Лечение ДЦП — эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

Лечение ДЦП — эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

Лечение ДЦП — эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске
СОДЕРЖАНИЕ

Получение инвалидности

Для получения статуса «ребенок-инвалид» и разработки ИПРА необходимо пройти медико-социальную экспертизу. Получение инвалидности и оформление ИПРА -индивидуальной программы реабилитации и абилитации — будет следующим этапом. Это необходимо сделать, если ребенку установлен диагноз ДЦП, для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог получать помощь государства для своей реабилитации. И ребенок, и семья. Поскольку это очень ресурсно-затратно, и семье одной не справиться.

Для оформления инвалидности и индивидуальной программы реабилитации и абилитации в поликлинике по месту жительства необходимо оформить направление на медико-социальную экспертизу, содержащую заключение и рекомендации врачей-специалистов. Очень важно, чтобы эти рекомендации были максимально полными и содержали все виды средств технической реабилитации и ортопедических изделий, которые могут понадобиться ребенку в будущем;

С того момента, как ребенок получает статус «ребенка-инвалида», на него распространяются действия законов, обеспечивающих права детей-инвалидов на территории Российской Федерации. Это два основных закона.  Международная конвенция по правам инвалидов, которая, в частности, обязует государство обеспечить инвалидам комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, организованные таким образом, чтобы эти услуги и программы начинали реализовываться как можно раньше, и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сторон индивида;

Если сказать проще, то государство – Российская Федерация, — ратифицировав действия Международной конвенции по правам инвалидов на территории нашего государства в 2014 году, взяло на себя обязательство по созданию всех необходимых условий для создания системы реабилитации (в том числе, для этого) детей-инвалидов. Причем, эти услуги ребенок-инвалид имеет право получать непосредственно по месту жительства, и получение этих услуг имеет добровольный характер.

Технические средства реабилитации

Еще один закон, обеспечивающий права детей-инвалидов – это «Федеральный закон о социальной защите инвалидов Российской федерации» № 181 ФЗ. В частности, в статье №11, касающейся индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида дано определение ИПРА как комплекса оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к определенным видам деятельности. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти.

Причины

До 1960–х годов наиболее расространенными причинами возникновения ДЦП врачами назывались осложнения, порлученные в время родов. В 1980 г. после углубленного анализа исследований более чем 35000 случаев диагностики ДЦП, врачей удивили результаты – только у 10% новорожденных с симптомами ДЦП присутствовала родовые травмы.

У других 90% причинами проявления ДЦП были не выяснены. И с этого времени началось более пристальное изучение всего периода развития ребенка с момента зачатия, весь внутриутробный период развития и включительно весь период новорожденности. В результате исследований выделены следующие группы, предраспологающие к развитию ДЦП.

Группы риска, способствующие развитию ДЦП, они классифицируются на три группы:

  • До наступления беременности (пренатальные факторы) определяются состоянием здоровья матери и акушерским анамнезом: отклонения в конституции, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки, уже рожденные дети с патологией ЦНС, дисбаланс женской гормональной системы, присутствие ранее выкидышей и мертворождение;
  • В период беременности: иммуннологическая несовместимость плода и матери, прием лекарственных препаратов, внутриутробное кислородное голодание плода (хроническая плацентарная недостаточность), внутриутробное инфицирование, употребление алкоголя, наркотиков, курение, стрессовые состояния, недоношенность, переношенность;
  • В период родов и первые 7 дней жизни ребенка: крупный или маленький ребенок, кислородное голодание ребенка в процессе родов (асфиксия), внутричерепная травма во время родов, травматичные акушерские манипуляции, длительные или быстрые роды.

Помощь должна быть комплексной

Проблемы пациентов с ДЦП затрагивают различные сферы здоровья и активности, поэтому помощь, которую специалисты оказывают, должна быть комплексной, направленной на профилактику и лечение осложнений заболеваний, на развитие возможностей самого ребенка и на создание оптимальных условий, в которых он может максимально реализовать свой потенциал. Таких видов помощи довольно много.

В чем же нуждается ребенок с ДЦП? В регулярном специализированном медицинском наблюдении непосредственно по месту жительства, в профилактике осложнения основного заболевания. В своевременном лечении сопутствующих патологий, в системе раннего вмешательства, которая организуется специалистами психолого-педагогического профиля и занимающихся обучением родителей и развитием навыка ребенка. В лечении осложнений заболевания, в том числе, хирургических в специализированных стационарах.

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

В медицинской реабилитации на базах стационаров, реабилитационных центров, в лабораторной форме или в форме дневных стационаров или стационарно, в зависимости от потребностей ребенка. В правильно организованной регулярной физической активности на дому и в различных спортивных секциях или в реабилитационных центрах по месту жительства.

Нуждается в адекватной, то есть, в соответствующем потребностям ребенка, организации среды, обеспечивающей ему максимальную возможность включенности в жизнь общества. В обеспечении различными ортопедическими изделиями – ортезами, корсетами, в зависимости от потребностей ребенка, и их своевременной замене. В адекватно подобранных ТСР – технических средств реабилитации.

В паллиативной помощи в случае ее необходимости. В социально-бытовой адаптации, то есть, обучению мелкому самообслуживанию, повседневным бытовым навыкам. В социально-педагогической реабилитации: детские сады, школы, различные центры, специализирующиеся на этом виде помощи. Общее образование с учетом возможностей ребенка. Профессиональная ориентация и обучение. Санаторно-курортное лечение. Обучение родителей и группы психологической поддержки.

Как видим, это очень широкий спектр задач, решить которые все непосредственно вместе в одном реабилитационном центре невозможно. Эти задачи для решения большого количества структур как медицинских, так и социальных.

Когда говорят о лечении ДЦП, подразумевается комплекс лечебных и реабилитационных мероприятий, который позволяет улучшить клиническую картину, уменьшить тяжесть патологических симптомов.

Комплексное лечение ДЦП может включать:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапевтические методы;
  • реабилитационные мероприятия;
  • в некоторых случаях показано оперативное лечение.

Церебральные параличи, как правило, осложняются многими другими патологиями:

  • эпилепсией;
  • сколиозами, артритами и прочими заболеваниями скелетно-мышечной системы;
  • гидроцефалией;
  • атрофией зрительного нерва и прочими зрительными нарушениями;
  • расстройствами координации движений;
  • нарушениями слуха;
  • психоэмоциональными расстройствами;
  • поведенческими нарушениями;
  • расстройствами речи и т. д.

Медикаментозное лечение ДЦП и немедикаментозная терапия, как правило, призваны бороться с распространенными осложнениями. Комплексный подход позволяет избежать нежелательных сценариев развития патологии, уменьшить патологические симптомы сопутствующих заболеваний.

Так медикаментозное лечение позволяет:

  • купировать эпилептические приступы;
  • минимизировать, насколько это возможно, метаболические нарушения;
  • снять мышечный тонус;
  • уменьшить болевые симптомы;
  • остановить панические атаки и т. д.

Симптомы

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

К симптомам ДЦП относятся:

  • патология движений, вызванная несоответствием физиологического равновесия мышц и связочно-суставного аппарата, нарушающих мышечную работу (слабость в конечностях (парезы), непроизвольное сокращение мышц (гиперкинезы);
  • искажение расположения тела в пространстве (отвечает вестибулярный аппарат), равновесия, координации движений;
  • патология работы головного мозга в виде трудностей согласованных движений, нарушение чувствительности, патологических изменений речевой функции в виде отсутствия речи, искажений произношения);
  • изменение восприятия собственных частей тела – полное выключения из движений пораженной конечности у 50 % детей с гемиплегиями;
  • снижение функций познания, снижение интеллекта;
  • патологические изменения поведении (волевые отклонения, недостаток внимания, страхи, тревожность, сниженное настроение, повышенная активность);
  • задержка моторного и/или психоречевого развития;
  • судорожный синдром;
  • спатология зрения (косоглазие, нистагм, амблиопия, кортикальные выпадения полей зрения);
  • сизменение слуха;
  • сповышение внутричерепного давления и изменение формы черепа;
  • сраспространенный остеопороз;
  • спатологические изменения работы сердца, сосудов и легочной системы;
  • снарушения мочеиспускания;
  • сискривление конечностей и позвоночного столба в виде их укорочения, контрактур и сколиоза.

Мультидисциплинарная команда специалистов

Оптимально, если в оказании помощи ребенку-инвалиду участвует мультидисциплинарная команда специалистов. Это и врачи разных специальностей: педиатр, невролог, ортопед, реабилитолог или врач ЛФК. При необходимости, врачи других специальностей: диетолог, офтальмолог, эпилептолог, нейрохирург. Какие-то еще другие специалисты: специалисты ЛФК, эрготерапевт, протезист, психолог, логопед. Специалист по социально-бытовой адаптации, педагоги, социальные работники и юристы.

Внимание специалистов при составлении программ помощи ребенку с церебральным параличом должно быть направлено на его способность к передвижению, поддержания позы и длительной активности, способность к коммуникации, сопутствующие заболевания, повседневную активность, уход за ребенком, качество жизни ребенка.

Современные реабилитации представляют собой комплекс мероприятий, включающих медицинскую, физическую, психолого-педагогическую, социально-бытовую реабилитацию. Не ограничиваясь лишь двигателем развития ребенка в процессе реабилитации, мы должны стремиться развивать его личность в целом.

Наша глобальная цель – сделать так, чтобы проявления болезни были минимизированы, осложнения предотвращены или устранены полностью, вовремя и с минимальными затратами.

Чтобы ребенок рос и развивался, жил полноценной жизнью в кругу любящей семьи и друзей. Получил образование и вырос бы взрослым, способным на независимую самостоятельную жизнь, насколько это возможно, не утратив веры в себя и свою ценность.

— Медицинское наблюдение, педагогическое сопровождение.

— Педагогическое сопровождение.

ДЦП у взрослых

— Физическая терапия  — развитие двигательных навыков, обучение повседневной двигательной активности.

Для решения каждой проблемы есть методы и средства с доказанной эффективностью. Есть методы, эффективность которых не подтверждена. И хочу обратить ваше внимание, что

пытки запрещены по отношению ко всем людям, в том числе, по отношению к детям-инвалидам.

К сожалению, некоторые из методов реабилитации, которые мы видим – в частности, которые нам показывают родители наших детей, снимая на видео реабилитацию в каких-то частных учреждениях или с приглашенными специалистами на дому, — больше напоминает пытки, чем реабилитацию. И это категорически запрещено!

Если вы сомневаетесь, ваш ребенок кричит от боли и ужаса или он кричит потому, что он, в принципе, не хочет заниматься, мой совет, как врача – проверьте его пульс. Если он участился настолько, что вы его даже сосчитать не можете – ребенок испытывает колоссальный физический стресс. Научиться ничему новому в состоянии такого дикого стресса в принципе невозможно, и это бессмысленно и вредно.

Эрготерапия – это еще один из компонентов реабилитации, и он направлен на то, чтобы сделать человека способным к независимой самостоятельной жизни максимально, насколько это возможно, с помощью адаптации среды и задач, которые стоят перед ребенком. В том числе, с использованием технических средств реабилитации.

Социальная адаптация тоже один из компонентов реабилитации – развитие навыков самообслуживания.

Социальная активность, которую тоже ни в коем случае нельзя упускать из виду. Это общение, развитие самостоятельности, познавание среды и развитие социальных навыков (посещение магазина, поликлиники, кафе, театра и так далее). Это всё ребенку в жизни пригодится.

Критерии тяжести

Определяются по степени выраженности тех или иных симптомов, нарушений движений, способности к самообслуживанию и общению.

  • Легкая степень. Двигательная активность ребенка слегка ограничена, он может передвигаться самостоятельно. Справляется с домашними обязанностями. Занимается в обычной средней школе. В дальнейшем способен овладеть одной из большинства профессий.
  • Средняя степень. Движения у ребенка ограничены и возможны только с посторонней помощью. Возможно овладение узким кругом профессий.
  • Тяжелая степень. Ребенок требует постоянного присмотра и ухода. Навыки самообслуживания отсутствуют.

Медицинское наблюдение ребенка

Технические средства реабилитации

Для чего ребенку с ДЦП нужно медицинское наблюдение? Педиатр нужен, чтобы следить за состоянием его общего здоровья и физическим развитием, например, прибавкой в весе у детей, у которых есть сложности с кормлением, а также за состоянием дыхательной системы при риске аспирации пищи и при необходимости дать рекомендации по питанию, лечению соматических заболеваний (анемии, нарушениями работы сердца, желудочно-кишечного тракта). При необходимости педиатр привлечет узких специалистов, например, диетолога, гематолога и других.

Необходимо регулярно осматривать ребенка у офтальмолога, чтобы уточнить состояние зрения и лечить выявленные нарушения.

Эпилептолог понадобится ребенку, если диагностирована эпилепсия для того, чтобы контролировать ее течение, подбирать препараты, оценивать их концентрацию в крови, своевременно проводить коррекцию дозы, если это потребуется.

Стоматологу желательно показывать ребенка, чтобы избежать кариеса зубов и с нарушениями прикуса для того, чтобы в будущем ваш ребенок мог без проблем жевать пищу и, вообще, питаться.

Кардиолог – чтобы учитывать состояние сердца при физических нагрузках, – не обязательно, не всем детям, но может понадобиться.

Невролог проводит необходимое обследование, определяет диагноз и уровень крупной моторики по системе классификации глобальных моторных функций GMFCS, определяет уровень спастичности в различных группах мышц, дает рекомендации по реабилитации, в случае необходимости назначает медикаментозное лечение.

При необходимости врачи могут предложить эффективные способы снижения спастичности мышц у вашего ребенка – такие, как ботулинотерапия и некоторые виды хирургических операций.

Предлагаем ознакомиться:  Сколько должен весить ребенок в 5 месяцев?

Регулярные осмотры невролога и ортопеда необходимы, чтобы предотвратить различные осложнения ДЦП – контрактур и вывихов суставов, и устранить их путем операции, если осложнения произошли. На сегодняшний день существуют специальные программы стандартизированного наблюдения детей с ДЦП с заданными коридорами показателей определенных ортопедических тестов и данных рентгенографии тазобедренных суставов, которые позволяют вовремя принять необходимые меры профилактики и избежать осложнений.

Оценку функциональных возможностей ребенка с ДЦП с использованием стандартных шкал.

Клиническую оценку спастичности и проведение функциональной гониометрии.

Проведение рентгенологических методов исследования.

Оценку проводимости этапного лечения.

Определение маршрута пациента.

Регулярные осмотры невролога и ортопеда детей с ДЦП: до 6 лет – один раз в шесть месяцев, после 6 лет – один раз в год.

И рентген тазобедренных суставов: детям с I уровнем GMFCS – по показаниям; со II уровнем GMFCS – в 2 года и в 6 лет, в остальное время – по показаниям; с III, IV, V уровнем GMFCS – один раз в год до 6 лет, потом – по показаниям.

При угрозе развития контактур суставов врачом назначаются и подбираются необходимые ортопедические изделия – например, туторы на голеностопные суставы для ходьбы, разводящие шины на бедра (SWASH) и другие. За изготовлением этих изделий в ортопедическую мастерскую необходимо обращаться с заключением врача, который должен точно указать, что именно нужно ребенку.

Уважаемые родители, обращаю ваше внимание, что

недостаточно просто иметь ортезы, чтобы они лежали в шкафу. Они не будут выполнять свою функцию таким образом. Ортезы должны использоваться в соответствии со схемой, назначенной вам врачом.

Если ортез на голеностопные суставы назначен для использования его во время сна, ребенок должен спать в нем каждую ночь, минимум 8 часов. Только тогда мы можем рассчитывать на эффективную профилактику осложнений. Если вы одеваете ночные туторы несколько раз в неделю (два – три раза на два часа), то это не имеет смысла, поскольку недостаточно для профилактики развития контрактур.

Признаки

Клинические признаки диагностики ДЦП различны в разных возрастных периодах:

  • до 5 месяцев ребенка — это ранний период
  • с 6 месяцев и до 3 лет — начальный резидуальный период,
  • с 3 лет и старше — поздний резидуальный период.

Клинические проявления ДЦП ребёнка до 1 года:

  • У новорожденных с поражением ЦНС обращает на себя внимание ограничение ребенком в движении ручки и ножки одной половины тела, пораженные конечности, как правило, приведены к телу. Новорожденный ребенок промахивается, когда пытается засунуть кулачок в рот, поворачивает голову в другую сторону. При раздвижении ножек кнаружи чувствуется затруднение и повышенный тонус в отводящих мышцах бедра. Трудности и напряжение в мышцах шеи при повороте головы в сторону.
  • 1 месяц. В один месяц при обследовании обращает на себя внимание задержка психомоторного развития: ребенок не реагирует улыбкой на ласковое обращение родителей, не удерживает головку, не фокусирует взгляд на игрушках. В поведении беспокойный, капризный, испытывает затруднения при сосании, бывают поперхивания, отмечаются судороги и непроизвольные вздрагивания.
  • 3 месяца. У 3-х месячных детей с ДЦП сохраняются рефлексы, как у новорожденных, которые в норме должны исчезнуть к этому времени. Сохраняется врожденный рефлекс на автоматическую ходьбу, когда ребенок, при подержке в вертикальном положении делает несколько шаговых движений. Не угасает и ладонный рефлекс – при нажатии пальцем на центр ладошки ребенок непроизвольно открывает рот. В норме в это время появляется навыки переворачивания с живота на спину и обратно, а также лежа на животике, уверенно удерживает головку.
  • 4 месяца. При правильном психомоторном развитии ребенок узнает близких людей, улыбается им, начинает произносить звуки — «гулить», активно шевелит ручками и ножками, тянуться и берет игрушку в ручку, не только обращает внимание, но и рассматривает рядом находящиеся предметы. Ребенок с признаками поражения ЦНС в поведении вялый, быстро утомляется, капризничает, выгибается дугой, промахивается, когда тянется к игрушке, может отмечаться дрожь в руке, задействует преимущественно одну руку.
  • 6 месяцев. В полгода продолжается активное психомоторное развитие. К этому возрасту, дети начинают говорить отдельными слогами, без затруднений переворачиваются с живота на спину и обратно, уверенно держат головку, самостоятельно делают глотки с кружки или кушают с ложки, активно совершают ползательные движения. Отличается реакция ребенка на своих и чужих людей. Вызывает беспокойство при наблюдении и осмотре ребенка не только напряженность (гипертонус) мышц, но также и мышечная слабость, постоянное беспокойство, плаксивость, плохой сон, вздрагивания.
  • 9 месяцев. В 9 месяцев ребенок с симптомами ДЦП равнодушен к процессу ходьбы, с трудом удерживает тело в сидячем положении, отклоняется на бок, не может удерживать предметы в ручках, роняет их. При нормальном развитии дети уже должны вставать на ножки, ходить с поддержкой по кроватке или с помощью взрослых по комнате. Ребенок хорошо знает свои игрушки, пытается сказать их названия, произносит отдельные звуки или слоги.

Все вышеописанные проявления ДЦП в разных случаях проявляются по-разному, иногда они бывают сглажены. Наличие тех или иных симптомов и их интенсивность зависит от глубины поражения ЦНС.

Симптомы ДЦП, выявляющиеся после 3 лет жизни ребенка относятся к поздним (резидуальным). Их можно разделить на следующие группы:

  • Искривления опорно-двигательного аппарата — ноги и руки с парезами меньше здоровых, уменьшена мышечная масса, присутствуют неровности, изогнутости костей, различные сколиотические изменения позвоночника.
  • Изменения пораженных суставов (контрактуры) — уменьшение объема движений в суставах, дистрофия (недоразвитие) сустава из-за неравномерности мышечного тонуса и деформации мышечной ткани в месте поражения.
  • Эпилептическая симптоматика с малыми и большими судорожными припадками.
  • Нарушения глотания — выявляются с новорожденности и проявляются в затруднении сосания — вяло сосет, глотает с затрудениями, не сглатывает слюну.
  • Нарушение слуха — у детей снижен порог слухового восприятия, поэтому он не реагирует на голоса и звуки, это замедляет интеллектуальное развитие.
  • Задержка формирования речи — из-за снижения тонуса мышц гортани, языка, губ ребенок не четко произносит звуки, это формирует трудности в коммуникации.
  • Нарушение зрения — вовлечение в патологический процесс зрительных зон и глазных нервов вызывает снижение зрения, косоглазие, в тяжелых случаях слепоту.
  • Нарушение развития челюсти — формирование патологического прикуса из-за неправильного роста зубов. Нарушение формирования эмали. Все это приводит к раннему развитию кариеса и потере зубов.
  • Задержка психо-эмоционального развития — диагностируется, начиная с года, когда ребенок начинает говорить и более активно познавать мир. Этот симптом важен в инвалидизации, чем меньше интеллектуальный уровень, тем более серьезную группу инвалидности приобретает ребенок.
  • Нарушение мочеиспускания и кала — из-за дисбаланса работы сфинктеров и мышц отвечающих за контролем над дефикацией и мочеиспусканием.
  • Затруднения движений и напряжения мышц — ребенок передвигатся неуклюже, движения порывистые и хаотичные или замедленные.

Базой полноценного двигательного созревания ребенка является постуральный рефлекторный механизм – это комплекс удерживающий ребенка в правильном вертикальном положении при движении. Он основан на 2 типах автоматических реакций: выпрямления тела и его равновесия. Эти реакции развиваются у ребенка последовательно с рождения и до 5-6 лет жизни. Автоматизмы выпрямления и равновесия, взаимодополняют друг друга создавая равномерное распределение мышечного напряжения и все виды движений.

При детском церебральном параличе повреждение мозга влечет за собой создание неправильного (патологического) постурального рефлекторного механизма, что приводит к чрезмерному мышечному тонусу в отдельных группах мышц, вследствие искажения опоры на ноги и самой функции ходьбы.

Технические средства реабилитации

Создание стереотипа патологической постуральной активности происходит не сразу, а постепенно с развитием двигательной активности ребенка. В первые полгода жизни ребенка диагностика ДЦП затруднена из-за наличия автоматических автоматизмов. Когда на 5-6 месяце начинают проявляться навыки удержания вертикального положения тела и навыки ходьбы начинают выявляться симптомы гипертонуса нижних конечностей и неравномерности напряжения мышц спины. Вследствие высокого мышечного тонуса могут формироваться контрактуры рук и ног.

Поэтому очень важно на ранних этапах диагностировать ДЦП и начать адекватный комплекс лечебных, двигательно-реабилитационных мероприятий. Ткани головного мозга ребенка первого года жизни очень пластичен, обладает значительными восстановительными механизмами. Лечение, получаемое на более ранних этапах, в период формирования вертикального положения тела и ходьбы дает большие результаты.

Кроме того двигательная активность у такого ребенка еще рефлекторная, не сформированы сложные двигательные навыки, отсутствует мышечная спастика, еще не сформированы неправильные позы, нет деформаций и контрактур вследствие чего правильные двигательные навыки вырабатываются лучше, существует временной промежуток для их закрепления.

Предотвратить формирование контрактур суставов

Сейчас проговорим в целом, что мы можем сделать, чтобы предотвратить формирование контрактур суставов и деформации скелета при ДЦП. Ну, конечно, в первую очередь регулярно проходить осмотр у врача, чтобы оценить степень риска вторичных ортопедических осложнений и получить рекомендации по способам профилактики и лечения.

Важным средством является регулярная двигательная активность ребенка. Если ребенок не двигается самостоятельно, не может выполнять движение в суставах в полном объеме, ежедневно эти движения должны выполняться пассивно. Причем эти движения могут выполнять родители своими силами, это не занимает много времени. Ежедневно перед сном подвигать немного ручками, ножками вполне посильная задача.

Ребенок вовремя должен быть посажен и вертикализирован с использованием соответствующих ТСР, если эти недоступны самостоятельно. Вовремя – это значит нужно посадить ребенка в стульчик до года, начиная где-то с 8-9 месяцев, и поставить его в вертикализатор после года, если он сам не стоит. Важно, чтобы эти ТСР были грамотно подобраны.

Для лечения мышечной спастичности должны использоваться методы с доказанной эффективностью – ботулинотерапия, по показаниям лечение пероральными формами миорелаксантов, либо нейрохирургическое лечение. Массаж для лечения спастичности не эффективен. Не эффективны любые процедуры, эффект от которых сохраняется несколько часов. Например, прогревание.

Очень любят наши родители всевозможные тепловые процедуры, например, парафинотерапию. Говорят, что действительно спастичность снижается. Но обратите внимание  — насколько? Ненадолго. Этого недостаточно, чтобы в длительной перспективе снизить риск формирования контрактуры.

У детей со спастическими формами ДЦП при наличии патологических установок суставов необходимо использование туторов  на время сна, и, в некоторых случаях, гипсование конечностей по назначению врача-ортопеда.

У ходячих детей для исправления неправильной походки используются различные ортопедические аппараты на голеностопные суставы. Необходимо своевременно заменять ортопедические изделия по мере роста ребенка. Если ортез стал ребенку мал, надо заменить его в ближайшее время. Не надо ждать полгода до того момента, когда у вас подойдет срок компенсации по ИПР, чтобы через полгода получить новое изделие. За это время успеет сформироваться контрактура, и лечить ее будет очень сложно.

При неэффективности консервативного лечения проводится оперативное ортопедическое вмешательство на мягких тканях.

Физическая терапия

Переходим к следующему компоненту реабилитации – физическая терапия. Это неотъемлемая составляющая часть медицинской реабилитации. Она направлена на развитие, сохранение, улучшение или восстановление двигательных функций, нарушенных в результате болезни или травмы, которая использует упражнения лечебной физкультуры, физические факторы (такие как массаж и физиопроцедуры), вспомогательные устройства и обучение пациентов.

Физическая терапия позволяет улучшить мышечную силу, гибкость, выносливость, поддержание позы, походку, координацию, равновесие, контроль над болевыми симптомами и общее здоровье. Позволяет ребенку приобрести новые двигательные навыки, оптимизировать и закрепить уже существующие, подобрать необходимые технические устройства, облегчающие ребенку движения и делающие его более безопасным.

Технические средства реабилитации

Лечебная физкультура должны проводиться регулярно и целенаправленно, способствуя приобретению ребенком новых двигательных навыков, препятствуя формированию патологических двигательных стереотипов, развивая мышечную силу и ловкость ребенка, тренируя навыки повседневной жизни, которые необходимы ребенку в данный момент, помогая ему решать его трудности с движением.

Поддерживающая терапия проводится на протяжении всей жизни ребенка, а затем и взрослого с ДЦП. Это длинная дистанция, поэтому надо грамотно рассчитывать ресурсы и возможности ребенка. Оптимально, если физическая активность станет постоянной частью жизни ребенка, будет добровольной и приносящей ему удовольствие.

Отдельное внимание необходимо уделять развитию моторики рук детей с ДЦП, с самого раннего возраста поощряя чувствительность, опору на руки, самостоятельные движения кисти и пальцев, захват, удержание и различные манипуляции с предметами разного размера, их перемещение. Это позволит развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, бытовые и школьные навыки в будущем.

Эрготерапия  — это терапия, основанная на вовлечении пациента в значимые действия повседневной жизни, такие, как мобильность, навыки самообслуживания, игра, образование и социальное взаимодействие. А также для обеспечения условий и поощрения участия в такой деятельности, несмотря на нарушения или ограничения в физическом или умственном функционировании.

Предлагаем ознакомиться:  Каждый ли месяц происходит овуляция или нет: сроки

Психолого-педагогическая реабилитация – это также обязательная часть программы медико-социальной реабилитации. Помощь логопеда необходима ребенку с ДЦП для диагностики и коррекции речевых нарушений; для развития речи как средства коммуникации; при необходимости обучения ребенка и семьи методикам альтернативной, невербальной коммуникации;

Армед

Социально-бытовая адаптация направлена на выработку навыков самообслуживания, бытовых навыков, навыков социального участия. Прогресса в этой области можно добиться только в результате длительных, грамотно организованных занятий со специалистами, а также постоянного использования выработанных новых навыков дома, в быту.

Методы физической терапии для детей всех уровней двигательной активности необходимо выбирать в соответствии с текущими двигательными проблемами ребенка. Есть методы с доказанной эффективностью и методы, эффективность которых не доказана. Общим требованием ко всем методам физической терапии может быть тщательная оценка возможностей ребенка, определение ключевых проблем, постановка конкретной цели занятий, оценка результата вмешательства.

Цель реабилитации выбирается с учетом возраста ребенка; степени двигательных нарушений, т.е. потенциальных возможностей ребенка; актуальности тех или иных задач для самого ребенка и его семьи; наличии необходимых условий для тренировки определенного навыка; личностных факторов ребенка.

Итак, цель реабилитации должна быть направлена на активность ребенка. В случае физической реабилитации – на его мобильность, которая, согласно Международной классификации функционирования, включает:

  • изменение позы,
  • поддержание позы,
  • перемещение тела,
  • перенос и перемещение объектов и манипуляции ими,
  • ходьба и перемещение, включая передвижение с помощью вспомогательных средств.

Мы можем увеличить активность ребенка, не только повлияв на его функции (например, на его мышечную силу и подвижность суставов), но и на внешнюю среду (например, подобрав необходимые технические средства для ходьбы и обучив ребенка их использованию).

Цель реабилитации должна быть сформулирована максимально конкретно и записана.

Теперь поговорим про актуальность цели. Она определяется ежедневной активностью ребенка и проблемами, которые возникают в связи с ней. Это должен быть новый навык или новое качество выполнение навыка, который облегчит ребенку выполнение его повседневных задач, а его семье – уход за ним.

Цель обязательно определяется с учетом мнения родителей. Специалисты могут провести коррекцию запроса родителей с учетом его достижимости. Родители должны быть согласны с целью реабилитации и заинтересованы в ее достижении. Для закрепления нового навыка им понадобится отрабатывать его дома с ребенком самим, поэтому они должны получить необходимые для этого навыки и информацию.

Особо хочу подчеркнуть, что формирование любого нового навыка происходит только при его выполнении. Никакие пассивные воздействия не способствуют выработке новых навыков и их закреплению. Повторение пассивных движений не помогает их освоить. Только то, что ребенок делает на занятиях сам, активно, может стать частью его повседневной активности.

Если привести пример, то запрос от родителей: «Улучшить ходьбу по лестнице». В результате массажа, физиопроцедур не улучшится ходьба по лестнице. Для того, чтобы ходьба по лестнице улучшилась, необходимо тренировать именно ходьбу по лестнице, и делать это на лестнице.

Цель считается достигнутой, когда ребенок усваивает самостоятельно выполнение нового навыка в повседневной жизни. Если поставленная цель не достигнута, необходимо проанализировать, почему это произошло, и учесть этот опыт в будущем, при выборе методов и средств реабилитации.

Важно понимать, что жизнь ребенка, а затем и подростка с ЦП не может состоять из непрерывных усилий по реабилитации. Как и у любого здорового ребенка, подростка, у него должно быть врем просто жить – общаться со сверстниками, играть, познавать окружающий мир, обучаться, участвовать в жизни общества — расти и развиваться как личность.

Это поэт и философ с ДЦП Григорий Хубулава. Этим летом во время стажировки в институте им.Турнера я была на выступлении с лекцией Григория Геннадьевича. Во время медицинской конференции ему предоставили слово, и он выступил с сообщением на тему «Личность инвалида». Это было очень глубокое выступление, в котором он сказал:

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

«Все мы люди, которые считаем себя здоровыми, — мы не обладаем неограниченными физическими возможностями. Мы все в чем-то ограничены, но это не ограничивает нас как личность. И мы не должны считать, что физические ограничения ограничивают детей-инвалидов. Они тоже полноценные личности, и мы должны относиться к ним, как к личностям».

Спасибо за внимание! Надеюсь, эта информация была для вас полезной.

Фото из Центра реабилитации детей-инвалидов при Марфо-Мариинской обители сестер милосердия: Анна Гальперина; диакон Андрей Радкевич

Обучение родителей

Отзывы родителей о центрах реабилитации и применяемых методах восстановления детей с ДЦП.

Мы были в Московском реабилитационном центре, когда они только открылись. Понравилась детская йога, массаж каждый день по полчаса: один день спина, другой – руки и ноги.

А ЛФК не понравилось, я могу сама так заниматься. Персонал вежливый, приветливый, оборудование и помещения современные.

Римма, Москва

У ребенка ДЦП – тетрапарез. Лечились в разных городах, прошли 3 курса реабилитации в Самаре, результаты есть. Дочке 6 лет, передвигается на коленках, знает два языка, сидит сама, очень хочет ходить сама.

Инна, Самара

Нам провели 3 курса ЛФК, результаты очень радуют. Сонечка научилась ходить, держась за руки – раньше она не понимала, что надо делать.

Теперь мы уверенно ходим не только дома, но и на улице по песку, где есть и ямки, и бугорки. Научилась ползать, пока медленно, но с каждым днем все увереннее. Учимся ходить, держась за одну ручку.

Лена, Вологда

Детский церебральный паралич – это тяжелое заболевание, требующее длительного регулярного лечения и реабилитационных мероприятий.

Родителям совместно с медиками следует разработать программы по адаптации ребенка, проводить курсы медикаментозной терапии, подобрать правильные вспомогательные средства для передвижений, занятий и проведения гигиенических процедур.

Необходимо научить ребенка всем навыкам комфортных и независимых от посторонних повседневных действий.

Большую часть своего времени ребенок проводит дома, а не в реабилитационных центрах. Очень важно, как именно он сидит, стоит, ходит, играет, ест, отдыхает – дома. В большей степени от качества выполнения повседневной активности зависит насколько успешным будет освоение новых навыков, насколько правильными будут движения ребенка, насколько успешно они будут выполняться.

Поэтому специалистам очень важно дать родителям необходимые знания о том, как правильно должен быть организован быт ребенка, какие средства должны для этого использоваться, каких поз и положение ребенка надо избегать, какие поддерживать, и как это делать. Еще очень важно научить родителей правильно перемещать ребенка, чтобы не навредить ни своему, ни его здоровью.

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

Технические средства реабилитации необходимы для поддержания ребенком правильной позы и профилактики деформаций скелета и вывихов суставов. При ДЦП используются кресла адаптированные; опоры для стояния и вертикализаторы; кресла-коляски; активные кресла с электроприводом; ходунки и трости медицинские опорные;

различные приспособления для облегчения ухода за ребенком, такие, как подъемное устройство, в том числе в ванную комнату; кресло для купания; различные спортивные тренажеры. Технические средства реабилитации позволяют компенсировать ограничения активности ребенка, максимально используя его доступные возможности.

С целью компенсации дефицитарных функций при церебральном параличе могут использоваться различные приспособления и технические устройства, такие как устройства для коммуникации, слуховые аппараты, адаптированные посуда и столовые приборы для самостоятельного приема пищи, адаптивные письма и печати, различные приспособления, используемые в повседневной жизни для облегчения выполнения бытовых рутин (таких, как одевание, застегивание пуговиц, мытье и т.п.).

Адаптация среды позволяет приспособить ее к нуждам ребенка с двигательными нарушениями и этим расширить его возможности. В специально оборудованной среде, учитывающей потребности и ограничения ребенка, и предлагающей ему те двигательные задачи, решить которые он в состоянии, происходит ежедневная тренировка без постоянного обращения за помощью к родителям, что позволяет ему расти и развиваться.

Настойчивость в достижении цели, ежедневный труд могут многое изменить в жизни ребенка с ДЦП. В отличие от обычных детей, их развитию мешают лабиринтные и шейные тонические рефлексы. Сопутствующие двигательным нарушениям патологии зрения, слуха, психоречевые расстройства,трудности с пространственным анализом и синтезом, затрудняют обучение.

Но благодаря совместным усилиям самого пациента, родных, врачей, педагогов, логопедов сегодня удается изменить жизнь многих людей с ДЦП. Те, кто оставаясь в социальной изоляции, не имея возможность получить абилитацию, образование, раньше становились беспомощными людьми с тяжелой инвалидностью, сегодня нередко обретают самостоятельность, осваивают профессии, создают собственные семьи.

До недавнего времени обучение детей с ДЦП в нашей стране, за исключением единичных случаев, проводилось в специализированных школах-интернатах. В коррекционных образовательных учреждениях продолжают получать образование дети с особенными потребностями, которые не могут посещать обычную школу.

Элемент соревнования, стремление быть равным среди равных – отличный стимул для учебы. Ежедневные занятия, домашние задания, позволяют расширять кругозор, совершенствовать мышление, память и прочие когнитивные возможности. Кроме того, получая первый опыт самостоятельной жизни вне дома, общаясь со сверстниками, учителями, ребенок расширяет границы духовного мира, учится существовать в обществе, взаимодействовать с другими членами коллектива.

И это – отличный опыт не только для особенного мальчика или девочки, но и для вполне обычных детей. Наряду с математикой, языками, биологией и прочими науками, они имеют возможность получить бесплатный урок доброты, милосердия, сострадания, взаимовыручки. При условии, что взрослые, учителя, психологи, которые должны обеспечить сопровождение ребенка с ДЦП в обычной школе, помогут им разобраться в том, что такое «хорошо», а что такое «плохо», покажут пример человеколюбия.

Если по каким-либо объективным причинам ребенок с ДЦП не может посещать общеобразовательные либо коррекционные учреждения, сегодня есть возможность домашнего обучения.

Во время индивидуальных домашних занятий педагог может посвятить внимание и время целиком одному ученику. Ребенок чувствует себя защищенным, а значит более спокоен в домашней обстановке, поэтому ему бывает легче сконцентрироваться на процессе обучения.

Однако находясь на домашнем обучении, он будет лишен возможности общения со сверстниками, жизни в коллективе, самостоятельности в принятии решений и т. п.

Поэтому, если состояние ребенка, форма болезни и степень поражения позволяют ему получать инклюзивное образование, родители и другие взрослые должны сделать все возможное для его успешной интеграции в детский коллектив.

Приоритеты в реабилитации меняются с возрастом ребенка

В младенчестве помимо медицинского наблюдения и лечения текущих заболеваний в случае необходимости, а также курсов медицинского массажа, помощь должна быть направлена на обучение родителей правильному позиционированию ребенка, стимуляции его развития посредством исследования окружающей среды и физических упражнений, уходу и кормлению.

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

В отношении детей младшего возраста усилия специалистов будут фокусироваться на развитии мобильности ребенка и формировании навыков игры и самообслуживания.

В дошкольном возрасте главной целью реабилитации будет достижение независимой мобильности. Занятия лечебной физкультурой в этом возрасте должны проводиться регулярно и целенаправленно, важна их правильная организация.

В этом возрасте дети получают максимальное количество курсов реабилитации, однако их частота и интенсивность не должны быть чрезмерными. Это как раз та ситуация, когда поездка в реабилитационный центр организуется ради того, чтобы повысить уровень текущей функциональной активности ребенка, для того, чтобы ребенок освоил какие-то новые навыки. Затем дома в привычной обстановке он эти навыки должен закрепить и ввести в свой ритуал повседневной двигательной активности.

Если ребенок съездил в реабилитационный центр, научился там что-то делать но по приезду домой у него нет возможности этот навык реализовать, значит, эта реабилитация не дала ему ничего нового. Признаком успешности реабилитации является внедрение какого-то нового навыка в повседневную активность ребенка.

Если самостоятельной ходьбы или ходьбы с приспособлениями не удается добиться, до момента начала обучения в школе ребенок должен быть обучен использованию активного кресла или кресла с электроприводом, и такое кресло должно быть в его распоряжении.

Соответствуя потребностям подростков, акцент в их реабилитации должен смещаться в сторону коммуникации с окружающим миром и совершенствования навыков повседневной жизни, а также на необходимую помощь в получении образования.

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

В школьном возрасте нужда в реабилитации возникает в период скачков роста и после ортопедических хирургических вмешательств. В остальное время физическая активность должна постоянно присутствовать в жизни ребенка в любом виде, который ему нравится. Лучше, если он выберет его сам. Это может быть плавание, иппотерапия, слэдж-хоккей, «Лыжи мечты» и т.п. – что угодно. Необходима регулярная тренировка мышечной силы и подвижности суставов для сохранения текущего уровня активности.

Реабилитация не должна быть для ребенка отбыванием повинности.

Предлагаем ознакомиться:  Когда перед родами переворачивается ребенок

Истощая силы ребенка чередой непрерывных интенсивных курсов реабилитации, родители рискуют привить ему отвращение к физической нагрузке как таковой. Ставя перед ребенком невыполнимые задачи и принуждая его к чрезмерным усилиям, можно сделать его апатичным, не верящим в свои силы. Делая ребенка пассивным объектом манипуляций, его лишают понимания, зачем реабилитация нужна именно ему, и чего он может достичь, развивая свои движения.

Шкала GMFCS

Выбор цели реабилитации, помимо возраста ребенка, должен быть основан на степени тяжести двигательных нарушений ребенка по шкале GMFCS – системе классификаций крупных моторных функций. Выделяют 5 уровней функциональной активности ребенка с ДЦП.

I уровень по системе GMFCS – дети начинают ходить самостоятельно в возрасте до 2-х лет, в дальнейшем им доступна ходьба без ограничений, бег и прыжки.

II уровень – к 2 годам ребенок ползает на четвереньках, ходит вдоль опоры, самостоятельно ходит к 4 годам, при ходьбе есть ограничения – плохо бегает и прыгает, неуверенно ходит по лестнице, по неровным поверхностям, в толпе,

III уровень – к 2 годам ребенок переворачивается и ползает на животе, к 4 годам ползает на четвереньках или ходит с поддержкой на короткие расстояния, к 6 годам ходит с использованием ручных средств передвижения (трости, ходунки). Для передвижения на большие расстояния ребенку необходима коляска.

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

IV уровень – к 4 годам сидит с опорой, ползает на животе, в лучшем случае может ходит на короткие расстояния с использованием различных приспособлений (ходунки с фиксацией корпуса), в основном самостоятельное передвижение возможно только при использовании моторизированных средств.

V уровень – ребенок самостоятельно не передвигается.

Благодаря исследованиям канадских ученых в начале 2000-х годов у нас появились данные по динамике развития моторных навыков у детей с ДЦП. Вот на этой картинке вы видите графики, которые были составлены в результате этого длительного исследования, которое было организовано таким образом, что специалисты по физической терапии в течение нескольких лет регулярно приходили на дом к детям с ДЦП и оценивали их текущий уровень физической активности с использованием количественных шкал.

Вот здесь на вертикальной оси обозначены в процентах двигательные возможности ребенка по шкале GMFCS 66. Эта шкала – тест, содержащий 66 заданий, выполнение каждого из которых оценивается по трехбалльной шкале. Затем эти баллы суммируются, и в баллах получается количественная оценка моторики ребенка.

И вот были выявлены определенные закономерности, согласно которым половина детей с ДЦП I-ого уровня достигает практически максимального уровня развития своих возможностей (где-то 90%) примерно к 5 годам – от 4 до 6 лет, такой интервал у них. Дети со II-ым уровнем достигают 90% своих потенциальных возможностей где-то в 4,5 года (от 3 до 6 лет), дети с III-им уровнем еще раньше – в 3,5 года.

Цели реабилитации

Глядя на этот график тогда может возникнуть вопрос: «Зачем тогда заниматься реабилитацией, если, в общем-то, все предопределено?» На самом деле, это не так, потому что здесь мы видим в виде вот этих графиков отражение медиан результатов. То есть, средних результатов. На самом деле разброс показателей был довольно большой.

Например, даже для детей с I уровнем показатели их моторного развития были от 60% до 100%. Для детей со II уровнем – от 50% до 80%. Для детей с III уровнем – от 40% до 65%. Для детей с IV уровнем – от 25% до 50%. Это довольно большой разброс, в пределах которого ребенок, даже имея определенный уровень двигательного развития, может либо набирать навыки, либо утрачивать их.

И я скажу, это довольно существенная разница — ребенок, имеющий 60% своих двигательных возможностей или 100%. И, в общем-то, есть к чему стремиться и над чем работать. Другое дело, что, конечно, если это ребенок IV-ого уровня, то есть определенные навыки, которым мы не сможем его научить, как бы мы не старались.

И сейчас я хотела бы более подробно поговорить о реалистичных целях реабилитации для детей каждого уровня.

Итак, дети с уровнем развития I и II по GMFCS. Те, которые самостоятельно ходят без ограничений или с ограничениями. Они имеют локальные двигательные проблемы при хорошем уровне моторного развития. Целью реабилитации в их случае будет сохранение свободы передвижения, улучшение двигательной функции, в том числе рук, профилактика контрактур, минимизация оперативных вмешательств.

Развитие речи, интеллектуальное развитие тоже обязательно должно быть целями реабилитации. Полноценная социализация – вот это очень важный пункт, попрошу вас обратить на него внимание потому, что если нашей основной задачей, нашей целью полноценная жизнь ребенка в обществе, когда он вырастет, то не надо подчеркивать постоянно его отличие от здоровых сверстников.

Постоянные поездки куда-то далеко на реабилитацию, в общем-то, мешают этому ощущению себя здоровым, полноценным. Перед ним постоянно стоят какие-то такие сложные задачи, перед ребенком. Ему приходится трудиться не меньше, чем работающему взрослому. Не надо как-то очень сильно нагружать детей. Надо как-то усилия по реабилитации равномерно распределять так, чтобы они проводились регулярно в течение всего года, а не откладывались на лето, на время летних каникул. Когда ребенок интенсивно реабилитируется вместо законного отдыха.

Важна регулярность реабилитации при сохранении обычного ритма жизни (минимальная «больничная изоляция» ребенка). Без особой необходимости такому ребенку делать в стационаре нечего. И все реабилитации, которые он получает, вполне могут быть амбулаторными.

Дети с III уровнем активности, которые стоят и ходят с опорой. Целью их реабилитации будет сохранение возможности вертикализации и передвижения с использованием специальных приспособлений. Мы будем улучшать и поддерживать двигательную функцию ребенка. Будем заниматься выработкой оптимального двигательного паттерна, максимальной независимости при передвижении и самообслуживании; коррекцией позы; профилактикой контрактур (включая лечение спастичности и ортезирования); будем стараться минимизировать медицинские вмешательства.

Необходимо также облегчить использование ТСР, заниматься развитием речи и познавательным развитием. И необходимо стремиться к максимальной возможной социализации с привлечением различных технических средств. Дело в том, что дети III уровня развития хотя и ходят с использованием ходунков, но это достаточно энергозатратный для них процесс, и они не могут с ними передвигаться на большие расстояния.

Это очень небольшое расстояние, поэтому для детей, которые не могут полноценно передвигаться на большие расстояния, необходимо использовать кресло активного типа. Для многих родителей это является болезненным вопросом, но если вы задумаетесь о цели, для которой это делается, то вы поймете, что это абсолютно оправданное средство потому, что ребенок перестанет нуждаться в помощи взрослого для передвижения, у него появится возможность более плодотворно общаться со сверстниками, играть с ними в игры. И это – другая жизнь, и это необходимо сделать.

Тактика в этом случае – это раннее начало реабилитации; регулярность и физическая доступность (возрастает роль учреждений круглосуточного пребывания); психологическая работа со всеми членами семьи; регулярность мультидисциплинарного наблюдения ребенка. Очень важны адекватные ожидания в отношении результатов реабилитации со стороны родителей и специалистов.

К сожалению, для детей с III уровнем развития моторики по GMFCS – это предел их возможностей передвижения и, к сожалению, особенности функционирования их центральной нервной системы не позволяют ему освоить ходьбу без передвижений. И проводить бесконечные интенсивные курсы реабилитации с целью ее все-таки добиться – это не эффективное использование ресурсов ребенка.

Гораздо эффективнее было бы потратить их на обучение более простому использованию этих средств. Например, не пользоваться помощью родителей для того, чтобы встать с дивана, взять самостоятельно ходунки, пройти по квартире в туалет с этими ходунками, воспользоваться туалетом самостоятельно без помощи родителей.

А мы часто сталкиваемся с тем, что родители говорят: «Квартира заставлена мебелью, с ходунками там ребенок пройти не может». И ребенок оказывается заложником ситуаций, когда для самых простых бытовых действий и для перемещвения на небольшие расстояния ему постоянно нужна посторонняя помощь. Вот этого надо избегать и добиваться максимальной самостоятельности ребенка при перемещении и при выполнении повседневных навыков.

Для детей с IV уровнем активности по GMFCS целью реабилитации будет сохранение возможности пассивной вертикализации, устойчивого положения в кресле, функции рук. Поясню, что такое пассивная вертикализация. Это опоры на стопы, когда вы придерживаете ребенка. И необходимое условие того, чтобы вы могли пересадить ребенка с коляски на кровать, с кровати на кресло, как-то перемещать его в пространстве так, чтобы он в этом участвовал и помогал вам, и вам не приходилось полностью принимать его вес на себя при перемещении.

Пока ребенок маленький это не вызывает у родителей особенных сложностей, но дети растут, и довольно значительно, и в тот момент, когда ему будет 12-14-16 лет, вам будет очень сложно взять его на руки и перенести из коляски в ванную или обратно. Надо научить ребенка максимально вам помогать при перемещении. И при необходимости использовать специальные средства, которые облегчат ваши и его задачи.

Для детей с V уровнем активности по GMFCS целью реабилитации станет возможность комфортного позиционирования; уменьшение боли, облегчение ухода; налаживание кормления, подбор адекватного питания. При возможности – налаживание контакта, коммуникации с помощью невербальных методов. Обучение родственников способам коммуникации.

Пожалуйста, обращайтесь в таких случаях за помощью к специалистам потому, что ситуация, когда родители на протяжении 5-6-8 часов в день кормят ребенка совершенно ненормальная. Так не должно быть. Не должен страдать ни ребенок, не должен страдать родитель. Есть способы облегчить эти сложности при кормлении, есть способы наладить прием пищи.

Этим занимаются специалисты по питанию. Как правило, это логопеды, которые с помощью подбора консистенции, температуры, количества пищи, которое вы одномоментно подаете в рот ребенку. Даже ложка, которой вы это делаете, имеет значение. Особенно важно положение ребенка во время кормления. Адаптировав все это, выбрав наиболее оптимальное положение, оптимальные продукты, которыми вы будете кормить ребенка, можно свести все сложности к минимуму.

Но, к сожалению, в некоторых особо тяжелых случаях, когда глотание сильно нарушено, даже этого может оказаться недостаточно. И тогда, при отсутствии набора веса ребенком, при постоянных аспирациях пищи и жидкости в дыхательные пути, когда ребенок закашливается, поперхивается во время каждого прием пищи, может понадобиться установка зонда или гастростомы для осуществления полноценного питания ребенка.

Коммуникация с ребенком

И очень важно все-таки добиваться возможности коммуникаций с ним. Если ребенок не может говорить, это не значит, что он не может коммуницировать в принципе. Потому, что можно научить его выражать отказ, согласие, жалобу или просьбу с использованием доступных ему средств: например, жестов, движений головы; есть специальные кнопки, коммуникативные, карточная система; другие какие-то возможности. Специалисты могут помочь вам с этим.

Если ребенок участвует как-то в выборе того, что он хочет есть или во что он хочет поиграть, если он может вам как-то сообщить об этом, хотя бы на уровне выражения отказа или согласия, это уже делает его жизнь более интересной. Он понимает, что он вообще в ней как-то участвует, что он не просто предмет, с которым выполняют какие-то манипуляции, независимо от его желания или нежелания.

Лечение ДЦП - эффективное лечение детского церебрального паралича в Челябинске

Очень важно развивать коммуникации ребенка. Таким образом получается, что реабилитация должна быть включена в процесс повседневного ухода за ребенком, и большая ее часть должна осуществляться на дому, конечно же, с помощью специалистов, которые научат родственников правильному уходу, кормлению и как заниматься с ребенком.

Часто таким деткам нужно оперативное лечение с целью уменьшения боли и облегчению ухода, паллиативная помощь, наблюдение специалистов различного профиля и психологическая работа со всеми членами семьи обязательно должна проводиться.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector