Аутизм у детей развивается еще в утробе матери

Аутизм у детей развивается еще в утробе матери

Аутизм у детей развивается еще в утробе матери
СОДЕРЖАНИЕ

Описание синдрома

Начнем с описания патологии. Согласно медицинским источникам, аутизм – это общее расстройство развития человека, проявляющееся нарушением его речи, психики в целом и социальной адаптации. Заболевание относится к генетическим патологиям, имеет несколько форм, характеризующихся отдельными симптомами. Простыми словами аутизм – это неспособность человека полноценно контактировать с внешним миром. Его действия, слова жесты и т.д., направлены внутрь себя – социальная нагрузка отсутствует.

Как правило, умственные способности аутистов снижены. Если речь не идет о высокофункциональном аутизме, встречающемся редко. Он характеризуется нормальным или даже высоким IQ, отличной памятью, богатым словарным запасом, развитой речью. Но люди с таким диагнозом испытывают трудности в общении, абстрактное мышление у них отсутствует совсем, имеются и другие типичные особенности поведения.

Аутизм у детей – что это за болезнь

Аутизм встречается не так уж и редко – этот диагноз ставят каждому сотому ребенку. Чаще ему подвержены мальчики: по статистике, именно они составляют 80% аутистов. При этом у девочек болезнь протекает тяжелее.

Следует понимать, что детский аутизм – это несколько различных синдромов: Каннера, инфантильный психоз и аутизм, аутическое расстройство. В зависимости от специфики диагноза принимаются различные меры.

Важно! Одной из сложностей этой болезни является то, что до конца не выяснены причины ее возникновения и нет эффективных и стопроцентных методов излечения. Такое заболевание относят к психоневрологическим, хотя иногда его классифицируют, как нарушение развития.

Отличие аутизма от слабоумия

Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:

  • насыщенной эмоциональностью;
  • абстрактным мышлением;
  • большим словарным запасом.

Экология может быть причиной аутизма

Интернет-издание Medical News Today рассказывает о двух новых исследованиях, одно из которых было направлено на поиск доказательств, что аутизм развивается еще во время пребывания ребенка в утробе матери, а втрое рассматривало возможные экологические факторы, которые могут провоцировать развитие аутизма.

Корни аутизма горячо обсуждаются многими учеными и врачами. Об аутизме известно, что это физическое состояние, которое связано с аномальной биологией и химией головного мозга.

Вероятнее всего, гены также играют важную роль в развитии аутизма, например, идентичные близнецы имеют гораздо больше шансов пострадать от аутизма, чем нетождественные братья и сестры. Но до сих пор не удалось достичь четкого согласия в медицинских кругах относительно причин, которые могут провоцировать развитие аутизма.

Тем не менее, существуют факторы, которые, как предполагают ученые, могут быть связаны с развитием аутизма, но пока их причастность не была доказана. Это относиться к таким факторам, как питание, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, отравление ртутью, проблемы с усвоением организмом витаминов и минеральных веществ, вакцины.

Недавно в журнале PLoS («Общественная научная библиотека» (Public Library of Science)) было опубликовано одно большое исследование, в котором ученые рассматривали предположение, что загрязнение окружающей среды может быть одним из факторов, которые увеличивают риск развития аутизма, но пока не удалось назвать никаких конкретных токсинов, которые могли бы нести за это ответственность.

Это исследование рассматривало темпы увеличения количества детей с аутизмом на основе конкретных показателей. В этой работе ученые рассматривали генитальные пороки развития у мальчиков (микропенис, неопущение яичек и случаи, когда отверстие мочеиспускательного канала находится на нижней части полового члена), в качестве индикаторов загрязнения окружающей среды.

Профессор генной медицины в Университете Чикаго (University of Chicago) в штате Иллинойс, руководитель этого исследования Андрей Ржецкий (Andrey Rzhetsky), подчеркивает, что в развитии аутизма очень важны оба фактора: и гены, и окружающая среда.

Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

  • мутации на генном уровне;
  • поражения центральной нервной системы органического типа;
  • нарушение обмена веществ;
  • гормональные сбои;
  • инфекции вирусного или бактериального характера;
  • отравление ртутью другими химическими веществами;
  • злоупотребление антибиотиками.

Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

Развитие аутизма у детей обосновывалось различными факторами, которые, несмотря на научные опровержения, до сих пор могут считаться обывателями причиной заболевания. Так, в 70-х годах прошлого века была популярна теория о «холодных, бездушных матерях», провоцирующих своим отношением развитие аутизма у детей.

Второй миф о причине возникновения аутизма – вакцинирование от краснухи. Несмотря на то, что неоднократно доказано отсутствие связи между вакциной и развитием аутического расстройства, а также есть признание самого «первооткрывателя» данной корреляции о поддельных результатах нашумевшего исследования, желание видеть прямую и понятную причину болезни превалирует над логикой и научными данными.

Действительные причины развития нарушения аутического спектра не выявлены, но известна корреляция с некоторыми факторами, увеличивающими вероятность рождения малыша с РАС, например:

  • поздний возраст родителей, особенно отца, при зачатии;
  • наличие в семье родственников с РАС;
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7, 8 и далее дети чаще подвержены РАС);
  • болезни матери во время беременности (краснуха, туберозный склероз, избыточная масса тела);
  • детский церебральный паралич.

Кроме того, некоторые заболевания и отклонения могут способствовать развитию аутичных черт. Так, например, при нарушениях слуха, речи, синдроме дефицита внимания, некоторых хромосомных нарушениях (при синдроме Ретта) признаки аутизма сопутствуют основной патологии из-за искажения восприятия у ребенка.

Почему возникает этот недуг, ученые до конца не определили.

  • Ранее считалось, что это последствия кори, ветрянки или других инфекций, перенесенных матерью во время беременности или самим малышом. На сегодняшний день это мнение опровергнуто.
  • Существует еще одна гипотеза: аутизм развивается у тех детей, родители которых не обеспечили полноценного эмоционального контакта в младенческом возрасте.
  • Среди возможных причин аутизма называют нарушение развития нервной системы во внутриутробном периоде, родовые травмы.
  • Иногда аутизм становится результатом психологической травмы, перенесенной в «нежном возрасте».
  • Не следует исключать и наследственный фактор: если родственники ребенка имели психологические отклонения, вероятность заболевания возрастает.

Диагностика аутизма у детей

Проявления аутизма у детей могут быть самыми разнообразными, особенно в раннем возрасте. Это ощутимо усложняет диагностику, а также может привести к тому, что родители не подозревают, что с их малышом что-то не так.

Аутизм у детей развивается еще в утробе матери

Для диагностики можно попробовать пройти тест на аутизм у детей: варианты тестирования в свободном доступе есть в интернете. Если результат будет положительным, а степень риска определят как высокую, обязательно следует обратиться к психоневрологу.

Необходимо подчеркнуть, что на основе одного лишь теста такой диагноз не ставят: для этого внимательно изучается поведение ребенка, его коммуникативные навыки, привычки.

Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

Различают также следующие виды аутизма:

  • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
  • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
  • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
  • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).

В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

Диагностировать аутизм непросто. Многое зависит от грамотности и внимательности родителей. Если ребенок первый, и сравнить не с чем, они могут не придать значения отклонениям, посчитав их нормой.

Сегодня обязательным является тест на аутизм у детей, который делают в роддоме (скрининг новорожденных – кровь из пятки). Но его результаты не всегда адекватны. Часто бывает, что тест оказался отрицательным, а позже появились симптомы. Скрининг направлен на выявление нескольких генетических отклонений. Если результат плохой, о какой именно патологии идет речь, понять без дополнительных обследований нельзя.

На западе есть специальные программы, позволяющие определить аутизм у ребенка. Это профессионально составленные опросники, и на основании ответов родителей делается заключение. В России пока такие программы особо не распространены. Поэтому приходится надеяться на внимательность родителей и грамотность врачей.

В ходе диагностики аутизма у детей проводят следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • УЗИ;
  • МРТ.

С ребенком должны поработать психиатр, сурдолог и невролог, чтобы исключить другие заболевания и поставить точный диагноз – аутизм. Симптомы синдрома похожи на эпилепсию, умственную отсталость, шизофрению, депривационный симптом, развивающийся на фоне длительной разлуки малыша с матерью, и т.д. Также ребенок может быть глухим или слепым – отсюда его специфическое поведение.

Поведенческая терапия и образование

Аутизм развивается еще в утробе матери

Науке пока не известен способ полного излечения аутизма, но доказано, что своевременная и регулярная терапия способствует ослаблению симптомов заболевания.

Предлагаем ознакомиться:  Изменения психики при беременности

Если не предпринимать никаких действий по улучшению качества жизни ребенка с аутизмом, его состояние может ухудшиться довольно быстрым темпом, а признаками регресса будут являться:

  • полное отсутствие речи;
  • беспомощность;
  • погружение в свой внутренний мир;
  • эмоциональная нестабильность;
  • продолжительная депрессия;
  • учащенные судорожные припадки;
  • нарушение сна и покоя;
  • потеря зрения.

Наряду с вышеперечисленными осложнениями будут страдать внутренние органы, неизбежны проблемы с пищеварением и мозговой деятельностью вплоть до полной потери адекватности.

Признаки аутизма зависят от его вида и степени сложности. Если диагноз поставлен в первые годы жизни ребенка, шанс помочь ему более высок, однако полностью и навсегда избавиться от аутизма невозможно.

Оформление статьи: Владимир Великий

Роль в коррекции аутизма играют образование, поведенческая терапия. Проводят их в специализированных центрах. Корректируется поведение и нарушение коммуникаций ребенка при помощи:

  • гидротерапии;
  • занятий с логопедом;
  • музыки;
  • театрального и киноискусства;
  • дельфинотерапии, ипотерапии (прогулки с лошадьми), канистерапии (лечение собаками).

Родителям малышей-аутистов доктора советуют пройти подготовку. Они узнают, как развить способности ребенка и реагировать на его поведение. Дом – это место, где малыш приобретает навыки самостоятельности, спокойствия, общительности.

Врачи советуют начинать коррекцию с обучения ребенка базовым навыкам:

  • самостоятельному одеванию;
  • правильному поведению;
  • технике приема пищи;
  • фиксированию зрительного и слухового контакта.

Малыш должен привыкнуть, что за хорошее поведение хвалят. Можно поощрять его объятиями, поцелуями, сладким десертом, игрушками. Грамотно подобранная тактика откорректирует поведение ребенка.

На данный момент медикаментов, излечивающих аутизм, не существует. Различные биологические добавки, методы хелирования, очистки, диеты, методики могут помогать некоторым детям, не необоснованно рекомендовать их каждому ребенку, так как отсутствует доказанный эффект в массиве данных.

Для терапии специалисты советуют как можно раньше начинать коррекцию нарушений развития следующими способами, работающими со всеми детьми, находящимся «в спектре»:

  • занятия с логопедом-дефектологом по развитию речевых навыков;
  • ABA-терапия, методы прикладного поведенческого анализа, “floor-time”, совместная деятельность «на полу», в одном пространстве с ребенком, методики ТЕАССН, «социальные истории». Данные программы и методы можно сочетать или подбирать наиболее оптимальный вариант, который позволит развить и закрепить необходимые навыки у ребенка;
  • при выраженных нарушениях речи – использование карточек с картинками для общения, включение комиксов, письменной речи (компьютера, планшета) для установления коммуникации;
  • медикаметозная терапия (при повышенной возбудимости, приступах агрессии, самоагрессии, не поддающимся коррекции иными методами) назначается только ситуативно в качестве поддержки.

В каком возрасте проявляются первые симптомы аутизма?

  • Малыш предпочитает одиночество обществу других детей или взрослых;
  • Малыш избегает смотреть в глаза (то есть при обращении к нему он смотрит на то, как шевелятся губы или на жестикуляцию рук, но не смотрит прямо в глаза);
  • Обычно дети-аутисты не выносят прикосновений к себе;
  • Ребенок «неадекватно» реагирует на присутствие/ отсутствие мамы (или других родных людей) – либо проявляет чрезмерную «холодность» и незаинтересованность ею, либо наоборот – не может выдержать даже кратковременного расставания;
  • Малыш не копирует поведение взрослых (хотя после года должен бы вести себя как «обезьянка»);
  • Ребенок непредсказуем в своих реакциях на различные раздражители;
  • В качестве игрушек ребенок нередко выбирает «необычные» вещи – например, предметы мебели.

Родители маленьких детей стараются в начальной стадии зафиксировать малейшие признаки отклонения от нормы у своих детей. И учёные в помощь им выделяют некоторые признаки и симптомы аутизма для ребят в сознательном возрасте. В первую очередь это нарушение социального взаимодействия. Ребёнок плохо контактирует со сверстниками?

Прячется от других малышей или отказывается с ними говорить? Тревожный сигнал и повод для раздумий. Но это отнюдь не точный симптом, так как ребёнок может быть усталым, расстроенным или злым. Кроме того, замкнутость ребёнка может говорить о некоторых других умственных расстройствах, например, шизофрении.

Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.

В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:

  1. скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;
  2. стереотипии в речи, поведении;
  3. коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.
  • отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
  • нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
  • редкий или отсутствующий зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
  • высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
  • отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
  • эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
  • тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
  • игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр;
  • привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.
  • Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
  • Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
  • Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
  • Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
  • Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.

В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

Еще раз следует подчеркнуть, что аутизм у детей проявляется очень индивидуально, поэтому те признаки, которые ярко выражены у одного ребенка, могут совсем не наблюдаться у другого.

Аутизм у детей развивается еще в утробе матери

Однако есть несколько общих моментов, которые должны насторожить родителей.

В соответствии с последними исследованиями, первые признаки расстройства аутического спектра можно отметить у детей в возрасте 2-3 лет. У грудных детей не проявляется комплекс оживления при появлении родителей в поле зрения, отсутствует глазной контакт, социальная улыбка, могут наблюдаться проявления повышенной или пониженной чувствительности к раздражителям: тактильным, световым, шумовым и т. п.

Однако в этом возрастном периоде заподозрить детский аутизм можно только при выраженной симптоматике. Как правило, это обнаруживают не специалисты, а родители, в семье которых есть близкие родственники или старшие дети с диагнозом расстройства аутичного спектра. Так, позже всего диагноз обычно получают первые дети в семье, так как молодые родители еще не уверены в том, являются ли отклонения в поведении ребенка его характерологическими особенностями или первыми сигналами о нарушении развития.

Средний возраст диагностирования аутизма у детей – 2,5-3 года. Как правило, этот период связан с нарастанием общих признаков нарушения, а также началом посещения детских садов, групп раннего развития, где на фоне других детей ярче выявляются особенности поведения. К этому же возрасту от детей ожидают развития определенных навыков, которые у аутистов или запаздывают, или не вырабатываются без длительных занятий.

Так как аутизм – нарушение развития, то ранняя коррекция состояния позволяет адаптировать детей с более высокой эффективностью, и часть умений и навыков при раннем начале терапии к среднему возрасту постановки диагноза уж может быть сформирована. Поэтому зарубежные специалисты рекомендуют в возрасте 1-1,5 лет проводить самостоятельную оценку, тестирование основных наиболее вероятных при аутизме отклонений. В тест-опросник входят такие вопросы, как:

  • Нравится ли малышу быть на руках у родителей, сидеть на коленях, ищет ли он тактильного контакта перед сном, во время плача?
  • Есть ли интерес к другим детям?
  • Присутствует ли предметно-ролевая игра (кормление куклы, укладывание мишки, приготовление пищи, взаимодействие солдатиков, машинок и т. п.?
  • Присутствует ли указательный жест? Контакт глаз?
  • Любит ли ребенок играть с родителями или другими родственниками?
  • Ищет ли глазами игрушку или кошку, если ее назвать и указать пальцем? И т. п.

Большинство вопросов направлены на выяснение наличия взаимодействия маленького ребенка с окружающим миром и людьми. Если большинство ответов на вопросы в 1,5 года отрицательные, стоит показать малыша специалисту. При этом необходимо помнить, что расстройство аутического спектра не обязательно должно проявляться стереотипиями или нежеланием контакта, как глазного, так и телесного, с другими людьми, а также, что схожие симптомы могут выявляться у детей с нарушениями слуха, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детской шизофренией и т. п. Но в комплексе любые отклонения от нормы должны настораживать.

Выделяют ранний детский аутизм с проявлениями до двух лет, расстройства аутического спектра, регистрируемые в детском (от 2 до 11 лет) и подростковом (от 11 до 18) возрасте. Каждому возрастному периоду соответствуют свои клинические признаки, как стабильные, так и изменяющиеся в процессе роста и развития.

Распространение информации о детском аутизме позволяет диагностировать заболевание раньше и, соответственно, помогает начинать терапию своевременно, что улучшает прогноз на коррекцию поведения и адаптацию ребенка к обществу.

Предлагаем ознакомиться:  Белые выделения до задержки при беременности

Поведенческая терапия и образование

Дети с синдромом рождаются на вид абсолютно здоровыми, внешне ничем не отличаясь от других. Поэтому сразу после появления на свет распознать аутизм у ребенка невозможно. Первые признаки появляются несколько позже. Чтобы выявить болезнь, родителям нужно очень внимательно наблюдать за малышом, придавая значение любым особенностям в его развитии.

Если у новорожденных детей (и с синдромом, и без) поведение практически одинаковое, то уже месяцам к трем разница начинает проявляться. Малыши с аутизмом не улыбаются родителям, отсутствует реакция на их голос, на игрушки. Во многом они напоминают слепых или глухих.

Признаки аутизма у детей до 1 года еще несколько стерты, но кое-что понять уже можно. Грудники в положенном возрасте не гулят. Звуки, издаваемые ими, очень однообразны. Они не тянутся к родителям, часто агрессивно пресекают попытки взять их на руки, обнять, поцеловать. Совершенно одинаково относятся к своим и чужим.

Интерес к игрушкам практически отсутствует. К признакам аутизма у грудничка также относят такую примечательную особенность: малыш не жестикулирует самостоятельно, а свои желания пытается проявить, используя руку другого. Он остается равнодушным к смене позы во время кормления или тона и мимики родителя.

Позже определить аутизм становится еще проще. Появляется такой признак, как стереотипные движения. Малыш копирует какой-то элемент в поведении взрослого и бесконечно его повторяет. То же самое относится к словам. Но нормально говорить при этом он не начинает. Обычно у детей 2 лет словарный запас уже состоит из 15-20 единиц. Аутисты же могут запомнить несколько слов и твердить их, вне всякого контекста, без конца и края. Либо повторяют сказанное взрослыми, подобно эху.

Время идет, симптомы становятся все явственнее. У ребенка 3 лет, страдающего аутизмом, отсутствует способность складывать слова во фразы. Зато он может придумывать собственные понятия, называя всем знакомые предметы так, как хочется ему. На попытки вступить с ним в контакт малыш часто реагирует агрессивно либо прячется. Болезненно воспринимает смену привычного распорядка или других обстоятельств.

аутизм у ребенка

У детей 4 лет часто наблюдается нетипичное использование игрушек. То есть, вместо того чтобы катать машинку по полу, ребенок часами вращает ее колесо. При этом малыши не могут совершать действия, связанные с абстрактным мышлением. Например, «размешать чай» для куклы, взяв вместо ложки палочку. Они способны лишь копировать увиденное.

У детей 7 лет в большинстве случаев уже наблюдается серьезное отставание от сверстников. Это касается чтения, письма, устной речи, а также других навыков. К тому же они не умеют играть с ровесниками – держатся обособленно. В детском саду, в школе им приходится туго.

У подростков на фоне гормональных перестроек признаки заболевания обостряются. Ребята уже осознают свою непохожесть на других, страдая по данному поводу. Им требуется психологическая поддержка.

Лечение аутизма у детей

На вопрос, лечится ли аутизм у детей, врачи разводят руками – стопроцентно эффективной терапии не существует. Медикаментозное лечение не дает результатов, поэтому препараты назначаются лишь в отдельных случаях. При этом направлены они не на исцеление, а на устранение определенных симптомов, например нарушений сна или депрессий.

Относительно неплохие результаты дает поведенческая терапия, которая в первую очередь направлена на социализацию малышей, помогает им несколько освоиться в обществе. При необходимости подключают и речевую терапию, физические упражнения.

Очень важно понимать, что аутизм нельзя вылечить только лишь усилиями доктора, следует прилагать усилия к этому и внутри семьи. Неплохо себя зарекомендовали и различные группы поддержки, индивидуальная работа с доктором (при этом работать придется не только с крохой, но и с его родителями).

На сегодняшний достаточно широко практикуется и такая методика, как пет-терапия, то есть общение с животными. Чаще всего это лошади или дельфины. Нередко дети с легкой формой аутизма делают большой шаг в развитии после курса таких процедур.

Аутизм имеет физиологические симптомы, и лечение часто показано медикаментозное. Оно зависит от отклонений, наблюдающихся у ребенка. Если малыша мучает дисбактериоз, прописывают пробиотики. Если диагностирован авитаминоз, назначают соответствующие препараты. Жирные кислоты омега-три хорошо влияют на психику, уравновешивая и успокаивая ее. Для устранения расстройства желудка и кишечника не помешает давать пациенту пищеварительные ферменты.

Чтобы получить адекватное медикаментозное лечение, родителям ребенка с диагнозом «аутизм» нужно рассказать педиатру, как он проявляется в физиологическом плане. Возможно, придется пройти ряд дополнительных обследований. Выяснив все нюансы, можно лечить ребенка медицинскими препаратами.

Аутизм у детей: признаки расстройства аутического спектра в разном возрасте

Выделяют различные признаки РАС в зависимости от степени нарушения, выраженности заболевания, его специфики и возрастного периода. В целом выделяют четыре общих направления в нарушении развития:

  • социальное взаимодействие скудное, искаженное или отсутствует;
  • коммуникация жестовая, стереотипическая, часто не требующая диалога;
  • стереотипии в поведении, речи;
  • раннее проявление симптомов.

В возрасте от 3 месяцев до двух лет должны настораживать следующие признаки нарушения:

  • отсутствие привязанности к матери или замещающему ее взрослому, комплекса оживления (улыбка, гуление, физическая активность);
  • отсутствие или редкий контакт глаз;
  • нет «позы готовности» к телесному контакту: ребенок не протягивает руки, не стремиться быть на коленях, у груди и т. п., вплоть до отказа от грудного вскармливания в младенческом возрасте;
  • отсутствие интереса к совместным играм со взрослыми, детьми, отторжение или активный протест, агрессия при попытке совместной деятельности. Большинство игр проходят в одиночку;
  • повышенная чувствительность (испуг, истерики, крик или наоборот, требования повторять качание на качелях, ходить вдоль теней, носить только эту футболку и т. п.) к телесным, звуковым, световым раздражителям;
  • задержка экспрессивной речи, часто отсутствует гуление, слоговая речь, фразовая, может отмечаться нормальное развитие до 1,5-2 лет и регрессия речевых навыков вплоть до мутизма, эхолалии (неосмысленное повторение слов, фраз за взрослыми, по результату просмотра мультфильмов и т. п.). При таких нарушениях входящих в РАС, как синдром Аспергера, в речи и когнитивных способностях может не выявляться грубых нарушений;
  • низкий, избирательный аппетит, плохой сон;
  • отсутствие реакции на обращенную речь, просьбу принести, показать предмет, на свое имя, невыраженная необходимость в помощи;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр, часто игровая деятельность манипулятивная: выстраивание предметов по различным характеристикам;
  • выраженная привязанность к установленному распорядку, режиму, расположению предметов, маршрутам и т. п.

В возрасте от 2-х до 11 лет могут добавиться следующие признаки нарушения:

  • выраженные нарушения речи или своеобразное развитие (отсутствие местоимения «я» и понимания его смысловой нагрузки, говорение полноценными «взрослыми» фразами без периода «детской» речи, эхолалии, повторение на память блинных отрывков, стихотворений вне контекста и т. п., отсутствие инициации диалога);
  • искаженное восприятие опасности: отсутствие страха перед высотой, дорогой, животными, агрессией может сочетаться с боязнью обыденных предметов: чайника, расчески и т. д.;
  • выраженные ритуалы, а также стереотипии в поведении: раскачивание, кружение, навязчивая жестикуляция;
  • приступы агрессии, страха, истерики, смеха без видимых причин;
  • в большинстве случаев наблюдается нарушение когнитивного развития, причем часто – неравномерное: может проявиться высокая наблюдательность в отношении цифр, мелодий, деталей при невозможности читать, писать, или наоборот.

В подростковом периоде симптомы усугубляются как на фоне нарушения социального взаимодействия и коммуникации, так и в связи с гормональными изменениями.Необходимо помнить, что диагноз устанавливается врачом-психиатром на основании общей клинической картины. Многие дети с РАС не соответствуют популярному описанию симптомокомплекса, сложившегося в результате статей, книг и фильмов о конкретных людях с аутизмом.

Так, ребенок с РАС может инициировать и поддерживать глазной, телесный контакт с незнакомцем, охотно включаться в общение, однако не распознавать эмоции, невербальные сигналы, не воспринимать признаки агрессии, неприятия и т. п., что затрудняет дифференциацию заболевания. Диагноз устанавливает только врач.

Помимо поведенческих часто присутствуют другие. Их называют физиологическими признаками аутизма у детей. Они достаточно типичны и проявляются в обычно уже с самого начала. К таким сигналам относят:

  • расстройства сна (частые пробуждения среди ночи, трудности с засыпанием);
  • пониженный мышечный тонус;
  • нарушенная координация движений;
  • судороги;
  • притупленное или наоборот обостренное сенсорное восприятие;
  • проблемы с поджелудочной и щитовидной железами;
  • синдром раздраженного кишечника.

Физиологические симптомы аутизма у детей так же, как и поведенческие не обязательно присутствуют «оптом». Это может быть один признак, два, три. Кроме того, наблюдаются не у всех аутистов.

Распознать наличие аутизма у плода можно еще во время беременности. Это можно заметить во втором триместре при проведении ультразвукового исследования. Учеными доказано, что интенсивный рост тела плода и головного мозга в начале второго триместра дают возможность предположить, что ребенок родится с аутизмом.

Причиной такого интенсивного роста может быть наличие серьезных инфекционных заболеваний у женщин: кори, ветряной оспой, краснухи. Особенно, если будущая мама перенесла их во втором триместре, когда формируется головной мозг ребенка.

Особенности восприятия мира аутистом

Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.

Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.

Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.

Предлагаем ознакомиться:  Как одевать осенью годовалого ребенка

Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.

Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.

Важно! Аутист не подражает мимике и жестам других людей или повторяет их неосознанно, невпопад, никак не связывая их с контекстом ситуации. Он чувствителен к запахам, громким звукам, а может быть глубоко погруженным в себя, не обращать внимания на уход или возвращение родителей домой, не отзываться на свое имя.

Родители деток с синдромом очень переживают, считая, что ребенок обречен на несчастную жизнь. Данное мнение безосновательно. Конечно, аутисты отличаются от других людей, но и потребности у них своеобразные. Они не нуждаются в общении, поэтому, не получая его, негативных эмоций испытывать не будут.

Наблюдая аутистическое поведение, может показаться, что человек замкнут, угрюм, недоволен. А он сосредоточен на чем-то важном лично для него. Аутист способен сутками рассматривать трещины на стене, находя все новые, и новые узоры. И испытывать при этом счастье от своих маленьких открытий.

Аутист – это человек, который склонен систематизировать, упорядочивать все вокруг. И это тоже приносит ему истинное удовлетворение. При легкой степени заболевания отличить его от других можно, порой, лишь по отсутствию чуткости и гибкости в общении. Будучи увлеченным каким-то объектом, человек может подробно рассказывать о нем собеседнику часами, не замечая, что тому это неинтересно. Аутисты не умеют анализировать мимику людей, тон голоса и т.д. Кстати, и лицо их напоминает маску. Эмоций на нем не прочтешь.

Родители детей с синдромом аутизма беспокоятся еще и по поводу их отношения к себе. Порой создается впечатление, что оно равнодушное. Дети любят родителей и нуждаются в их заботе. Более того, — они страдают, если что-то меняется в семье. Например, в привычное время мама не подала обед, или папа не почитал книжку. Аутист – это прирожденный консерватор и приверженец традиций.

Немного истории

Первое упоминание детского аутизма, как отдельной диагностической единицы, было зарегистрировано уже в 1940-х годах XX века. Американский психиатр Л. Каннер в 1943 г. опубликовал статью о неприемлемом поведении группы педиатрических пациентов, указав термин «ранний детский аутизм» (EIA – Early Infantile Autism).

Независимо от Каннера Г. Аспергер (1944 г.), венский педиатр, в профессиональной статье описал истории болезни 4-х мальчиков с нетипичными поведенческими чертами, ввел понятие «аутистическая психопатия». Он, в особенности, подчеркнул специфическую психопатологию социального взаимодействия, речи, мысли.

Следующее важное имя в истории определения аутизма – Л. Винг, британский врач, внесшая большой вклад в расширение знаний о психопатологии расстройств аутистического спектра. В 1981 г. она ввела термин «синдром Аспергера», а также описала т.н. «триаду симптомов». Она также написала ряд профессиональных публикаций и справочников для родителей детей с РАС.

Тестирование ребенка в домашних условиях

Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:

  • тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
  • M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
  • скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.

Вопросы:

  1. Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
  2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  3. Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
  4. Нравится ли ребенку играть в прятки?
  5. Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
  6. Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
  7. Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
  8. Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
  9. Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
  10. Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
  11. Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
  12. Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  13. Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
  14. Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
  15. При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
  16. Умеет ли ребенок ходить?
  17. Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
  18. Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
  19. Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
  20. Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
  21. Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
  22. Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
  23. Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

  1. Нет.
  2. Нет (критический пункт).
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Нет.
  6. Нет.
  7. Нет (критический пункт).
  8. Нет.
  9. Нет (критический пункт).
  10. Нет.
  11. Да.
  12. Нет.
  13. Нет (критический пункт).
  14. Нет (критический пункт).
  15. Нет (критический пункт).
  16. Нет.
  17. Нет.
  18. Да.
  19. Нет.
  20. Да
  21. Нет.
  22. Да.
  23. Нет.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • 21 совет, как не купить несвежий продукт
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Коррекция аутизма

Вести речь о лечении аутизма у детей бессмысленно. Выздоровление невозможно, целесообразно говорить о комплексной коррекции, проводящейся силами родителей, педагогов, психологов и психиатров. Болезнь не уйдет, но ребенок при успешной коррекции будет полноценным членом общества.

Есть различные методики, которые понадобится изучить родителям. Рекомендации:

  1. Аутизм у ребенка требует четкого выполнения режима дня.
  2. Резко менять обстановку, окружающую малыша, запрещено.
  3. С ребенком следует проводить много времени, общаясь, играя.
  4. Кроху следует почаще обнимать, целовать, говорить нежности.
  5. Обязательны физические упражнения, без допущения переутомления.
  6. Детский аутизм проявляется механическим наследованием действий окружающих. Следует воспользоваться этим, привив ребенку полезные навыки.
  7. Проявленную ребенком инициативу подавлять нельзя.

Для детей-аутистов важна похвала. Поэтому, прививая им навыки, следует придумать различные методы поощрения: ласковые слова, сладостей, подарки в виде игрушек. Постепенно в поведении ребенка негатив исчезнет.

Сейчас множество способов коррекции аутизма: дельфинотерапия, лечение лошадьми, собаками, гидротерапия. Полезно посещать с ребенком театры, концерты, смотреть кино. Зто поможет ему развить коммуникативные способности.

Лечить аутизм желательно, заручившись поддержкой психолога. Детям с синдромом полезны групповые занятия и индивидуальные. В тяжелых случаях придется воспользоваться услугами психиатра.

Состояния, которые имитируют аутизм

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова.

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector