Воспитываем ребенка отличником. А надо ли?

Воспитываем ребенка отличником. А надо ли?

Воспитываем ребенка отличником. А надо ли?
СОДЕРЖАНИЕ

Отличник «истинный» и отличник «натянутый»

Здесь я имею в виду истинного и ложного отличника. Вспомните, у вас в классе были настоящие, трудолюбивые или талантливые ученики, которые своими знаниями или упорной работой добивались высоких результатов в учебе и получали одни «пятёрки», а были и просто «любимчики» или старательные, которые за старание и могли получить высшую оценку.

Школа требует у учителей как можно больше хороших оценок (надо повышать престиж школы и преподавателю бы надбавка не помешала по итогам аттестации), в итоге и появляются так называемые «натянутые» отличники. Они вроде и учатся хорошо, и стараются, но не дотягивают. Учителя пытаются их подбодрить, дать стимул и записывают в ряды самых лучших учеников. Но правильно ли это?

Как появляются отличники

Для того чтобы постоянно получать пятерки, придется прилагать определенные усилия. Галия Камольдинова считает, что основной мотивацией к успешному обучению является среда, в которой происходит рост и развитие ребенка. Глядя на взрослых, школьник усваивает правила поведения и способы, при помощи которых действует в повседневной ситуации. Таким образом, взрослые волей-неволей задают эталоны поведения.

По словам Мэрии Кошелевой, референта директора НИИ, учеба на «отлично» в школе давалась ей легко, за исключением физики и математики. Подобно своей матери, она окончила школу с золотой медалью. Полностью погрузившись в учебу, она мало общалась со сверстниками и активно посещала кружки в 8 классе. Не внешняя красота, а ум был у нее в приоритете. Это более надежно, по мнению Марии.

Проблема «натянутых» отличников

Настоящие отличники пробивают себе дорогу талантом и знаниями. Как этим правильно воспользоваться – их решение, и мы не будем это затрагивать, а поговорим только о психологической стороне «отличнической» жизни.Проблема «натянутых» отличников – переоценка своих возможностей, которая формирует у ребёнка завышенную самооценку.

Когда же он встретится с серьёзными трудностями в жизни, которые требуют у него много знаний, он будет винить в своей неудаче всех и вся, но только не себя.Действительно, винить в этом ребёнка мы не будем. А виноваты здесь двое – родители (в большей степени) и учителя. Рассмотрим подробнее.1) Родители, действуя во благо, желают вырастить из обычного ребёнка чуть ли не гения и заставляют его активно заниматься, ходить к десяти репетиторам.

Предлагаем ознакомиться:  Какой должен быть стул у новорожденного, на грудном вскармливании? Какой стул у новорожденного при грудном вскармливании: норма, патологии. Как понять, что у грудничка диарея, запор?

За любую оценку ниже «5» ругают.Чего хотят родители: чтобы ребёнок больше занимался, всегда стремился к 5.К чему приводит: либо ребёнок действительно начинает больше заниматься, просит дополнительного внимания от учителя и выходит в «ТОП класса» (учитель видит старания и решает вознаградить ученика).

Или же привыкает к тому, что просто за старания (а не за результат) все равно получит высшую оценку. Такая привычка опять формирует завышенную самооценку или работа не на результат, а ради работы, что может подпортить жизнь.2) Учителя видят, что ребёнок успевает по их предмету, получает «пятерки» (хотя ребёнок может особо и не любить этот предмет).

С одной стороны, это хорошо. Но они не понимают, что переоценивают возможности ребёнка или не берут во внимание желание самого ребенка. Легко внушаемому ученику говорят, что он талантливый, ему нужно готовиться к поступлению в вуз по этому предмету и т.д. Ребёнок верит, но на деле оказывается, что ему просто «навязали» этот предмет.

Бонусы интеллектуалам

Мария Кошелева соглашается с тем, что в жизни отличников есть немало плюсов. Благодаря хорошей учебе наладились отношения с одноклассниками, которые поняли, что она отнюдь не глупа.

Школьные успехи стали для девушки трамплином при поступлении на бюджетное отделение в престижный вуз. Немалую роль сыграл диплом призера олимпиады по русскому языку всероссийского масштаба. 

утверждают, что уметь учиться — значит, быть способным к организации времени, планированию нагрузок, упорному труду, дисциплине и развитию воли.

К чему приводит стремление быть отличником?

  • Ребёнок на износ занимается, чтобы в дневнике красовались «пятёрки», а в итоге не сдает экзамен на нужное количество баллов, которые требует вуз.
  • Ребёнку учителя ставят «отлично» просто за «красивые глаза», хорошую, но не отличную учёбу. Родители думают, что их ребёнок гений, а на самом деле нет. Итог – разочарование родителей, ребёнок страдает по этому поводу.
  • В школе ребёнка считают гением. Но придя в высшее учебное заведение или на работу, его в этом разуверяют (потому что его перехвалили). Итог – разочарование в жизни.
  • Родители заставляют ребёнка учиться на «отлично» и никак иначе. Ограничивают его во всем: в общении с друзьями, играми на улице и т.д. Всё это в лучшем случае может принести этому отличнику «поневоле» хорошее образование и высокооплачиваемую работу, но сам при этом ребёнок будет несчастлив, так как его лишили собственного мнения в выборе судьбы.
  • В ребёнке может развиться так называемый «синдром отличника», когда он переносит в обычную жизнь стремление ко всему идеальному. Ничего, если он стремиться держать дом в идеальном порядке или тщательно следит за своим внешним видом и здоровьем. Но стремление ко всему идеальному может вылиться и на подбор друзей, партнеров по жизни. Такие люди не понимают, что идеальных людей не бывает и никого изменить мы не в силах. Пытаясь кого-то изменить в лучшую сторону, «слепить свой идеал», отличник по жизни ломает свою судьбу и того, кого пытается изменить. Итог – идеальное счастье остается несбыточной мечтой.
Предлагаем ознакомиться:  Опасен ли хлоргексидин для будущей мамы

Камень в огород

Основным врагом отличника является похвала, к которой он привыкает и воспринимает ее, как норму. Если отличника не хвалить, то, по мнению психолога, он может начать сомневаться в своих силах. Как отмечает Галия Камольдинова, ученик с повышенной чувствительностью к похвале опасается сделать ошибку и поступить «неправильно».

154386-57529-38387839-m750x740-ud7bc1.jpg
Он находится в плену статуса отличника, будучи вынужденным постоянно оправдывать чужие ожидания. В итоге ученик боится рисковать, пробовать новое, избегает критики. Итог неутешителен: отличник не имеет опыта ошибок и не умеет бороться с ними, а навык восстановления после неудач чрезвычайно слабо развит.

«Синдромом отличника» ощутила на себе и Мария Кошелева. Многие отличники, по ее мнению, высоко оценивают себя на основании высоких оценок, но это не так. Окончив школу, отличник все будет продолжать делать на «пятерку», даже если этого не требуется. В результате этого трудолюбия физическое и моральное здоровье оказывается не на высоте.

По мнению психолога Галии Камольдиновой, золотая медаль и красный диплом не гарантируют хорошей карьеры, поскольку работодатели в первую очередь оценивают умение общаться и адаптироваться к окружающим условиям. В процессе тщательной подготовки школьников по всем предметам времени время на выбор подходящей специальности сводится к минимуму.

 Как стать отличником? Да и можно ли им стать?

В принципе, да. Если очень хорошо заниматься, брать дополнительные занятия, слушать внимательно учителя (а с ним должно повезти) и постоянно спрашивать у него непонятое. При таком раскладе всё возможно. Но всё же следует оговорить, что должны быть и природные склонности. Если их нет, не стоит расстраиваться.

Любовь и поощрение

Мария Кошелева подтверждает, что желание и способность ребенка хорошо учиться, достойны уважения. Резюмируя вышесказанное, она подтверждает то, что важно добиваться хороших оценок и их поощрять. 

Предлагаем ознакомиться:  Имплантация через сколько дней после зачатия

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

В целом, отношение ребенка к оценкам формируют взрослые, точнее – родители. Желаете, чтобы ваш ребенок учился на «отлично» и поступил в Гарвард? Ориентируйтесь на его потребности и интересы в данный момент. Любовь для ребенка — важнее всего. При безусловной любви ученик будет расти спокойным, и ориентироваться на свои желания и интересы.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector