Если Вашему ребенку пять лет

Если Вашему ребенку пять лет

Если Вашему ребенку пять лет
СОДЕРЖАНИЕ

Психическое развитие и мышление

Итак, что должен уметь ребенок в 5.5-6 лет со стороны мышления? Большинство психологов и педиатров считает, что именно в этом возрасте малыша следует готовить к школе. Объясняется это достижением пика познавательной активности. Если кроха постоянно задает вопросы, старайтесь максимально развернуто отвечать на них. Но перегружать детскую психику информацией нельзя. Если он переутомится, это может на долгое время отбить у него желание узнавать что-либо.

Прежде чем узнать, что же должен уметь карапуз, напомним, что его навыки во многом зависят от того, насколько часто родители занимаются с ним. Итак, малыш в 5.5 лет должен обладать такими умениями:

  • Называет цифры от одного до десяти, показывает их на картинке, считает предметы. Некоторые умеют считать до 10 и больше.
  • Иногда дети умеют решать элементарные примеры, например, 3-1, 2 2 и так далее. Чаще они просто запоминают решение этих примеров, так как логическое мышление в этом возрасте развито еще недостаточно.
  • Мальчик или девочка умеет различать простые геометрические фигуры, рисует их изображение на листе бумаги. Чаще это круг, квадрат, треугольник.
  • Многие дети знают некоторые буквы, могут подобрать слова, которые начинаются с них. Если попросить найти ту или иную букву среди других, дошкольник находит ее, иногда может написать на бумаге.
  • Редко малыши в 5.5 лет начинают уже читать по слогам, но так случается, скорее, в случае исключения.
  • Ребенок различает животных, показывает их на картинке, изображает звуки, которые издают эти животные.
  • Различает цвета и некоторые оттенки, может показать их на картинке, найти тот или иной предмет определенного цвета, по просьбе взрослого.
  • Знает название дней недели и месяцев, но ориентироваться при этом во времени кроха еще вряд ли умеет.
  • Карапуз умеет решать элементарные задачи и загадки.
  • В 5.5 лет он уже вполне собирает несложные пазлы, кубики, пирамиды.
  • Находит общие и различные черты между предметами, может объединить их по какому-либо признаку или, наоборот, исключить лишний, при этом объяснить свое решение.

Логическое мышление в дошкольном возрасте начинает активно развиваться, но сейчас логика малыша имеет свои особенности.

Если вам кажется, что непоседа делает абсолютно неправильные выводы, не стоит настаивать на своем и ругать его. Со временем все встанет на свои места. Для хорошего развития логики родителям необходимо больше читать своему чаду, отдавая предпочтение познавательной литературе для определенного возраста. Подойдет информация о птицах, животных, растениях, странах и прочем.

Развитие памяти и внимания

Словарный запас дошкольника позволяет ему четко выражать свою мысль, ведь он уже довольно разнообразен. Он без труда составляет сложные предложения, четко выражая свои эмоции и желания. Мальчик или девочка умело использует вводные слова и сложные конструкции.

С каждым днем эти навыки усовершенствуются:

  • 5-летний ребенок четко произносит все звуки, лишь некоторые буквы могут не поддаваться ему, чаще это «р», «с», «ш». Если наблюдается такая картина, родителям нужно записать маленького непоседу к логопеду.
  • Умело склоняет слова и использует превосходные и сравнительные формы прилагательных.
  • Четко умеет определить и использовать интонационную окрашенность предложения. Это касается восклицательных, вопросительных и других форм предложения. Стихотворения ребенок рассказывает с интонацией и расстановкой.
  • Понимает понятие слов «сегодня», «завтра» и «вчера». Лишь некоторые дети сейчас до сих пор путают их.
  • Может назвать свой адрес и фамилию. Знает имя и фамилию родителей.

На этом этапе развивается наглядно-образное мышление. Сейчас всезнайка умеет четко выразить мысли, возникающие в его голове при увиденном. К 5 годам он легко вступает в диалог со взрослым и своими сверстниками, но на длительный монолог он еще не совсем способен.

У детей в пять лет память находится в так называемом переходном состоянии. Сейчас карапуз уже осознает, что может запоминать предметы, людей и события не только на бессознательном уровне, но и осознанно. Непоседа легко заучивает довольно большие стихотворения, запоминает песенки с ранее незнакомыми словами.

В 5.5 лет ребенок должен уметь следующее:

  • Концентрировать внимание на одном занятии в течение 15-20 минут.
  • Запоминать очередность 8 предметов, удерживать их в своем поле зрения.
  • Определяет, какой предмет появился, а какой исчез из списка.
  • Легко находит отличия на двух картинках.
  • Запоминает и рассказывает стишки, пересказывает прозу.
  • Может составить простой сюжет по картинкам.
  • Помнит, что происходило вчера, сегодня, может рассказать об этих событиях.
  • Запоминает значение новых слов, правильно использует их в своей речи.

В 5.5 лет ребенок должен уметь ответить на простые вопросы взрослого, например, «Что ты делал в саду», «Что вы ели на обед», «Чем занимались с бабушкой» и так далее.

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

фото 1

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

Если Вашему ребенку пять лет

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Ребенок в 5 лет способен четко формулировать свои мысли при помощи слов. Он умеет оперировать всеми частями речи, выстраивать предложения и произносить их без запинки.

  • Ребенок умеет четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова всех частей речи, включая разные склонения, времена, наклонения глаголов, множественное и единственное число, превосходную и сравнительную степени прилагательных и т.д.;
  • умеет придавать предложению интонацию и определять таковую у собеседника;
  • может с выражением прочитать стихотворение;
  • знает и без проблем называет фамилию, имя и отчество родителей, учителя и свои;
  • знает свой точный адрес проживания (в том числе, регион, город);
  • знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, сам себя поправляет.

Нервная система пятилетки уже значительно окрепла, мозг почти полностью развит и нейронные связи выстроены.

  • В этом возрасте память становится несколько иной – если раньше кроха просто запоминал то, с чем часто сталкивался, то теперь ваш дошкольник может заучивать стихи, песни и даже прозу осознанно и целенаправленно. Объем памяти значительно увеличился и она становится смысловой – то есть, ребенок не просто зазубривает текст, но и понимает, о чем рассказывает.
  • 5-летний ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-либо уже около 20-30 минут, а иногда и дольше.
  • К 5 годам ребенок знает дни недели, время суток, понимает, что означает сегодня, вчера, завтра. Знает времена года и понимает, чем они отличаются, может на картинке показать время года.
  • Психологи рекомендуют начинать целенаправленное изучение иностранного языка именно с этого возраста – сейчас ребенок полностью освоил язык родной и не станет путать иностранные слова с родными.
  • У ребенка развивается абстрактное мышление, хотя это только начальный этап, но уже очень нравиться его использовать.
разваитие 5-летнего ребенка, двухколесный велосипед

Burda Media

  • Считается нормой, если ребенок к 5 годам знает около 3000 слов, правильно (почти всегда) строит предложения и может вести осмысленный диалог.
  • Малыш не просто может поддержать беседу (если захочет, конечно), но сам старается произносить слова и звуки правильно – заканчивается время смешных словечек и милых дефектов речи.
  • После 5 лет, как правило, ребенок может произнести все звуки, исключение составляет звук «р», сложности с которым могут быть вплоть до школьного возраста.
  • Кроме слов, ребенок учится активно пользоваться интонацией, чтобы придать речи эмоциональную окраску. Но тут так же многое зависит от родителей – если вы читали раньше много и с выражением, малыш уже знает, как произносить вопросительное предложение, а как подать восклицание.
Предлагаем ознакомиться:  Рацион питания беременной женщины

Если Вашему ребенку пять лет

Пять лет — очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст — именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей — это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Физическое развитие 5-летнего ребенка

Координация движений у малыша сейчас уже достаточно развита. Он ловко бегает, прыгает, лазает по лестнице, спускается с горки на детской площадке. Сейчас непоседа уже четко знает, на что способно его тело. С каждым днем навыки усовершенствуются. Мальчики, как правило, активнее девочек, но так бывает не всегда.

Пятилетний малыш должен обладать следующими физическими навыками:

  • Быстро и ловко бежит на довольно большое расстояние, при этом преодолевает различные преграды (бугорки, ямы, канавки и прочее).
  • Мальчик или девочка без труда взбирается на довольно высокие предметы (лавочки, бордюры), с легкостью спрыгивает с них.
  • Умело орудует мячом, ловит его, бросает в цель, толкает ногой, набивает о землю несколько раз.
  • Ребенок в 5.5 лет умеет пройти по узкой доске, удерживая при этом равновесие.
  • У дошкольника отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому он долго может качаться на качелях, крутиться на карусели. Кувырки и стойка на голове также не доставляют ему дискомфорта.
  • Некоторые дети без труда удерживаются на канате, заползают по нему, лазают по горизонтальным лестницам, перебирая руками.

С каждым днем маленький непоседа становится более выносливым. Длительные прогулки уже не доставляют ему такого дискомфорта, как раньше. Малыш открывает новую информацию, которая откладывается в головном мозге.

Координация 5-летки уже значительно лучше, вестибулярный аппарат крепчает и если малыш склонен к укачиванию в дороге, теперь это случается реже.

  • Пятилетний ребенок уже может освоить двухколесный велосипед, по прежнему с удовольствием катается на беговеле и самокате, но уже пытается выполнять всевозможные трюки – езда по прямой дороге для него слишком проста.
  • С удовольствием бегает, перепрыгивает небольшие канавки и лужи, ходит по бордюру без помощи взрослых (ну, или почти без помощи).
  • Прекрасной тренировкой для пятилетки станут популярные сейчас веревочные парки, где приходится использовать координацию и тренировать ловкость и смелость.
  • Может выдержать довольно долгие пешие прогулки, запоминает то, что видит по дороге и может удержать в памяти несколько историй.
10 игр для развития социальных навыков ребенка

10 игр для развития социальных навыков ребенка

У ребенка уже хорошо развита координация движений. К физическим задачам, с которыми должен справляться ребенок 5 лет, относят:

  1. Быстрый бег на достаточно большие расстояния, в том числе с препятствиями (ямы, камни, пеньки ребенок должен обегать);
  2. Ловля мяча и бросок, удар по мячу рукой или ногой;
  3. Уверенная походка по узкой дорожке или бордюру;
  4. Качание на качелях, каруселях, прыжки и кувырки;
  5. Поднимание и спускание по вертикальной лестнице, фиксация на перекладине двумя или одной руками;
  6. Удерживание на канате, редко — способность взбираться по нему;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на большие расстояния.

Нормы роста и веса

Калькулятор роста и веса ребенка

Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик
Девочка

Выберите возраст

Вес

Низкий кг

Средний кг

Высокий кг

Рост

Низкий см

Средний см

Высокий см

Что должны уметь делать?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и телесные наказания. Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов — малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Не бойтесь хвалить ребенка: в этом возрасте это необходимость. Особенно, если малыш начинает что-то новое, вы просто обязаны поддержать его, а похвала будет лучшим вариантом. Конечно, не стоит увлекаться этим, ведь переборщить легко — чрезмерная похвала может вызвать появление эгоистического поведения. Хвалите, но так, чтобы ребенок понял — он сделал это хорошо, но если постараться, то можно и лучше.

Давайте ребенку проявить свою самостоятельность, не проявляйте агрессии и раздражительности. Не учите, а помогайте и доверяйте малышу — именно это поможет быстро и незаметно пережить кризис 5 лет и воспитать настоящего, достойного человека для общества.

В 5 лет ребенок должен самостоятельно:

  • умываться и чистить зубы, зная, что это нужно делать утром и вечером;
  • сам снимать обувь и верхнюю одежду после прогулки;
  • мыть руки после прогулки и перед едой и вытирать их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми предметами (в том числе, ножом);
  • самостоятельно принимать ванну.

При этом ребенок может сам натирать себя намыленной мочалкой и смывать пену, но оставлять его в ванной без присмотра нельзя.

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.
Предлагаем ознакомиться:  Как отучить ребенка грызть ногти на руках: советы психолога

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, дети в пятилетнем возрасте должны уметь:

  • Называть предметы и описывать их.
  • Свободно передвигаться и ориентироваться дома и в детском саду.
  • Знать элементарные правила дорожного движения.
  • Указывать свой адрес проживания, свое имя, фамилию, а также имя и фамилию своих родителей.
  • Распознавать не менее 7 видов растений и называть их части.
  • Называть не менее 7 животных, подражать их звукам.
  • Знать 5-7 видов птиц, называть их.
  • Проявлять интерес к окружающему миру.
  • Использовать простые и сложные предложения в речи, уметь выражать свои эмоции словесно.
  • Математика: считать от 1 до 10, решать простые примеры, уметь найти цифры, нарисовать их.
  • Говорить внятно, произносить все звуки.
  • Знать названия и последовательность дней недели.
  • Рисовать, лепить из пластилина, вырезать ножницами простые фигуры.
  • Писать буквы по образцу.
  • Выполнять элементарные задания, отгадывать загадки.
  • Вступать в контакт с другими детьми, иметь коллективные навыки работы.
  • Уметь объяснять правила игры другим детям.

Кроме этого, в 5.5 лет ребенок должен уметь самостоятельно чистить зубы, умываться, надевать и снимать обувь, одежду. Должна быть хорошо развита мелкая моторика. Карапуз должен без труда брать и удерживать пальцами небольшие предметы. Дети в этом возрасте должны проявлять живой интерес к природе, заботиться о домашних питомцах. На площадке вступать в контакт с другими сверстниками, уметь вести диалог, находить общие интересы и увлечения.

Если Вашему ребенку пять лет

Малыши в 5 лет стремительно развиваются как с физической стороны, так и в психологическом аспекте. Сейчас им очень важна поддержка родителей. Чтобы наладить тесный контакт со своим чадом и оказаться рядом в трудную минуту мама и папа должны помнить несколько важных советов. Давайте их рассмотрим:

  • Все время следите за своим тоном. Нельзя повышать голос и переходить на крик. Тон должен быть доброжелательным. Если даже кроха в чем-то провинился, нужно постараться спокойно объяснить, почему так делать нельзя.
  • При любых обстоятельствах старайтесь выслушать непоседу. Даже если вы немного заняты, нельзя перебивать ребенка.
  • Четко обозначьте правила поведения для своего чада. Если определенные вещи запрещены, не меняйте своего решения. Главное, не сдавать позиции самому взрослому. Если вы сказали, что на сегодня смотреть телевизор хватит, запрет должен оставаться запретом.
  • Иногда случается так, что малыш стал замкнутым, его тяжело разговорить, он перестал делиться своими мыслями со взрослыми, агрессивно реагирует на сверстников. Здесь необходима консультация специалиста. Нужно показать кроху психологу или неврологу.
  • Будьте терпимы, если сын или дочка выполняет элементарные вещи (чистит зубы, умывается, одевается) медленнее, чем вам бы этого хотелось. Не забывайте, что вы тоже не сразу освоили те или иные навыки.

Старайтесь во всем поощрять любознательность карапуза, отвечайте на его вопросы четко и развернуто. Ведь для своего всезнайки вы пока являетесь главным источником информации. Постарайтесь проводить с ним время за чтением книг, будьте эрудированными.

Если вы не можете ответить на тот или иной вопрос, поищите ответ на него в книгах или интернете вместе со своим чадом. Кроме этого, важно помнить такие советы:

  • Обязательно следите за тем, чем интересуется дошкольник в 5 лет. Старайтесь как можно лучше развить его навыки в этой сфере. Возможно, у вас в семье растет маленький астроном или биолог. При этом навязывать свои интересы нежелательно. Если сын или дочка не хочет заниматься музыкой, не нужно отдавать его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь стать положительным примером. Следите за своими поступками и эмоциями. Даже если вы в чем-то ошиблись, не бойтесь признать вину и исправиться.

Психологи делают акцент на том, что ни в коем случае нельзя сравнивать своего малыша с другими, говорить, что у него что-то получается хуже, чем, например, у соседского мальчика. Это больно ударит по самооценке. Не выдвигайте требований, которые крохе попросту не по плечу в силу его возраста. Если у него что-то не получается, постарайтесь поддержать и помочь. Это наладит доброжелательные отношения и поможет вырастить полноценную личность.

Развитие мелкой моторики

К данному этапу развития мелкая моторика ребенка должна быть хорошо развита. Так, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держать карандаш (ручку, кисточку) и пользоваться ими с нужной силой нажатия;
  2. Раскрашивать картинку, не выходя за пределы предмета;
  3. Рисовать по образцу фигуры по клеточкам;
  4. Лепить мелкие детали из пластилина;
  5. Завязывать и развязывать шнурки.

В 4-5 лет ребенок должен уметь совершать действия с мелкими предметами довольно легко. Несмотря на это, важно ежедневно выполнять с ним занятия на развитие мелкой моторики. Это поможет совершенствовать уже полученные навыки.

Способности малыша в этом возрасте:

  • Уверенно держит ножницы, ручку, карандаш. Умеет рисовать мелкие предметы, регулирует силу нажатия.
  • С легкостью завязывает шнурки, умеет развязать узел, образовавшийся на них.
  • При раскрашивании рисунков не выходит за линию.
  • Может навести буквы и цифры по образцу на линейке или в клеточках.
  • Умеет делать мелкие детали из пластилина.

Развитие мелкой моторики тесно связано с мозговой деятельности. Чем лучше развит этот навык, тем активнее будет развиваться и логическое мышление. Именно поэтому родителям так важно научить карапуза орудовать с ножницами, кисточками, карандашами, пластилином и прочим. Заинтересовать малыша можно, занимаясь вместе с ним.

Физиологическое развитие детей от 5 до 7 лет: точная таблица

Каждый малыш растет и развивается по индивидуальной схеме. Если параметры вашего чада немного отклоняются от приведенных в таблице норм, не стоит волноваться. Выявить отклонения может только врач.

Рост мальчиков

Вес мальчиков

фото 2

Рост девочек

Вес девочек

Эти показатели являются средними и не могут использоваться как эталон для всех детей. Некоторые малыши сначала немного отстают в развитии, но уже очень скоро догоняют своих сверстников. Здесь многое зависит от наследственной предрасположенности, питания, условий жизни ребенка и некоторых других факторов.

Тест

Тест на развитие ребенка в 5 лет состоит из 7 простых заданий. Для его проведения предварительно нужно приготовить:

  • Три отдельных изображения разного времени суток (утро, вечер, ночь);
  • Картинку с 10 или более отдельными предметами, которые ребенку известны (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Картинку с 3 кругами разных цветов;
  • Картинку с 3 известными ребенку предметами (ложка, ручка, телефон).

Задачи:

  1. Спросить, какое сейчас время года.
  2. Спросить «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручень?». Можно придумать свой простой вопрос с причинно-следственной связью.
  3. Попросить назвать в комнате предметы круглой (квадратной, треугольной) формы.
  4. Разложить перед ребенком картинки разных времен суток и попросить назвать их.
  5. Попросить на картинке с 10 и более предметами посчитать их.
  6. Попросить на картинке с 3 кругами назвать их цвет.
  7. Попросить рассказать, для чего нужен каждый из 3-х предметов с последней картинки.

Каждый правильный ответ отмечается знаком « ».

Если есть один «—», рекомендуется провести тест для детей 4-х лет. При наличии одного или больше минусов, ребенка следует показать детскому психологу.

Психология

В 5.5 лет кроха уже умеет использовать личный опыт, анализируя те или иные предметы. Он оценивает различные критерии этих предметов, различая их по форме, размеру, цвету, ширине и другим признакам. Карапуз четко различает мельчайшие детали, сравнивает предметы. В этом возрасте наблюдаются очень активные психические процессы.

Свою речь ребенок использует не только для общения с людьми, но и для обработки данных, поступающих от другого человека. Изучить окружающий мир ему помогает получение аргументированных ответов от взрослых. Для нормального психического развития родителям важно придерживаться таких советов:

  • Четко и терпеливо выслушивать все вопросы.
  • Прислушиваться к мнению своего чада.
  • Принимать позицию малыша, даже если вы с ней не совсем согласны.
  • Нельзя насмехаться над умозаключениями, даже если они кажутся глупыми.
  • Стараться поощрить любознательность всезнайки.

Еще один важнейший процесс, формирующийся именно на этом этапе, это воображение. Это умение используется для лучшего усвоения полученной информации во время общения со взрослыми, сверстниками и во время процесса обучения. Воображение позволяет малышу фантазировать, что сопровождается позитивными эмоциями.

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

Предлагаем ознакомиться:  Что должен уметь и знать молодой папа

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

фото 3

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Социальные и бытовые навыки

Большинство детей в 5.5 лет вполне могут проводить время наедине с собой, играя игрушками, но все же предпочитают компанию сверстников или взрослых. Больше малышам нравятся активные и подвижные занятия. При этом правила маленькие непоседы часто придумывают самостоятельно, используя свое воображение.

В этом возрасте карапуз уже умеет самостоятельно и без напоминания выполнять такие бытовые навыки:

  • После ночного сна умывается и чистит зубы, повторяет аналогичные процедуры вечером.
  • После прогулки снимает верхнюю одежду и обувь.
  • Моет руки после туалета и перед едой.
  • Умело использует столовые приборы, знает правила поведения за столом.
  • Самостоятельно моется, используя мочалку и мыло.
  • Здоровается со знакомыми людьми.
  • Знает слова «спасибо» и «пожалуйста».

Родители должны прививать и развивать социальные и бытовые навыки своему чаду с раннего возраста. К 5 годам они уже отлично усвоятся, что поможет дать крохе отличное воспитание. Конечно, многое здесь зависит от характера ребенка, но без усилий папы и мамы успеха в этом деле не добиться.

Эмоциональное развитие пятилетнего ребенка

В 5.5 лет родители уже вполне могут понять, каким вырастит их чадо. Сейчас психика крохи уже вполне сформирована. Психологи утверждают, что именно этот возраст у детей самый спокойный. Он уже пережил кризис в 2 и 3 года, а следующий трудный период ожидается к семи годам. А сейчас маленький непоседа легко идет на компромисс, с ним можно договориться. Истерики в этом возрасте случаются редко. Ребенок может выразить свои желания словами. Чаще карапуз пребывает в хорошем расположении духа.

Общаясь со сверстниками, непоседы предпочитают дружить с кем-то одним. К некоторым малышам он может проявлять неприязнь. Родители должны чаще разговаривать со своим чадом, стараться узнать, что его волнует или почему возникли негативные эмоции. В 5.5 лет мальчик или девочка умеет выражать радостные и грустные эмоции. Сильно развито чувство стеснения при общении с посторонними людьми или, если приходится выступать на публику.

фото 1

Поскольку в маленькой головке уже образуется множество мыслей и историй, 5-летний ребенок склонен «фатазировать» — рассказывать то, чего на самом деле не было. И вот тут родителям придется поучиться различать фантазии от самой настоящей, хоть и неумелой, лжи.

  • В 5 лет ребенок должен понимать, что другому живому существу может быть больно, грустно, страшно, так же, как и ему самому. Он не станет обижать слабого, будь то другой ребенок или котенок, если родители поступают так же. И наоборот, если родители проявляют грубость в отношении кота и или собаки, 5-летка поступит точно так же и слова здесь вряд ли помогут.
  • Старший дошкольник становится обидчивым , его можно задеть не только словом, но даже интонацией, с которой сделано замечание. Он уже вполне определившаяся личность, хочет, чтобы с ним считались, и будет добиваться этого доступными ему методами (например, демонстративным протестом).
  • Вопросов пятилетка задет по-прежнему много, возможно даже больше, чем раньше. Но они качественно меняются – вместо общего «почему?», появляются более конкретные «как?», «зачем», «что будет?» и т.д.
  • Задумывается о смерти и может переживать по этому поводу, но пока эти переживания довольно быстро проходят и редко вызывают серьезные страхи.

Fotolia

Игра пятилетнего ребенка

  • Пятилетки в основном предпочитают ролевые игры, причем как мальчики, так и девочки. Хотя сюжеты мальчиковых и девчачьих игр могут значительно отличаться.
  • Поскольку внимание пятилетнего ребенка может быть сконцентрировано дольше, он лучше складывает пазлы (больше фрагментов), при игре с конструктором может использовать инструкцию – правда, если она простая и составляет не более 7-10 шагов.
  • Рука пятилетки уже почти хорошо его слушается, поэтому, ему очень нравиться рисовать, как карандашами, так и красками, лепить из пластилина (глины, пластики, теста). Многие пятилетки уже могут изобразить что-то по своему желанию и иногда получается похоже 🙂
  • Если вы играли в буквы раньше, то ваш пятилетний малыш уже знает и находит в тексте почти все буквы, причем как заглавные, так и прописные.
  • Ребенок может достаточно долго играть самостоятельно, при этом игра обычно сюжетная и задействованы не только игрушки, но и другие предметы. Часто детки во время такой игры беседуют, причем говорят от имени разных персонажей игры.

Старший дошкольник умеет сам одеваться и раздеваться, моет самостоятельно руки, умывается и чистит зубы. Застилает постель, помогает убирать в доме и в своей комнате, складывает игрушки после игры – хотя, может упрямиться. Возраст 5-6 лет психологи называют периодом покоя – это время эмоционального плато, когда кризис 3 лет миновал, а кризис 6-7 лет еще не наступил.

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

  1. Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова. Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
  2. Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Особенности развития ребенка в этом возрасте

В 5.5 лет малышам интересно в буквальном смысле все. Какие бы совместные занятия ни предложили родители, маленький непоседа, несомненно, будет заниматься вместе с ними. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов того, чем можно заняться с дошкольником:

  • Обучение цифрам в виде игры. Например, нарисовать карточки, где каждая карта будет иметь сою цифру. Их нужно перекладывать с места на место, просить малыша найти ту или иную цифру. В процесс игры можно подключить кукол и мягкие игрушки, провести для них урок. Такая домашняя учеба пойдет сыну или дочке на пользу.
  • На улице будет полезно заняться спортом. Для этого подойдут игры с мячом, скакалкой, теннисными ракетками. Занятия спортом допускаются и дома. Развить ловкость можно с помощью игры «меткий стрелок». При этом нужно взять мячик и стараться закинуть его в небольшое ведерко.
  • Занять маленького непоседу будет полезно рисованием. Подойдут карандаши, фломастеры, краски. Рисовать можно что угодно: природу, зверей, портреты.
  • Прекрасное проведение досуга – лепка из пластилина. Это будет интересно для детей и взрослых. Можно создавать различные фигурки, играть с ними.
  • Проверить память поможет игра в слова. Нужно называть карапузу несколько слов подряд и просить его повторить их в той же очередности. Для этого также используются картинки или предметы.

Если говорить о том, куда можно водить детей после 5-ти лет, здесь выбор огромный. В этом возрасте сын или дочка с удовольствием будет посещать спортивные секции, творческие кружки, театральную школу.

Здесь все зависит от финансовых возможностей мамы и папы, от того, какие кружки есть в вашем городе и какие увлечения имеет ваш всезнайка. Ну и, конечно же, старайтесь чаще гулять со своим чадом на улице. Это подарит позитивные эмоции и отлично укрепит здоровье.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector