открытым ртом прижать язык к небу. Удерживая его в таком положении, опускать нижнюю челюсть книзу.
  • С открытым ртом сделать язык широким. Облизать поочередно обе губы.
Предлагаем ознакомиться:  Что должен уметь ребенок в 4 месяца Второй комплекс гимнастики и массажа для младенцев

Этот комплекс является развивающим. Необходимо выполнять следующие элементы:

  • Ритмично широко открывать и закрывать рот, тянясь уголками губ. Челюсть должна опускаться на ширину двух пальцев, язык находится во рту.
  • Опустить челюсть, сдвинуть вправо, опустить на место, сдвинуть влево, снова опустить, выдвинуть вперед, вернуть в привычное положение и сомкнуть губы. Выполняются упражнения с открытым ртом на 7 счетов. Резкие движения недопустимы.
  • Имитировать жевание с закрытым ртом. Затем открыть его и повторить упражнение.
  • Опустить челюсть вниз, до упора подтягивая язык к подбородку.
  • Открыть рот и поднимать подбородком воображаемый груз, напрягая мышцы под ним.
  • Опереться локтями на стол, положить одну ладонь на другую и упереть в них подбородок. Открыть рот и давить подбородком ладони, оказывая ему сопротивление.
  • Повторять «па-па-па-па», широко открывая рот.
  • Беззвучно тянуть поочередно гласные звуки. Каждый звук тянуть на одном выдохе.
  • Повторить упражнение, но со звуком.

Гимнастика заключается в следующих элементах:

  • Имитировать зевание сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  • Покашливать. Сначала делать упражнение, широко открыв рот и сильно сжав кулаки, затем – высунув язык.
  • Запрокинуть голову и имитировать полоскание горла. В дальнейшем можно будет использовать плотную жидкость – кефир, кисель, сок с мякотью.
  • Пить воду мелкими глотками – достаточно 20-30 раз.
  • Зажать нос и надуть щеки.
  • Медленно произнести поочередно «г», «к», «д», «т».
  • Имитировать поочередно стон, мычание, свист.

Упражнения с ложкой

Использовать надо чайную ложку. С ней можно выполнять следующие элементы:

  • Приложить к уголку рта и толкать языком влево и вправо.
  • Повторить упражнение, двигаясь вверх-вниз.
  • Сделать язык лопаткой и похлопывать по нему ложкой (выпуклой стороной).
  • Толчкообразно давить краем ложки на язык, предварительно расслабив его.
  • Улыбнуться губами и двигать вокруг них выпуклой частью ложки сначала по часовой стрелке, затем наоборот.
  • Взять в каждую руку по ложке и слегка похлопывать по щекам, двигаясь снизу вверх, затем в обратном направлении.

Артикуляционная гимнастика преследует сразу несколько целей. При правильном выполнении упражнения очень эффективны и позволяют корректировать речевые дефекты либо предупредить их. Гимнастику для коррекции должен подбирать специалист.

Как оценивать выполнение артикуляционных упражнений ребенком?

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, «для галочки», то она не достигает своей цели.

При выполнении ребенком артикуляционной гимнастики, нужно оценивать:

  1. Плавность движений – движение выполняется без перерывов и толчков, легко, плавно, без подёргиваний.
  2. Дифференцированность движений – движение выполяется только языком без сопутствующих движений других органов ( губ, нижней челюсти).
  3. Равномерность и симметричность движений – движения выполняется симметрично влево и вправо.
  4. Четкость – ребенок знает, как правильно выполнять  это упражнение, как в упражнении должны быть расположены губы, зубы, как действует язык, старается выполнить движения четко, точно, в полном объеме.
  5. Точность – достижение результата упражнения. Достигнуто необходимое положение языка, губ.
  6. Устойчивость – ребенок может удержать достигнутое положение губ и языка под счет взрослого. Сначала взрослый считает от одного до пяти. Затем длительность удерживания положения постепенно увеличивается до десяти.
  7. Переключаемость – умение быстро, плавно, легко многократно переходить от одного движения к другому при сохранении высокого качества выполнения упражнения.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику? Полезные советы.

Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть, а не стоять или лежать на полу или бегать. Лучше, если он будет сидеть не дома на диване, а перед зеркалом на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол. Главное, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении.

Во время выполнения упражнений артикуляционной гимнастики ребенок должен видеть в зеркало свое лицо. Можно проводить упражнения перед большим зеркалом, усаживая ребенка рядом с собой. Если большого зеркала нет, то можно давать ребенку маленькое зеркальце, что удобно в домашних условиях или при проведении гимнастики с несколькими детьми (группой). Ребенок контролирует правильность выполнения движений с помощью зеркала.

Также ребенку должно быть хорошо видно Ваше лицо, когда Вы показываете движения.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно по своему интересу или желанию, по принципу «нравится – не нравится». Они объединяются в комплексы по определенному принципу.

Показать язык

В комплекс артикуляционной гимнастики включаются упражнения, которые нужны для определенной группы звуков родного языка.  Например, есть комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков. Его Вы можете найти в статье «Как научить ребенка говорить звук «с» и другие свистящие звуки». Есть комплекс, который способствует выработке положений и движений органов артикуляционного аппарата, нужных для произнесения звука Р.

Сначала отрабатываются отдельные артикуляционные упражнения комплекса, а потом даются упражнения на переключение от одного упражнения — движения к другому движению. Принцип подбора упражнений – от простых к сложным.

Если ребенку или группе детей трудно дается определенное движение, то дальше не идут. Сначала отрабатывают данное трудное движение, а потом уже вводят новые упражнения. Для того, чтобы старое упражнение не надоело ребенку, его вводят в разные сюжеты.

Предлагаем ознакомиться:  Антимюллеров гормон низкий что делать

Один из вариантов такого базового комплекса для проверки подвижности органов артикуляционного аппарата дан в этой статье.

Еще один простой базовый комплекс, с которого можно начать занятия артикуляционной гимнастикой с детьми, Вы найдете в статье «Как научить ребенка говорить звук с?»

 Когда и как часто нужно проводить артикуляционную гимнастику с детьми?

Проводить гимнастику нужно ежедневно. Так как когда идет отработка новых движений, то они обязательно должны закрепляться, становиться привычными, прочными, всё более и более точными и лёгкими.

Время на артикуляционную гимнастику – примерно 3-5 минут. Очень удобно делать ее перед завтраком или утренней гимнастикой.

Раньше артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно утром в детском саду в каждой группе. У каждого ребенка было свое зеркальце, был комплекс, который отрабатывался  с малышами ежедневно. Сейчас, к сожалению, это не так. Но – низкий поклон тем воспитателям, которые делают эту очень нужную для детей работу над звуками в детском саду!

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая —  зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

Для того чтобы артикуляционная гимнастика дала результат, надо чтобы взрослый видел выполнение упражнений каждым ребенком! Возможно ли это с группой детишек? Да. В этом случае артикуляционная гимнастика проводится так:

  • Сначала взрослый рассказывает об упражнении, показывает картинку, читает стишок.
  • Затем взрослый показывает правильное выполнение упражнения, объясняет, как делать движения.
  • Далее дети выполняют движение.
  • Взрослый проверяет выполнение движения по подгруппам (не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

Если упражнение  хорошо выполняется всеми детьми группы, кроме нескольких человек, то с такими детишками нужно провести дополнительно индивидуальную работу. И попросить родителей поддержать Вас и  ребенка и выполнять дома артикуляционные упражнения.

Как правило, сначала упражнение у ребенка получается не очень хорошо. Его движения напряжены, нет легкости и плавности. Затем постепенно по мере тренировки напряжение при выполнении упражнений исчезает, возрастает координированность движений, уходят ненужные сопутствующие движения, движение становится более симметричным.

Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются движения или они выполняются несимметрично (по отношению к правой и левой половине лица), то лучше всего обратиться к логопеду. Также к логопеду следует обращаться, если у ребенка долго не отрабатывается плавность, точность и устойчивость движений органов артикуляционного аппарата.

Если у ребенка не получается артикуляционное упражнение, то ни в коем случае не надо расстраиваться самой! Нельзя также говорить  ребенку, что у него не получается! Иначе он просто откажется дальше заниматься. Ведь для малышей артикуляционная гимнастика – это настоящая нагрузка и тренировка.

1)   Сразу же сказать ребенку о том, что в этом упражнении у него уже получается: «Видишь, какая красивая у тебя улыбка!» , «Твой язычок широкий! Молодец!», похвалить за это.

2)   Затем показать ребенку упражнение еще раз, заострив внимание на том нюансе, который он не понял и которые еще не получается. И поставить новую задачу – «Это у нас с тобой уже получается. А теперь мы будем учить язычок… (называем, чему конкретно).

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector