Педагогика Марии Монтессори
Пожалуй, самая распространенная образовательная методика – школа Марии Монтессори. В ее основе лежат три несложных принципа: саморазвитие, самовоспитание и самообучение.
Задача родителей и воспитателей – помочь детям реализовать индивидуальность, научить их взаимодействовать с предметами. Отсюда и основной девиз метода: «Помоги мне это сделать самому».
В образовательных учреждениях, занимающихся по этой системе, отсутствует разделение по возрастам – в одной группе занимаются младшие и старшие дошкольники.
Монтессори-класс поделен на пять основных зон (практическая, сенсорная, языковая, математическая и космическая), состоящих из особого дидактического материала.
Среди плюсов методики – отсутствие принуждения к учебе. Однако некоторые критики считают, что она подрывает воспитательский авторитет, превращая педагога в стороннего наблюдателя.
3 типа детского развития
Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.
По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.
Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.
Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:
- преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
- позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
- своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.
Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.
В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.
Музыкальная академия профессора Сузуки
Японский скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал своей целью воспитать из ребенка не музыканта, а порядочного и благородного человека.
Если дети полюбят хорошую музыку, то станут тянуться к красоте во всех сферах жизни.
«Рождение таланта» – именно так называется метод профессора Сузуки. Его суть заключается в трех основных положениях.
- У всех людей есть музыкальные способности. Просто кому-то в детстве смогли привить любовь к музыке и инструментам, а у кого-то эти задатки не смогли разглядеть.
- Главная составляющая методики – искренняя любовь к малышам и желание им помочь. Педагог, который относится равнодушно к детям, никогда не добьется успеха в реализации этого метода.
- Без активного участия членов семьи система работать не сможет. Поэтому автор рекомендовал родителям регулярно посещать музыкальные уроки, дополнительно заниматься с ребенком дома, а еще лучше – научиться играть на инструменте, чтобы уяснить все тонкости методики.
Суть раннего обучения
Развитие детей раннего возраста подразумевает создание условий, которые бы способствовали максимально эффективному усвоению навыков и знаний в младенчестве.
- организацию развивающей среды – наполнение уголков различными предметами и игровыми пособиями, которые расширяют двигательную активность, развивают сенсорику, зрение и слух детей и т.д.;
- знакомство малыша с музыкальными, художественными и литературными произведениями;
- активизацию общения с ребёнком как со стороны мамы, так и со стороны прочих домочадцев. Это означает стимулирование детской речи, проговаривание своих действий взрослыми;
- приобретение или изготовление специальных обучающих материалов, пособий (особенно это касается методик Монтессори и Домана).
Раннее обучение – не просто подготовка к детсадовскому или школьному образованию, а создание условий для гармоничного и всестороннего развития, тренировки памяти, внимательности, воображения, логического мышления, процессов анализа и синтеза информации.
Ниже представлены проверенные временем и современные методики раннего развития ребёнка, которые чаще всего применяются родителями в домашних условиях или специалистами в образовательных центрах.
Сделаем одну важную оговорку – идеальной развивающей программы, учитывающей все стороны детской личности, попросту не существует. Каждый ребёнок – яркая индивидуальность, поэтому то, что подойдёт одному, окажется ненужным другому.
Вот почему родителям при выборе оптимальной методики раннего воспитания следует знать о сильных и слабых сторонах предпочитаемой системы, об её достоинствах и недостатках. Это поможет обратить внимание на «западающие» направления.
Система воспитания Глена Домана
Американский ученый, по сути, является родоначальником идеи развития детей с пеленок. Глен Доман уверял, что потенциал маленьких деток поистине безграничен, поэтому их можно научить чему угодно. Кстати, некоторые лауреаты Нобелевской премии в детстве учились именно по этой методике.
Чтобы научить ребенка чтению, математике, необходимо соблюдать единый принцип. Малышу в течение суток демонстрируют карточки, на которых изображены целые слова, точки, животные, растения, исторические деятели и т.д. Взрослый при этом должен четко произносить название того, что присутствует на картинках.
Огромное внимание автор также уделял и физическому развитию младенцев.
Противники указывают на ряд существенных недостатков метода:
- пассивность усвоения навыков;
- огромное количество дидактического материала и загруженность мамы;
- отрицание обычных игр и игрушек.
Самые популярные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет
Если вы решили целенаправленно и регулярно заниматься с младенцем по определённой развивающей методике, необходимо понимать, что подготовительные работы и непосредственно занятия займут у вас огромное количество времени, а результат может быть оценён лишь через пару лет.
Не следует забывать об естественных нуждах грудничка. Например, в 6-месячном возрасте ребёнку намного важнее учиться сидеть или ползать, чем изучать буквы и слова или плавать. Здравый смысл только усилит эффективность от применяемых методик.
Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.
Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.
Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.
Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития.
Основное положение программы – наблюдение за ребёнком и отказ от вмешательства в его дела, за исключением тех ситуаций, когда малыш сам попросит о поддержке или помощи.
Согласно авторскому замыслу, помещение для занятий необходимо зонировать. Выделяют такие зоны, как:
- сенсорная;
- математическая;
- речевая;
- практической жизни;
- космическая.
Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки»), которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.
В классическом варианте методика предполагает начало занятий в 3 года, однако некоторые упражнения заинтересуют детей старшего годовалого возраста.
Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.
Поверь в свое дитя
Бельгийская актриса Сесиль Лупан, увлекшаяся идеями раннего развития, успешно реализовала их на своих дочках. Основой ее индивидуализированного подхода стал метод Глена Домана, однако автор полностью его переработала и добавила свои личные нюансы.
Сесиль разработала строго индивидуальную методику воспитания, взяв в расчет детские наклонности и интерес к тем или иным занятиям.
В ее программу входят курсы по изучению музыки, истории, географии и прочих областей знаний для детей раннего и дошкольного возраста.
Автор считала, что в младенчестве особо важна стимуляция органов чувств, поскольку сведения об окружающей действительности ребенок получает через зрение, слух, тактильные ощущения.
Например, стимулировать зрение можно через зеркала, цветные и черно-белые картинки, гримасы.
Обучение чтению следует начинать лишь после того, как малыш начнет разговаривать. Необходимо написать название предмета и повесить в строго определенных местах – например, слово «полка» прикрепить к полке.
В общем, труд Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» стоит прочитать хотя бы в качестве бесценного опыта любящей матери.
Другие авторские развивающие методики
Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.
В число самых популярных входят следующие обучающие методики:
- «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
- Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
- Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
- Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
- Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.
Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.
Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.
Волшебные кубики Зайцева
Огромную известность российскому ученому Николаю Зайцеву принесли кубики, которые используют тысячи и тысячи воспитателей и родителей.
Однако в данной методике есть еще музыкальные и шумовые игрушки, разные карточки, головоломки, строительные наборы и многое другое.
Суть метода в следующем – обучение затрагивает все виды детского восприятия: слуховую и зрительную память, мышление, тактильные ощущения. Главный же принцип методики Зайцева – учить ребенка чтению и счету необходимо весело, в игре, а не за партой.
Дидактические материал состоит из кубиков разных размеров и цветов, на чьи грани нанесены склады – согласная и гласная буквы; согласная и мягкий или твердый знаки; одна буква. Кубики со складами наполняются:
- металлическими предметами (звонкие буквы);
- деревянные предметы (глухие звуки);
- колокольчиками (гласные звуки).
Последователи Николая Зайцева считают его методику самой прогрессивной и практичной в использовании. Так ли это – решать только вам.
За и против раннего развития
Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.
Один из самых спорных вопросов – раннее развитие детей до 1 года. Обычно специалисты и мамы занимают две крайние позиции: одни выступают за использование развивающих методик, другие относятся крайне негативно по отношению к любому вмешательству. Рассмотрим их аргументы.
Аргументы «за»
- Современный мир предъявляет более высокие требования к человеку. Чтобы ребёнок смог успеть освоить нужные и важные навыки, развивать его способности приходится с младенческого возраста.
- Ребятишки, которые занимаются в соответствии с подобными методиками, обычно отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками. Дети раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом.
- Комплексные образовательные системы, охватывающие развитие сразу несколько сторон личности, помогают выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям. Это позволяет в дальнейшем записать малыша на конкретные курсы.
- Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.
Аргументы «против»
- Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время. Вот почему не следует «издеваться» над детской психикой.
- Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности.
- Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.
- Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.
- Многие специалисты обращают внимание на несвоевременность получения некоторых навыков. К примеру, шестимесячному малышу нужно учиться присаживаться или ползать, поскольку это его важнейшее «задание», а вот чтение или счёт в этом возрасте совершенно не нужны. Скорее всего, до школы он уже совершенно забудет все свои умения и сравняется со сверстниками.
- Завышенные требования к ребёнку и желание воспитать гения могут негативно сказаться на всей дальнейшей детской жизни. Из малышей, чьи родители пичкают их ненужной информацией, часто вырастают неврастеники, перфекционисты. Следовательно, нельзя исключить проблемы с социализацией.
Таким образом, у каждой стороны имеются весомые доводы, вот почему родителям придётся самим выбирать, применять ли методики или следовать естественному ходу детского развития.
Воспитание по-никитински
В основе методики супругов Никитиных лежит творческое начало, естественность и близость к природным истокам.
Родителям следует не принуждать детей, а всего лишь помогать разобраться в трудных ситуациях.
Принципы воспитания по данному методу по-своему уникальны для отечественной педагогики.
- Нельзя ограничивать детскую свободу. Ребенок должен заниматься, сколько хочет, сочетая физические упражнения с другими видами деятельности. Что-то новое можно предлагать после того, как малыш сам проявит к этому интерес.
- Не следует подсказывать детям. Если кроха может выполнить какое-либо задание самостоятельно, значит, он и должен это делать сам. Работайте с ним, а не за него.
- Необходимо сочетать интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Вот почему эта методика отлично подойдет физически ослабленным малышам.
- Обеспечьте детям совместную работу – девочки могут помогать маме по хозяйству, а мальчики – папе. Такая деятельность является очень эффективным способом общения, на которое иногда взрослым не хватает времени.
Кроме вышеперечисленных принципов и идей, Никитины разработали необычные развивающие игрушки для деток всех возрастов: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и т.д.
В качестве вывода
В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.
Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.
Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.
Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным:
- внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;
- не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;
- все упражнения и задания, включённые в выбранную вами образовательную систему, обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;
- обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;
- не нужно превращать процесс получения знаний и навыков в автоматическое действие. Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.
Рассмотрев все основные нюансы каждой методики, можно сделать предварительный выбор наиболее предпочтительной обучающей системы. Однако ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!
После трех уже поздно
У автора методики Масару Ибуки очень интересная судьба, которая, во многом, и определила его открытия в области педагогики. Президент компании «Сони» обратился к раннему воспитанию после того, как его сын тяжело заболел и стал серьезно отставать в развитии.
Разработав собственные методы обучения, Масару восстановил здоровье и уровень психического развития своего чада и передал опыт японским педагогам и родителям.
Автор считал, что малышей можно научить чему угодно. Однако если в два года они усваивают знания очень легко, то в старшем возрасте усвоение навыков происходит с огромным трудом.
Главная задача методики – обеспечить ребенка развивающей средой и свободной информацией. При этом малыш слушает классическую музыку и играет на скрипке вовсе не с целью стать великим скрипачом. Самое важное – в раннем детстве развить у крохи безграничные способности и желание учиться.
Подводя итоги, стоит сказать, что в любой методике воспитания думающий родитель сможет найти интересные способы обучения и дополнить ими свои собственные наработки. Кроме того, не стоит забывать и о том, что каждый малыш – личность со своими предпочтениями, способностями и желаниями.