Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Быстрая адаптация ребенка в детском саду
СОДЕРЖАНИЕ

Степени

Когда адаптация ребенка в детском саду проходит легко, он по утрам спокойно и с радостью раздевается и остается в группе, с удовольствием контактирует с воспитателями и детьми, принимает участие в играх и занятиях. Такие дети не испытывают затруднений в общении, первыми инициируют взаимодействие – приглашают остальных к разговорам и играм.

Они легко вписываются в установленный режим, хорошо едят и спят в период дневного отдыха, правильно реагируют на замечания воспитателей, стараются сразу выполнить их распоряжения. Как правило, придя домой, такой малыш делится впечатлениями, планирует, чем он будет заниматься в группе на следующий день. Легкая адаптация происходит в течение одной-двух недель.

Средняя по тяжести адаптация ребенка в детском саду, как правило, характеризуется трудностями при расставании с родителями. Малыш может даже поплакать, после того как мама ушла, но, если его отвлечь, быстро забывает о разлуке и присоединяется к другим ребятам. Он ведет себя адекватно, слушается воспитателей и не конфликтует со сверстниками. Эта степень адаптации по продолжительности, как правило, составляет около месяца.

Тяжелая степень привыкания к детсаду проявляется в категорическом нежелании проходить в группу, отказе от контактов с воспитателями и другими детишками, нежелании принимать участие в занятиях и играх. Дети, которым тяжело адаптироваться, капризничают, отказываются принимать пищу, ложиться в кроватку, проявляют немотивированную агрессию, неадекватно реагируют на просьбы и распоряжения воспитателя. Часто тяжелая степень привыкания сопровождается постоянными заболеваниями, восприимчивостью к малейшей инфекции.

Чем тяжелее степень адаптации детей в детском саду, тем дольше будут они привыкать к разлуке с мамой и необходимости придерживаться общих для всех правил. Дети, адаптирующиеся тяжело, могут привыкать к посещению детсада полгода, а иногда и год.

Так как все детки по-разному привыкают к детскому саду, психологи выделили 3 степени адаптации. Каждая из них характеризуется своими особенностями. Родители должны знать, какая из них у ребёнка, чтобы предпринять своевременные меры и помочь приспособиться без последствий для психики и физического здоровья.

Привыкание длится примерно 3-4 недели.

Как проходит:

  • слёзы высыхают, как только заходит в группу;
  • без страха подбегает к воспитателю, обнимается с ним, смотрит в глаза, улыбается;
  • доверительно рассказывает, что произошло в садике;
  • играет вместе со всеми;
  • способен попросить о помощи;
  • выполняет основные требования взрослых;
  • истерики с каждым разом становятся всё тише, устраиваются реже;
  • не отказывает кушать и спать со всеми, согласно распорядку.

Всё, что нужно родителям в такой ситуации, — поддержать положительный настрой, разговаривать вечерами о произошедшем за день и интересоваться о поведении у воспитателя.

Средняя

Привыкание длится не менее 1,5-2 месяца.

Как проходит:

  • часто болеет;
  • не отпускает утром родителя от себя, минут 10 после этого плачет в группе;
  • отвлекается на игры и успокаивается;
  • может немного грустить в течение дня (недолго);
  • общается с ребятами и воспитателем, но без энтузиазма, постоянно спрашивает о маме с папой;
  • неожиданно покидает игру, отходит в сторону, чтобы побыть одному;
  • имеет избирательный круг друзей;
  • придерживается большинства правил, выполняет требования, но иногда может допускать незначительные нарушения;
  • может не съесть кашу на завтрак или просто лежать в тихий час и не спать;
  • на все вопросы о том, как прошёл день, отвечает односложно, с преобладанием одной мысли, как он скучал.

В такой ситуации мало будет одного разговора. Рекомендуется наглядно демонстрировать любовь, окружать заботой, больше времени проводить вместе (по вечерам, на выходных). Читать специальные книжки и играть в игры, способствующие улучшению адаптации в детском саду.

Тяжёлая

Привыкание длится более 2 месяцев. Верхнюю планку назвать невозможно, так как некоторые так и не адаптируются.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Как проходит:

  • при расставании с родителями утром истерит, плачет, вырывается, не хочет раздеваться и заходить в группу;
  • после этого не может долго успокоиться, бегает то к дверям, то к окну, беспрестанно спрашивает, где мама и когда она придёт;
  • не идёт на контакт ни с ровесниками, ни с воспитателями;
  • если и участвует в играх, то только с истериками, приступами агрессии, никого не слушая и не воспринимая;
  • отказывается есть и спать по расписанию;
  • не обращает внимания на требования воспитателя, может заплакать или испугаться, когда ему сделают замечание.

Дезадаптация может закончиться тем, что родителям придётся отказаться от посещения детского сада и записаться на приём к психотерапевту.

Учитывая данные уровни, родители смогут оказать малышу посильную помощь в адаптации к детскому саду.

Общая информация

Адаптация — привыкание к новым условиям существования. Именно это происходит с ребёнком, когда его буквально вырывают из родной домашней уютной обстановки и начинают водить в детский сад. По ощущениям (с его точки зрения) это то же самое, как если бы человек попал на другую планету. Стресс вызывает буквально всё:

  • отсутствие близких людей рядом (особенно мамы);
  • необходимость соблюдать новый режим дня: есть — строго по часам, и уже не попросишь у мамы мишку Барни или ФрутоНяню, когда захочется;
  • наличие большого количества кричащих, шумных, дерущихся детей рядом, с которыми почему-то надо делиться игрушками и соблюдать их правила игры;
  • отсутствие того пласта внимания, которое ему уделялось раньше: ведь тётеньке воспитательнице нужно следить сразу за всеми;
  • новые правила, которые требуют неукоснительного выполнения: убрать за собой игрушки, помыть руки, не шуметь во время сна, ходить парами и т. д.

Вот так, буквально в один миг, жизнь меняется коренным образом. И привыкнуть к этому в одно мгновение невозможно. Поэтому адаптация к детскому саду — длительный и многоступенчатый процесс. Он потребует огромного терпения от родителей и немалых усилий со стороны ребёнка. Чтобы снизить стресс и помочь ему как можно быстрее преодолеть этот сложный период, задумываться об этом вопросе следует задолго до того, как он перешагнёт порог группы.

Что влияет на адаптацию ребёнка в детском саду

На степень и длительность привыкания оказывает влияние целый комплекс факторов.

Возраст

Все привыкли отдавать ребёнка в детский сад в 2-3 года. Кто-то умудряется и в 1,5 года, когда маме срочно надо выходить на работу. Однако заботливые и ответственные родители отлично понимают, что это — камень преткновения и предмет споров среди воспитателей, психологов и педиатров. Большинство специалистов считает, что именно от возраста зависит быстрота и лёгкость адаптации. Чаще всего называется 3-4 года, так как к этому времени ребёнок:

  • испытывает потребность в общении с ровесниками, неосознанно требует социализации;
  • после кризиса 3 лет становится более самостоятельным, слегка дистанцируется от родителей и уже не так к ним привязан, как в 2 года;
  • достаточно хорошо разговаривает, чтобы сформулировать свою просьбу, мысль, вопрос (это облегчает общение и взаимодействие);
  • понимает, что есть запреты, нарушать которые нельзя;
  • овладевает всеми необходимыми для детского сада навыками самообслуживания.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Чем младше ребёнок, тем тяжелее и дольше будет протекать адаптационный процесс, потому что:

  • у него ещё слабый иммунитет и неокрепшая нервная система;
  • слишком тесна связь с родителями, особенно — с мамой;
  • повышена потребность во внимании и заботе, которые не может дать один воспитатель, работающий в группе из 25 человек;
  • не все навыки полноценно освоены (кто-то не просится на горшок, другие не умеют орудовать ложкой, третьи вместо кофты надевает на руки штаны);
  • для некоторых ещё не закончен лактационный период;
  • ровесники воспринимаются как живые игрушки, а не как соратники по игре.

Поэтому специалисты настоятельно не рекомендуют отдавать в детский сад детей раннего возраста (до 3 лет).

Состояние здоровья

Детки с ослабленным здоровьем, букетом хронических заболеваний, имеющие физические дефекты или УО, намного тяжелее проходят адаптацию. Поэтому родителям необходимо как следует проработать данный вопрос с педиатром и штатной медсестрой в детском саду. Стоит задуматься, если ребёнок страдает:

  • слабым иммунитетом;
  • психическими расстройствами, эпилепсией, шизофренией, тяжёлыми неврозами;
  • туберкулёзом;
  • сахарным диабетом;
  • синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
  • врождёнными генетическими синдромами;
  • физическими недостатками, увечьями;
  • детским церебральным параличом;
  • серьёзными проблемами со слухом или зрением;
  • олигофренией и др.

Каждый из этих диагнозов затруднит адаптацию. Например, при слабом иммунитете ребёнок будет моментально подхватывать от других детей любую инфекцию. График посещения не даст выйти маме на работу: один день — в детском саду, две недели — дома. Эпилептический припадок или внешнее уродство напугает остальных, а ведь среди малышей есть те, кто отличается чувствительной, слабой нервной системой и мнительностью.

Все эти моменты крайне важны, так как затрагивают жизнь, здоровье и безопасность и болеющего ребёнка, и остальных деток в группе. А самое главное — они станут серьёзным препятствием для полноценной адаптации и спровоцируют затяжной стресс, постепенно перерастающий в глубокую депрессию.

Уровень развития

В детский сад в одну и ту же группу приходят дети с совершенно разным уровнем развития. Конечно, многое зависит от воспитателя, который в процессе занятий должен его хоть немного выровнять. Однако не стоит возлагать на него слишком большие надежды. Часто адаптация затягивается из-за того, что ребёнок либо ещё не готов к посещению такого учреждения, либо уже слишком «перерос» своих сверстников.

Предлагаем ознакомиться:  Детская зарядка Отличная идея

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Ребёнок, с которым не занимались родители (или делали это крайне редко) или с диагнозом УО, не сможет освоить даже базовую программу для младшей группы. Недостаточно развитая моторика, рассеянное внимание, плохая память, низкий IQ мешают лепить, рисовать и делать поделки на уровне своих сверстников.

Ребёнок, который с года лепечет английские слова, с полутора лет читает и к 3 годам уже посещает бассейн и танцы, попадая в группу обычного среднестатистического садика, чувствует себя белой вороной. Занятия ему не интересны. Все сказки он знает наизусть. Прекрасно различает животных, цвета и геометрические фигуры.

В связи с этим совет родителям: помните, что детское развитие должно соответствовать возрасту.

И другие факторы

Скорость и быстрота адаптации к детскому саду также зависят от:

  • профессионализма и личностных черт воспитателя;
  • уровня и технической оснащённости детского сада (согласитесь: когда не хватает игрушек и воспитателю нечем заинтересовать своих подопечных, это затягивает адаптационный процесс);
  • хорошей кухни;
  • социального паспорта группы (дети разных национальностей, социального статуса, уровня развития);
  • уровня социализации ребёнка;
  • черт характера и типа нервной системы;
  • его подготовки к детскому саду.

Родителям приходится учитывать все эти факторы, так как каждый из них отыгрывает свою роль.

Кроме той предварительной подготовки, которую проведут родители малыша, период адаптации ребенка к детскому саду, его продолжительность и степень тяжести также будут зависеть от некоторых других факторов:

  • характерных особенностей личности;
  • состояния здоровья;
  • возраста;
  • опыта общения с детьми и взрослыми.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Естественно, что стеснительному и замкнутому ребенку-интроверту труднее будет даваться расставание с мамой. Первое время он будет испытывать дискомфорт от общения с незнакомыми сверстниками и воспитателями просто потому, что у него нет потребности в таком общении. В результате такие дети болеют чаще, и период адаптации ребенка к детскому саду в этом случае будет длиться дольше.

Замечено, что адаптация к детскому саду в 2 года протекает легче. У двухлеток память краткосрочная – уже через несколько минут они отвлекаются от того, что мама ушла. У детей в три года начинается «Я-возраст», осознание себя, они адаптируются хуже. Но разлука с мамой может восприниматься малышом как предательство, ему будет казаться, что его бросили, а объяснить необходимость посещения детсада ему еще сложно. Посещение группы может вызывать стресс, потерю аппетита, отказ от взаимодействия как с воспитателем, так и с другими детьми.

То, как проходит адаптация ребенка в детском саду, во-многом зависит от того, насколько крепким является его здоровье, насколько высок его иммунитет. Чем чаще малыш будет болеть и отсутствовать в группе, тем длиннее по времени будет период привыкания. 

Адаптация детей в детском саду относительно легко проходит в возрасте трех-четырех лет. В этом возрасте маленький человек уже способен понимать слово «надо», он находится в периоде высокой познавательной активности, готов и получает удовольствие от новых знаний и контактов. Новые друзья, игрушки и интересные групповые занятия компенсируют разлуку с мамой и облегчают привыкание.

Адаптация ребенка в детском саду проходит легче, если у него уже имеется опыт взаимодействия с другими людьми. Например, если он вырос в многодетной семье или часто проводил время с родителями в компании их друзей, у которых тоже есть маленькие дети. 

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Детские психологи условно разделяют период адаптации ребенка к детскому саду на три этапа.

Первый этап – основной. Он начинается сразу же после того, как малыш начнет посещать детсад. Изменения могут стать причиной возбуждения и напряженности, ребенок становится капризнее, чаще плачет и требует, приходя домой, больше внимания. Стресс, вызванный сменой обстановки, может отрицательно сказаться на иммунитете, кроха становится более восприимчив к инфекциям.

Второй этап – стабилизация. Малыш начинает привыкать, и негативная реакция на детсад, если она и была, становится менее выраженной. Спадает общее возбуждение, истерики, капризы и слезы проявляются все реже. Возникает интерес к тому, что будет происходить в садике на следующий день: в какие игры он будет играть, с какими друзьями планирует встретиться. Сон малыша восстанавливается, аппетит нормализуется. Но на этом этапе рецидивы основной фазы еще возможны и ожидаемы.

Третий этап – компенсация. Адаптация ребенка в детском саду завершается, его физическое и психическое состояние полностью восстанавливается и стабилизируется. Он становится полноправным членом коллектива, с радостью принимает участие в играх и образовательных программах, впитывает все новое с интересом и удовольствием.

Реакция

Согласно статистике, только 1% малышей при поступлении в детский сад ведёт себя так, словно в его жизни ничего не изменилось. У всех остальных наблюдаются определённые реакции в зависимости от того, какая из сфер является их слабым звеном. Существуют разные виды адаптации, и с каждой из них приходится справляться.

Физиологическая

Приспособление маленького организма к изменившимся условиям: новому режиму дня (который категорически нельзя нарушать), другой пище, инфекционным атакам на иммунитет (пришёл кто-то с насморком — на следующий день заболела вся группа). Поэтому в адаптационный период могут наблюдаться такие реакции, как:

  • нарушения сна;
  • уменьшение аппетита и, соответственно, снижение веса;
  • восприимчивость к инфекциям, ослабление иммунитета (болеет чуть ли не каждую неделю);
  • обострение хронических заболеваний, если таковые имеются;
  • у некоторых начинают скакать температура тела (даже при отсутствии вирусов и инфекций) и давление, учащается сердечный ритм.

Чтобы уменьшить стресс организма, родители должны: за 2-3 месяца до детского сада узнать режим дня и меню в группе, и дома максимально повторять их. Завтрак, обед и полдник устраивать в то же время, класть на дневной сон и будить в определённый момент. Каши, супы, компоты — ко всему этому нужно приучать заранее, иначе капризы по поводу еды будут выводить из себя всех вокруг.

Также нужно своевременно заняться укреплением иммунитета. Обратиться к участковому педиатру. Сейчас много растительных, витаминных и интерферонных препаратов, разработанных специально для детей 2-3 лет.

Психологическая

Самая сложная — психологическая адаптация. Ребёнок толком не понимает, для чего ему каждое утро нужно идти в детский сад и прощаться с мамой. Большинству кажется, что их перестали любить и просто отдали, так как они больше не нужны маме и папе. На фоне такого расстройства начинается фобия, что их не заберут вечером, за ними не придут и они останутся одни. В результате все эти переживания могут вылиться в такие реакции, как:

  • истеричность, нервозность, раздражительность, капризность;
  • плаксивость — могут плакать даже без повода, не умея объяснить своё состояние);
  • агрессивность (или ко всем, или только по отношению к родителям);
  • апатия, равнодушие, безынициативность, вялость или же наоборот — чрезмерная возбуждённость;
  • упрямство;
  • постоянно плохое настроение.

Рецепт лекарства в таких случаях только один — больше внимания и заботы разъяснительные беседы, зачем вообще существует садик и почему в него так необходимо ходить каждый день.

Социальная

Для одних детей данный вид адаптации даже в какой-то степени выступает в роли помощника. Если они активные и общительные, в играх с другими забываются и не чувствуют одиночества и брошенности. Но большинство всё-таки теряется в таком потоке малышей. К каким последствиям следует быть готовыми:

  • отказываются идти в садик, потому что «Марьиванна злая, а Вася игрушки отбирает»;
  • перенятие у других девиантных паттернов поведения (начинают кусаться, плеваться, обзываться) и плохих слов;
  • обострение чувства собственности и жадности, даже если до этого был добрым;
  • формирование комплексов, занижение самооценки;
  • уход в себя, появление аутических черт.

В этом случае все силы следует бросить на развитие коммуникативных навыков. Возможно — записаться на несколько сеансов к психотерапевту. Групповые и семейные тренинги творят в этом плане настоящие чудеса.

Когнитивная

В садике ребёнка ждут развивающие занятия, с которыми он может не справляться. Причины — самые разные: невысокий IQ, физические дефекты, непонимание требований, отсутствие необходимых навыков и многое другое. В результате не получается элементарное: нарисовать солнышко, слепить цветок, выучить стихотворение. Из-за таких провалов реакции могут быть достаточно плачевными:

  • регрессия навыков, полученных ранее: ребёнок, достаточно внятно говорящий, умеющий пользоваться ложкой и самостоятельно одеваться, ходить в горшок, отказывается воспроизводить подобные действия;
  • снижение познавательного интереса: отказывается играть, заниматься, что-то делать, объясняя, что просто «не хочет».

Если сложности вызвала именно когнитивная адаптация, родители не должны пускать на самотёк подобные реакции. Необходимо поговорить с воспитателем, психологом. Выяснить причины, почему так происходит. Работать над устранением выявленных факторов и возбуждением интереса к занятиям. Если запустить данные реакции на этом этапе, потом в школе возникнет масса проблем с усвоением учебного материала.

Этапы

Родители должны понимать, что адаптация ребёнка к условиям детского сада — процесс неоднородный. Вышеперечисленные реакции будут постепенно утихать (при правильно организованной психологической помощи). Они не исчезнут в один момент, как по щелчку. Психологи выделяют три основных этапа.

Предлагаем ознакомиться:  Медкомиссия ребенку в садик платно

Все вышеописанные реакции проявляются во всей красе. Ребёнок не знает, как справиться с тем стрессом, который на него свалился. Соответственно, не может удержать контроль над эмоциями. Сдержанные сидят весь день в группе у окна и ждут маму с папой, а дома весь вечер напролёт плачут. Гиперактивные становятся настоящим испытанием для воспитателей: дерутся, отказываются есть и спать, нарушают дисциплину, не ходят на горшок, кричат. А потом ещё и перед родителями истерику устраивают.

Длится около 1-1,5 недель (показатель усреднённый, зависящий от индивидуальных особенностей малыша).

Заканчивается обычно заболеванием (простудой).

Начинается привыкание. Отрицательные реакции утихают. Организм приспосабливается к новым условиям жизни. Малыш становится уже не таким дёрганным, начинает общаться с другими детками, вовлекается в общегрупповые занятия, у него улучшается аппетит и нормализуется сон. Однако о полной стабилизации психоэмоционального фона мечтать пока рано. Весь скопившийся негатив выливается только в отдельные и редкие приступы истерики или агрессии.

Продолжительность — 2-3 недели.

Заканчивается часто «разговором по душам», в котором малыш демонстративно и снисходительно делает родителям «одолжение» и соглашается ходить в садик на добровольных началах.

Наконец происходит полное вливание в коллектив, организм приспосабливается к новым условиям, психофизиологические реакции восстанавливаются до нормального состояния. Малыш ещё может поплакать утром или отказаться выполнять какое-то требование воспитателя, но такие моменты носят непостоянный характер и единичны.

Таким образом, сказать наверняка, сколько длится период адаптации к детскому саду, нельзя. Для малышей, более-менее подготовленных родителями к такому испытанию, при соответствующих условиях в ДУ (профессиональный воспитатель, хорошая кухня, интересные занятия, детки из благополучных семей) он может закончиться уже через 3-4 недели. Для других — затянуться на 3-4 месяца.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Все перечисленные выше этапы каждый малыш проходит в любом случае. Но родители заинтересованы в том, чтобы первый и второй этапы были как можно короче, чтобы их дети смогли полноценно использовать те преимущества, которые дает посещение детсада: возможность социализации и получения дошкольного образования.

Мамам и папам необходимо знать, как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду, чтобы сократить время привыкания. Начните заранее подготовку малыша к предстоящим изменениям. Лучше сделать это за 3-4 месяца до того момента, как малыш получит направление в детское учреждение. 

За это время маленький человек вполне сможет получить основные навыки самообслуживания, научиться пользоваться горшком и столовыми приборами, носовым платком. Нелишним будет научить кроху мыть руки до еды и поменьше облизывать их – это поможет свести к минимуму риск инфекционных заболеваний.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Задача родителей на этом этапе – закалить малыша и приучить его к тому распорядку дня, который действует в дошкольном учреждении. Гулять с ним нужно ежедневно, в любую погоду, как это принято в большинстве детсадов.

Важно сформировать у крохи положительное восприятие детсада, совместного времяпровождения с другими детьми, внушить ему желание слушаться воспитателей.

Возможные проблемы

Детский садик – это новая жизненная ситуация, в которую попадают дети. Для детишек на первый план здесь выходит общение в группе. Новая обстановка, незнакомые люди — многие малыши проблемно воспринимают это.

Большая часть детей ревёт перед детским садом. Некоторым легко втянуться, но вечером дома бывают слёзы, других приходится уговаривать пойти, они перед входом в садик капризничают и плачут. Более старшие ребятишки легче и быстрее приспосабливаются к новым условиям.

Причиной детских слёз могут явиться следующие факторы:

  • Страх, связанный с новой обстановкой (дети до 3 лет нуждаются в удвоенной заботе). Ребёнок привык к дому, спокойной атмосфере, рядышком с мамой. А попадая в неизвестное место, с определёнными правилами поведения и режимом дня, ему приходится тяжело, он испытывает стресс. Детский сад прививает дисциплину, которой дома до этого ребёнок не придерживался.
  • Переизбыток эмоций. В детсаду дети получают множество новых положительных и отрицательных впечатлений, они могут утомиться и из-за этого стать нервными, плаксивыми и капризными.
  • Неспособность себя обслужить.
  • Ребёнок психологически не готов. Причины могут быть в индивидуальных особенностях развития. Часто такое бывает от недостатка близости с матерью.
  • Эффект негативного первого впечатления. Оно оказывает влияние на нахождение ребёнка в этом заведении.
  • Отторжение вашего малыша персоналом детского сада. К сожалению, и такое возможно.

Каждая проблема во время адаптации значима и требует особого внимания. Поэтому родителям и воспитателям придётся на первых порах совместно прорабатывать малейшие нюансы. Сегодня упустили что-то, а назавтра ребёнок заболел, наотрез отказался идти в садик или выкинул ещё какой-нибудь неприятный сюрприз.

Что нельзя игнорировать:

  • плохой аппетит, отказ от еды в детском саду;
  • частые больничные;
  • членовредительство: приступы агрессии, во время которых ребёнок кусается, царапается, дерётся;
  • социальную дезадаптацию, когда по прошествии недели он продолжает играть отдельно от остальных;
  • отставания в развитии, когда все могут нарисовать домик или слепить ёжика, а он нет;
  • кардинальные изменения в поведении: был послушным и спокойным — резко стал строптивым и нервозным;
  • перенимание негативного поведения: начал неожиданно плеваться, говорить плохие слова;
  • жалобы на воспитателя, что он наказывает, куда-то надолго уходит, заставляет насильно есть, слишком громко кричит.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

В последнем случае не стоит тут же в грубой форме выяснять отношения с воспитательницей. Возможно, эти жалобы — не более чем фантазия ребёнка. Испытывая стресс из-за адаптации, таким образом он может просто обвинять во всём взрослого, который временно заменяет ему маму и папу. Действовать надо крайне деликатно.

Советы психолога

Изначально нужно выяснить, что конкретно мешает адаптации вашего чада в детском саду. Очевидную проблему довольно просто разрешить. Но случается, что перед вами оказывается целый комплекс замаскированных проблем, с которыми самим не справиться. В такой ситуации будет правильно попросить помощи профессионального психолога.

Нужно понять, какие переживания испытывают дети в процессе адаптации, чтобы нивелировать отрицательные и акцентировать положительные. Из отрицательных эмоций можно выделить страх, гнев и обиду. Из позитивных – радость, удовольствие от новых впечатлений и знакомств, чувство удовлетворения от самостоятельных действий.

Сразу не стоит оставлять ребёнка на целый день в саду, три часа для начала будет достаточно. Обязательным условием является то, что ребёнок должен знать точное время вашего возвращения, чтобы он не чувствовал себя оставленным. Договоритесь, чем малыш будет занят без вас. Прощаться лучше шутя, со смехом. Только не вздумайте расплакаться в порыве чувств перед уходом. Позвольте малышу принести с собой любимую игрушку, таким образом он будет не один.

Несомненно, этот незнакомый для вас период нужно пережить вместе. Расспрашивайте ребёнка обо всём, об интересных играх, новых знакомствах. В трудностях помогайте, за достижения хвалите. Расскажите, как вам было плохо без него. Дети должны ощущать, что их поддерживают и ни в коем случае не оставляют.

Подчёркивайте, какой он стал взрослый, самостоятельный, теперь у него появились обязанности куда-то ходить, как у мамы и папы. Перед отбоем дополнительно проговорите хорошие моменты от посещения садика, договоритесь завтра их снова повторить. Чтобы было легко разбудить ребёнка в садик, лучше уложить отдыхать его пораньше.

Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:

  1. Заранее расскажите ребёнку, что скоро ему придётся каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.
  2. Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.
  3. Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.
  4. Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с давними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.

Нельзя в подготовительный период:

  • убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время;
  • поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя);
  • оставлять одного в квартире;
  • показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.

Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:

  1. Заранее сходить в садик, познакомиться с заведующей, воспитателями и нянечками, узнать режим дня, посмотреть условия пребывания, питание.
  2. Мама не должна выходить на работу в тот же день, что малыш пошёл в детский сад. В первые дни его надо забирать пораньше. Нужно быть готовой в любой момент сорваться, так как позвонить с просьбой увезти его домой из-за болезни могут и в 10.00 утра.
  3. Самое оптимальное время для адаптации — лето или зима, но никак не межсезонье.
  4. Не опаздывать утром, вовремя забирать вечером, соблюдать правила внутреннего распорядка, класть в шкафчик сменное бельё.
  5. Если мама утром не в состоянии справиться с эмоциями и тем самым расстраивает малыша, пусть его отводит в садик более сдержанный и строгий папа.
  6. Предупреждать воспитателя с утра о недомоганиях, плохом настроении, перенесённых накануне стрессах.
  7. Забирая ребёнка, интересоваться у воспитателя, как он себя вёл, есть ли какие-то проблемы. Возможно, дома нужно провести какие-либо разъяснительные беседы.
  8. Не посещать садик во время болезни.
Предлагаем ознакомиться:  Бант на выписку: как сделать из ленты для девочки или мальчика, мастер-класс и советы

На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:

  • создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;
  • не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;
  • уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени;
  • на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;
  • усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета;
  • никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом;
  • избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую детскую нервную систему;
  • никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;
  • ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошёл день.

Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:

  • достаточный уровень психологической и социальной подготовки ребёнка к садику;
  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • соблюдение единой системы воспитания в семье и в детском саду;
  • благоприятный микроклимат;
  • индивидуальный подход;
  • психологическая готовность родителей;
  • тесный контакт воспитателя и родителей;
  • щадящие условия пребывания в детском саду во время адаптации (оставаться на неполный день, не до конца съедать кашу, не спать, а просто тихо лежать в кроватке);
  • разрешение брать с собой любимую игрушку.

Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.

Частые ошибки родителей

Одна из распространенных ошибок – обычное отсутствие желания осознавать проблему или неподготовленность к тому, что реакцией ребёнка может быть негатив. Родители могут подумать, что это просто капризы ребёнка, способ привлечь внимание. «Я же ходил – и всё хорошо», — так рассуждают многие, не помня, что сначала тоже подвергались стрессу. Мамы и папы оказываются неготовыми к тому, что ребёнок не слушается, не ест, не спит. От этого частыми бывают ошибки в виде наказания или брани, что только ухудшает положение.

Ещё одна распространённая ошибка — уменьшение внимания родителей, безучастность к делам ребёнка, думая, что в детском саду и так всё нормально, полагаясь на воспитателей. У ребёнка могжет появиться ощущение, что он никому не нужен и брошен. В такой ситуации ребёнок остаётся один на один со стрессом, что может вызвать неоправданную агрессию в попытке постоять за себя, а может наоборот, ребёнок замкнётся, отрешится и станет нервозным.

Как я и говорил, расставание должно проходить с юмором и весело. Иногда мамы пытаются уйти, когда малыш чем-то занят. Закончив свои дела, малыш понимает, что мама ушла, а когда она вернётся, ему неизвестно. Это обстоятельство его сильно пугает, ребёнок думает, что он может хоть когда быть брошен один, а это способно спровоцировать сильную психологическую травму.

Не стоит обещать награду за одно только посещение садика. Далее это может привести к шантажу со стороны ребёнка. Но за отличные поступки в саду или за что-то конкретное рекомендуется хвалить. Также не стоит высказывать своё недовольство о детском саде или воспитателях в присутствии ребёнка — малыш может почувствовать, что садик не такое хорошее место и что там ему может быть плохо.

Запрещается стремительная перемена среды малыша. Адаптация должна быть плавной и обдуманной. Недопустима быстрая смена режима дня и привычек малыша. Все эти обстоятельства могут вызвать те или иные психические нарушения.

  • Не разговаривать при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
  • Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
  • Не начинать ходить в садик в пик трёхлетнего кризиса.
  • Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
  • Увеличить значимость закаливания.
  • Заблаговременно познакомить ребёнка с детишками и воспитателем садика, в который он пойдёт.
  • Дать крохе положительную установку о детском садике.
  • «Раскрыть секрет» ребёнку о специальных навыках коммуникации.
  • Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
  • Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
  • Объяснить ребенку, что временная разлука неизбежна только потому, что он стал взрослее.
  • Не демонстрировать своё волнение и беспокойство перед поступлением в сад.
  • Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
  • Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.

Со скольки лет лучше отдавать в садик?

Мнения специалистов по поводу того, когда всё же лучше отдавать ребёнка в садик сходятся — в три или даже в четыре года. После трёх лет у ребёнка появляется желание активно взаимодействовать с другими детьми. К тому же после трёх лет дети обычно уже начинают лучше говорить, могут учиться договариваться и общаться между собой. Также они уже способны поведать вам о том, как провели свой день, что их огорчало или радовало.

Конечно, у всех людей разные возможности, и не все могут так долго находиться в декрете. Альтернативным вариантом является группа кратковременного пребывания или младшая группа. Такие группы есть почти во всех садах.

Что нужно уметь

Чтобы адаптировать ребёнка к детскому саду, его нужно научить определённым навыкам:

  1. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  2. Пользоваться ложкой и вилкой.
  3. Проситься и ходить на горшок.
  4. Воспринимать разную пищу.
  5. Слушаться взрослых, знать об элементарных манерах поведения.
  6. Чётко и ясно выражать свои мысли.
  7. Общаться, участвовать в коллективных играх.
  8. Мыть руки перед едой и после прогулки.
  9. Убирать за собой игрушки.
  10. Отвыкнуть от соски.
  11. Уметь самостоятельно, без мамы, укачивания и убаюкивания засыпать.

Быстрая адаптация ребенка в детском саду

Этих умений и навыков вполне достаточно для адаптационного периода.

В первую очередь, малыш, отправляющийся с садик, должен быть способен себя обслужить: уметь себя одеть, уметь кушать, ходить на горшок, умываться и вытираться. Само собой, взрослая воспитательница поможет застегнуть пуговицы и завязать шнурки, но не нужно думать, что она будет всегда одевать и кормить с ложечки всех пятнадцать карапузов! Такая задача просто не посильна для воспитательницы.

Нужно подчеркнуть, что 2 года — наиболее благоприятный период, чтобы обучать быть самостоятельным. Необходимо вести занятия с 2-3 лет. Психическое развитие ребёнка в этот период способствует этому. Не зря же говорят, что третий год развития у малыша называется «сам могу!». В это время ребёнка даже не надо просить что-то сделать самому — он только этого и хочет сам, упрямо и бесстрашно настаивая на своём праве сделать дело самостоятельно и получить превеликое удовлетворение от полученного результата.

Зачастую мамам и папам такого ребёнка стоит следить за тем, чтобы самим не помешать его самостоятельности. Наверное, это самое главное в данном процессе! В возрасте трёх лет ребенок становится самостоятельным: ест и пьёт, умывается и чистит зубы, одевается и раздевается, вовремя ходит на горшок. Сейчас он легко убирает игрушки, вытирает тряпкой стол, осторожно складывает одежду.

Вы с трудом верите в это? Но это факт, и более этого: чтобы достичь подобного успеха, вам не нужно прилагать каких-то неимоверных усилий, только одно — не мешайте! Не одёргивайте его за ручки, не следите за каждым его шагом, даже не пробуйте выполнить что-то за него, хотя вам и кажется, что он ещё слишком мал.

Конечно, в жизни это не так уж и легко сделать. Не сразу у него всё станет получаться идеально, будет много проб и ошибок. Самое главное — это терпение. Не каждая мама способна терпеливо наблюдать за многочисленными попытками своего дитя. Но это того стоит, ваше терпение и внимание вам вернутся сполна.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector