Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I. Методика кубики зайцева

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I. Методика кубики зайцева

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I. Методика кубики зайцева
СОДЕРЖАНИЕ

Что лучше — кубики Зайцева или Чаплыгина

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей и в выборе специальности не сомневался: после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный.

Это событие и стало отправной точкой в создании его уникальной системы обучения чтению и письму. Одному из самых трудных языков мира — русскому — нужно было научить в кратчайшие сроки. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди — офицеры. Такая задача казалась непосильной, но Зайцев справился блестяще.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким — детям от полутора лет. Методики были адаптированы для малышей — обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение — кубики — назвали «звенящим чудом». Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие — это кубики с твердыми складами. Маленькие — кубики с мягкими складами. Впрочем, с определением «мягкий-твердый» Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные — это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются — «дружат» — не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как «жы», «шы», «чя», «щя», просто исключены.

Железные — кубики со звонкими складами. Деревянные кубики — с приглушенным складами. Золотые — кубики с гласными. Железно-деревянные — используют для складов, имеющих твердые знаки. Деревянно-золотые — для складов с мягкими знаками. Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: гласные — голубым; согласные — синим; твердый и мягкий знак — зеленым.

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I. Методика кубики зайцева

Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные — красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой «разодранности» слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

Евгений Чаплыгин — автор собственной методики обучения чтению. По примеру Зайцева использует в качестве учебного материала кубики с буквами и складами. Комплект содержит 10 сдвоенных букв, 10 одинарных и вращающуюся панель для составления слогов.

Образовательные системы Зайцева и Чаплыгина имеют много общего. Чтобы понять, чем же они различаются, проведем сравнительный анализ. Используем мнение воспитателей детских садов, родителей, педагогов школ.

Характеристики Кубики Зайцева Кубики Чаплыгина
Комплектация Много наглядного материала (таблицы, кубики, песни). Детям до 4–5 лет сложно ориентироваться, в некоторых случаях кубиков оказывается достаточно, таблицы применяются позже Карточки с картинками и кубики не перенапрягают детей зрительными образами
Простота технологии обучения (для родителей) Разобраться в методике просто, специальные знания и педагогический опыт не требуются Система обучения проста и понятна
Готовность комплекта Нужно самостоятельно склеивать кубики из картона, распечатывать дополнительные элементы Готов к работе полностью
Материал Картон, пластик Дерево
Информационная насыщенность Дети знакомятся с разными типами звуков, различают их при чтении Ребенок учится читать, характеристики звука не освещаются
Дополнительные способы обучения Попевки, диски с песнями по складам, книга с играми и упражнениями Диск с песенками для заучивания слов, методическое пособие со сценариями игр
Место для хранения и размещения наглядного материла Требуется площадь в комнате для развешивания плакатов, хранения 61 кубика Игровой комплект легко помещается в небольшую коробку для хранения, на уроке кубики и карточки легко разместить на столе
Стоимость Около 5 тысяч рублей Около 3 тысяч рублей

Еще одним преимуществом кубиков Чаплыгина является соответствие принятой Минобром России системе обучения в школе. Путаницы в голове у детей в первом классе не возникает.

Технология Зайцева предполагает работу с кубиками и настенными плакатами. Последним условием родители пренебрегают. А зря. Плакаты необходимы для перехода к чтению текстов. На таблицах изображены те же склады, что и на кубиках, но в нужной последовательности. С помощью плакатов ребенок систематизирует полученные знания, отрабатывает скоростное чтение.

Основные принципы и суть методики

Методика обучения по кубикам Зайцева построена на чтении по складам.

Николай Александрович Зайцев считает, что читать по слогам детям гораздо сложнее. Понять его точку зрения просто, попробуйте по слогам сложить слово ВСТРЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ. Для ученика первого–второго класса это непосильная задача, слишком много согласных. А по складам они состоят из любого количества букв, прочесть просто: ВС-Т-РЕ-ПЕ-НУЛ-СЯ.

Метод обучения чтению Николая Зайцева. Часть I. Методика кубики зайцева

Азбуку и букварь автор не использует, о буквах и звуках отдельно не говорит. Теория не нужна детям, так считает Зайцев. Нужно формировать образ через наглядные примеры, использовать конкретно-наглядное мышление.

Предлагаем ознакомиться:  Крупный плод при беременности: признаки, причины, роды или кесарево сечение, диагностика || Крупный ребенок при рождении последствия

Малыши сами разберутся с мягкостью, звонкостью, глухостью складов. Кубики наполнены деревяшками, железками, они разные по размеру и цвету. Дети ощупывают их, оценивают параметры, звук. В комплект входят такие кубики:

  • Большие с твердыми складами, маленькие — с мягкими.
  • Двойные — сочетания согласной и гласной.
  • Белый — для знаков препинания.

Наполнители нужны для обозначения звука:

  • Железные — звонкие согласные.
  • Золотые — гласные.
  • Деревянные — глухие согласные.
  • Железо и дерево — сочетания с твердым знаком.
  • Дерево и золото — сочетания с мягким знаком.

Склады написаны разными цветами: голубой — для гласных, синий — для согласных, зеленый — для твердого и мягкого знака.

У дошкольников формируется четкий образ склада на основе ощущений, без опоры на конкретную букву русского алфавита. Потом нужно переходить к работе с наглядно-действенным мышлением: ребенок видит склады, слышит их звучание и действует по примеру. Словесно-логическое мышление формируется при написании слов указкой, при беглом чтении по складам.

Таким образом, в основу своего рабочего метода Николай Зайцев положил следующие принципы:

  1. Ребенок говорит складами, слышит их, значит, должен читать по примеру устной речи.
  2. Для обучения используются все органы чувств: зрение, тактильные ощущения, слух. Ребенок трогает кубики, слышит звучание их наполнителей, видит написанные склады, учит попевки.
  3. Сначала пишем, потом читаем. Домашние тетради с прописями не развивают навыки скорочтения, это механическая работа. Ребенок по Зайцеву учится пальцами узнавать слово, показывая его части (склады) на таблице или кубиках.
  4. Формируем беглое чтение. Это гарантирует любовь к книге, письмо без грамматических ошибок, орфографических недочетов.
  5. Монотонный урок необходимо исключить. Все занятия ведутся в игровой форме. Нет плана урока, ребенок сам регулирует нагрузку и вид игры. Используйте готовые занятия, придумывайте свои варианты.

Понять суть метода Зайцева и технику обучения чтению проще всего на практике. Пошагово выстраивайте систему занятий с ребенком, воспользуйтесь инструкцией и руководством к программе.

На склеивание кубиков из картона и наполнение уйдет пара часов. Необходимый материал входит в комплект. Заранее подумайте, какое количество кубиков потребуется для сложения длинных слов. Советуем сделать ксерокопии заготовок со складами, чтобы добавить элементы в набор. Эта рекомендация касается всех гласных и складов с согласными С, П, М.

Нам не нужна азбука

дуся

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

  1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.
    Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.
    «Азбука вредна», — утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А — аист, Б — бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра — аист — ящерица — цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово «заяц». И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.
  2. По слогам читать сложно.
    В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, — не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово «всплеск» вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.
  3. Человек сначала учится писать, а потом читать.
    Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не «шкрябание ручкой в тетради», а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «Саша», а потом спрашивали: «Где папа? А где бабушка? А где твое имя?», то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

  1. Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
  2. Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
  3. Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
  4. Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.
  5. Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
  6. Развиваются органы чувств. Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
  7. Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
  8. Не портится зрение. Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
  9. Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
  10. Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.
Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка читать самые надежные методики

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни. Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.
  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Склады на кубиках

Как же тогда научить малыша читать, раз буквы и слоги лишь запутывают его и отдаляют момент освоения чтения?

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад — это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения — основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

«Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, — поясняет Николай Александрович. — За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть». Наши предки чувствовали это и ставили «ять» в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово:

набор

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы — абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

С какого возраста начинать

Николай Александрович Зайцев впервые апробировал свой метод обучения чтению с детьми в возрасте полутора лет. Использовался исключительно игровой урок. Результат превзошел ожидания. Дети начали читать через несколько занятий.

Наблюдая за детсадовцами, автор методики пришел к выводу, что начинать знакомство малышей с кубиками можно с самого рождения. Не ставьте перед собой задачу научить чему-то кроху. Кубики должны стать игрушкой для младенца. Пусть использует их как погремушку до 6 месяцев.

После полугода можно начать пропевать склады, составлять простые слова. Игры усложняйте постепенно. В год–полтора просите ребенка дать кубик со знакомым складом. Развесьте таблицы Зайцева так, чтобы они были доступны взгляду малыша.

К 1,5 года, если играть со складами каждый день, даже по 5–15 минут, ребенок сможет самостоятельно сложить свое имя, несколько простых слов: мама, папа, мяч. Родителям нужно постоянно подстегивать детский интерес, пропевать новые склады, показывать, как сложить еще одно слово.

Как вы считаете нужно ли ребенку раннее обучение чтению?

Готовимся к занятиям шаг за шагом. Клеим кубики

Кубики Зайцева бывают трех видов: стандартные несобранные, собранные и пластмассовые. Кубики из стандартного (несобранного) набора включают в себя заготовки кубиков, которые необходимо склеить самостоятельно. Можно заняться этим увлекательным делом глухой ночью, пока любимое чадо спит. Но представьте, какое первое действие совершит маленький ребенок, получивший кубик с какими-то гремелками или шумелками внутри? Правильно! Он его разорвет. А если клеить кубики вместе, такого соблазна не возникнет, ведь и так ясно, что внутри.

Заранее подумайте об укреплении кубиков. Для этого можно вставить внутрь кубика еще один, почти такой же по размеру, вырезанный из плотного картона.

Клеить кубики можно клеем «Момент». Если его нет, то можно воспользоваться клеем ПВА. В процессе сушки клея стяните кубик банковскими резинками, чтоб не разъехался.

Предлагаем ознакомиться:  Бускопан для размягчения шейки матки при беременности и перед родами: куда вставлять

сравнение

Обязательно защитите кубики — обклейте со всех сторон скотчем. Можно перед началом склеивания заламинировать развертку или обернуть термопленкой, а после сборки еще и проклеить скотчем углы граней.

После оклеивания скотчем или термопленкой кубики могут бликовать при ярком свете, тогда надо обязательно каждый раз следить за тем, чтобы ребенку было хорошо видно, посмотрев на кубик с его точки зрения — буквально сев на его место.

Таблица Зайцева по чтению

Таблицы, входящие в комплект кубиков Зайцева, желательно сначала обрезать по линии, изображенной по краям. Затем, совместив края частей таблицы, склеить их клеем или скотчем. Если вы повесите части таблицы, не склеивая, то в процессе занятий они могут начать «разъезжаться».

Таблицы тоже желательно обернуть термопленкой. Благодаря этому они не порвутся и не испачкаются в процессе использования.

В книге Зайцева и в методическом пособии, прилагаемом к комплекту кубиков, написано, что таблицы желательно вешать высоко, нижний край на уровне головы взрослого человека или выше. Однако эти рекомендации основаны на том, что кубики Зайцева в основном используются в группе (сам автор методики работал только с группами детей).

Если повесить таблицы низко, дети будут загораживать друг другу написанное. Но если вы занимаетесь по кубикам Зайцева дома, то у вас один слушатель — ваш ребенок. Кроме того, в группах начинают занятия в 3-4 года, а дома мама может заниматься и с двухлетним или даже годовалым малышом. Такой кроха просто не сможет разглядеть что-либо на высоко повешенной таблице.

И еще одно важное примечание. Для очень маленького ребенка таблица слишком велика. Чтобы увидеть несколько складов, нарисованных в разных концах таблицы, ему нужно или далеко отойти (тогда он не сможет их показать), или бегать туда-сюда вдоль таблицы. Лучше всего, если у вас есть такая возможность, повесить таблицу в угол комнаты, согнув ее пополам. Тогда малыш сможет, стоя на одном месте, легко дотянуться рукой до любого края таблицы.

таблица

Размещать таблицы желательно в том месте, где малыш бывает наиболее часто, то есть в его комнате. Но если там места совсем нет, то можете разместить их в другой комнате, в коридоре или даже на кухне.

Настенные таблицы не менее важны, чем кубики, не пренебрегайте ими. Сам автор методики — Николай Зайцев — очень гордится тем, что при работе по таблицам зрение не портится, но иногда даже улучшается, ведь глазное яблоко все время находится в движении, отыскивая склады.

Оживляем кубики

Играем в кубики

Теперь в игру вступает ребенок. Все кубики со складами предоставляются в распоряжение ребенку сразу и навсегда. Не бойтесь, что малыш запутается. Точная систематизация позволяет быстро уловить закономерности языка, не засоряя голову ребенка всякого рода «научностью». Для начала пусть выберет кубик, который приглянулся больше других.

Возьмите его и, поворачивая к ребенку той гранью, которую называете, пропойте все склады. Теперь пусть кроха выберет большой деревянный кубик. Затем маленький. Золотой. Железный. Когда будут освоены все типы размеров и звучаний, можно пропеть малышу столбик складов по таблице и предложить найти кубик с той же попевкой. Так он заодно освоит и склады, и их классификацию.

Встаете у таблицы, в руки берете указку и начинаете распевать. Обратите внимание, нужно хорошо артикулировать склады, показывать ребенку, что звуки разные: большие и маленькие, звонкие и шуршащие.

Для наглядности можно двигаться: вставать на цыпочки или приседать, разводить руками и т. д.

Очень важно вдохнуть в кубики жизнь. Придумывайте кубикам имена: вот большой кубик-папа Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, а вот маленький кубик-детка БЬ-БЯ-БЕ-БЮ-БИ-БЕ. Двойные кубики — это бабушки и дедушки.

Начинаем писать

Дальше, согласно методике, надо начинать писать (именно писать, а не читать! — чтение придет само собой).

Не бойтесь, если ребенок еще не в состоянии держать в руках ручку. Писать нужно не ручкой на бумаге. Малыш будет водить указкой или пальчиком по таблице, напевая: «Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко». Ему ведь нужно понимать, как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать. И, конечно, писать нужно с помощью кубиков, составляя из них слова.

«Скорее беги к БАБУШКЕ! Смотри, кто к нам приехал, — ДЯДЯ ПЕТЯ! Встречай его! А теперь МАМА зовет тебя с собой!» Таким образом можно обучать чтению в движении, не принося в жертву грамотности зрение и осанку. Обратите внимание, мы не учим ребенка читать или писать с помощью кубиков, мы просто играем.

Действительно, для написания тех или иных слов не хватает кубиков, которые есть в наборе. Например, вам захочется написать слово БАНАН, а у нас в комплекте только один кубик со складами НА и Н (кубик НУ-НО-НА-НЭ-НЫ-Н) и одновременно повернуть его двумя гранями невозможно. Часто не хватает кубиков со складами на С, М, П, кубиков с гласными. Что делать?

Если вы купили кубики, не спешите сразу склеивать их. Сначала отксерокопируйте на цветном ксероксе развертки наиболее употребляемых кубиков. Основу для них вырежьте из картона. Если же вам не хочется ничего дополнительно изготавливать, то те слова, которые вы не можете написать кубиками, пишите на листе бумаге фломастерами, выделяя склады разными цветами, или пишите по таблице указкой.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Лера Кириллoва

Статья предоставлена психологическим центром «Адалин»

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector