Как научить ребенка быстро считать в уме

Как научить ребенка быстро считать в уме

Как научить ребенка быстро считать в уме
СОДЕРЖАНИЕ

Какой возраст лучше всего подходит для начала обучения?

Ответ на этот вопрос очень прост: начинать нужно сразу же, как у ребенка проявился интерес к предмету обучения. Как правило, это бывает в возрасте в 3,5 — 4 года. Главное, помнить, что лучшая возможность детям в это время чему-то научиться — это через процесс игры. Например, малыши легко запоминают различные небольшие стишки, потешки, с радостью слушают различные истории и сказки.

С чего начинать обучение счету?

Сейчас можно найти большое множество разнообразных методик на любой вкус. Кроме того, всегда есть возможность проявить свою фантазию и придумать именно ту, которая будет поддерживать интерес ребенка к счету. Лучше, если она будет в форме какой-то игры и будет только поддерживать у него желание учиться.

Не рекомендуется начинать с так называемой методики «единичек». Например, когда мы просим прибавить к пяти один, чтобы получить шесть, потом к шести еще один и так далее. А затем по тому же принципу мы вычитаем единичку. К сожалению, это способ очень распространен у взрослых и способствует, скорее, к медленному счету, чем к быстрому. Он больше работает на запоминание, чем на мышление. Научиться этому методу довольно легко, а вот отучить от него будет очень сложно.

Нежелательно также обучать ребенка «по линеечке»: когда родитель просит показать на линейке, к примеру, цифру два, а затем спрашивает: «Сколько получится, если, например, к двум прибавить три?» и просит эти три пункта отсчитать вправо и найти получившийся ответ. В этом случае линейка будет играть роль простого калькулятора и совсем не будет способствовать тому, чтобы малыш даже начал задумываться о том, что ему нужно научиться считать в уме.

Когда ребенок готов к обучению

Готовность к счету в уме формируется у детей к 5–6 годам. Преобладание наглядно-образного мышления мешает дошкольникам и младшим школьникам воспринимать и запоминать абстрактные математические понятия. Однако у детей в этом возрасте прекрасно развита зрительная память, что позволяет им быстро запоминать формы и цвета.

  • Малыш должен уметь проводить простые математические операции, основываясь на практических действиях с предметами. Если же у него не получается сложить три машинки и еще две, вряд ли он сможет в уме выполнить сложение «3 2». В дальнейшем следует постепенно исключать использование различных счетных материалов, в том числе собственных пальцев крохи. Ведь при счете на палочках или пальцах не включается механизм долговременной памяти, что может затормозить развитие математических способностей.
  • Для освоения устного счета необходимо, чтобы малыш знал такие понятия, как «больше» и «меньше», понимал состав чисел.
  • Ребенок должен понимать, что, даже когда числа меняются местами, их значение и результат действия не меняются. Это можно объяснить ему, например, при помощи карточек с числами.
  • Малыш должен знать, что сложение – это операция, обратная вычитанию.

Так с чего же начать? Вот примерная последовательность

  1. Устное освоение счетаСначала выучите с малышом цифры от 1 до 10. Для этого просто будет достаточно считать разные предметы, которые его окружают дома, во время прогулки, в магазине. После этого можно приступать к выполнению самых простых математических действий. Например, попросить поделить на всех конфеты, или посчитать, сколько у него станет игрушек, если бабушка ему подарит две новых. Если для него это будет слишком сложно, можно попробовать использовать для решения пальчики. Намного интереснее будет, когда мама скажет ему посчитать, например, сколько будет кукол, если двум куклам в гости придет еще три. Очень важно на этом же этапе объяснить такие понятия, как «равно», «больше» и «меньше».
  2. Затем можно переходить к счету от 10 до 20. Обычно научить этому уже намного проще, ему достаточно просто понять, что к уже знакомым цифрам надо добавить «-надцать». После того как малыш научился считать до двадцати, можно переходить к сложению. Однако делать это также лучше в виде игры, чтобы ему было проще понять сам принцип. Например, сказать, что семерке захотелось прибавить к себе пять. Для это она взяла сначала у пятерочки три и стала десяткой. А пять после этого превратилась в два. Остается только узнать, сколько получится, если к десяти добавиться два?
  3. После исполнения ребенку пяти лет необходимо учить его уже считать в уме, без использования подручного материала. Здесь ему уже нужно будет запоминать результат вычислений, чтобы выполнение математических действий происходило на автомате. Для этой цели идеально подходят математические цепочки.

Для тех родителей, кто задумывается, как научить ребенка считать в уме и как при этом разнообразить процесс обучения счету, предлагаем ознакомиться с несколькими наиболее известными методиками.

Предлагаем ознакомиться:  Муковисцидоз у детей- симптомы и лечение

Подготовка к обучению

Готовить ребенка к счету в уме следует уже с самого начала обучения математике.

  • Когда малыш знакомится с числами, он должен привыкнуть к тому, что любое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Нужно не просто показать ему, как выглядит цифра 3, а продемонстрировать это наглядно, например выложив перед ним три яблока или три одинаковых игрушки.
  • Полезно связывать числа с различными сказочными героями или с конкретными понятиями (3 поросенка, 5 пальчиков на руке и т. д.). С помощью позитивных ассоциаций у малыша будут сформированы образы, привязанные к определенным числам.
  • Для изучения чисел и их состава можно изготовить коробку с кубиками, разделив ее на 10 ячеек (по 5 в каждом ряду). Во время изучения чисел малыш заполняет кубиками нужное количество ячеек. Такой способ поможет малышу запоминать, сколько кубиков требуется для дополнения каждого числа до 10, что очень важно для освоения устного счета.

Метод кубиков по Зайцеву

Один из самых распространенных методов обучениями счету. Он сводится к использованию специальных таблиц, которые помогают быстро научить детей сложению и вычитанию в уме. Несомненным плюсом является использование кубиков, которые очень нравятся крохам. Помимо таблиц, создателями программы предлагается также диск с песнями, что делает учебный процесс намного интереснее.

Позволяет воспитать ребенка логически думающего, умеющего анализировать информацию и обобщать ее, выделять существенное. Ученикам 1-2 класса эти пособия помогут разобраться в арифметических действиях с числами.

Для изучения математических приемов понадобятся специальные карточки («Стосчет») с числами 0 – 99 и таблицы, наглядно показывающие состав чисел (закрашено нужное число ячеек).

Сначала ребенок знакомится с числами первого десятка, определяет состав его числа, а затем переходит к арифметическим действиям с изученными цифрами.

Автор методики не рекомендует записывать сами примеры, изучая их наглядно и перемещаясь по числовой цепочке вверх или вниз в зависимости от того, складывают или вычитают числа.

Видеоурок с детьми по своей методике проводит Зайцев Н.А.

Этапы обучения

Как научить ребенка быстро считать в уме

Обучение малыша счету в уме можно разделить на следующие этапы:

  • с использованием наглядных пособий;
  • с использованием карточек с цифрами;
  • устный счет вслух без использования пособий;
  • устный счет шепотом;
  • счет в уме.

Не стоит переходить к последующему этапу, пока ребенок не усвоит предыдущий, доводя таким образом навык до автоматизма.

В 5−6 лет дети, как правило, уже способны проводить легкие вычисления без помощи пальчиков, калькулятора и ручки с бумагой. Естественно, освоить навык самостоятельно в один день они не могут, поэтому родителям необходимо оказать помощь и поддержку. Перед тем как перейти к счету в уме, следует определить базу, которая уже есть у малыша. Ребенок уже должен уметь выполнять следующие действия:

  • Простой счет;
  • сложение и вычитание — письменное и визуальное;
  • понимание категорий «больше» и «меньше».

Малыш должен хорошо ориентироваться в числах, без проблем определять количество предметов, а также прибавлять и отнимать на бумаге. Очень важно научиться считать в столбик — это поможет быстрее освоить устный счет. Визуальное представление играет большую роль в математике, и без умения считать «на бумаге» крайне сложно осуществлять счет в уме.

Метод Глена Домана

Особенностью этого метода является использование специальных карточек, на которых изображены точки от одной до ста. Так как ребенок мыслит в отличие от взрослого человека фактами, то, по словам автора методики, их ему и надо показывать. То есть три для него ассоциируется не со знаком «3», а именно с тремя точками. Этот способ хорош тем, что у детей благодаря ему развивается зрительная память и быстрое умение считать.

Выполнение в уме математических действий

Сложение и вычитание. Труднее всего детям дошкольного возраста понять, что такое состав числа. Необходимо с помощью ежедневных упражнений и наглядных примеров помочь малышу разобраться в составе чисел от 2 до 10. Ребенок должен знать и понимать, что, например, восемь можно получить несколькими способами: 4 4, 3 5, 1 7, 2 6.

Основываясь на полученных знаниях, доведенных до автоматизма, малыш сможет выполнять сложение и вычитание, в том числе с переходом через десяток. Когда ребенок научится этому, проговаривая действия вслух, можно попросить его проговаривать последовательность шепотом, а потом и про себя.

Объясняя малышу принцип счета, результатом которого являются числа второго десятка, необходимо научить кроху разбивать слагаемые, чтобы получались целые десятки и остаток. Например, 5 8 = 5 5 3 = 10 3.

Как научить ребенка быстро считать в уме

Аналогичный прием можно использовать при вычитании: 14 – 8 = 14 – 4 – 4 = 10 – 4. Для осуществления таких действий малыш должен уметь отлично считать до 10.

Подготовку к счету от 10 и дальше лучше начать с игры «Найди пару». Ребенок должен выучить все пары чисел, образующих в сумме 10. Для упрощения счета также стоит разобрать состав круглых чисел: 30 = 10 10 10, а 5 – это половина 10.

Предлагаем ознакомиться:  Моча красноватого цвета у ребенка — Почки

Умножение. Не каждый взрослый способен легко производить сложные математические действия в уме. Но дети быстрее запоминают новую информацию. Если ребенок успешно освоил сложение и вычитание в уме, можно приступать к следующему этапу – умножению.

Здесь опять на помощь придет наглядное пособие – коробки с кубиками. Нужно объяснить малышу, что две коробки по 5 кубиков – это всего 10 кубиков, а 3 коробки по 5 кубиков – 15 и т. д.

Далее можно начинать учить с ребенком таблицу умножения. Учить ее придется наизусть, как стихотворения. Только строчками будут выступать примеры: дважды три – шесть, дважды четыре – восемь и т. д. Можно напевать строчки, написать на бумаге и повесить на стену. Не нужно пытаться выучить больше одного такого «стихотворения» за занятие, сначала следует ограничиться, например, только умножением на два.

Повторяя таблицу умножения в течение недели, ребенок запомнит ее. Тогда можно перейти к следующему этапу – начинать спрашивать малыша по таблице. Но не нужно слишком усердствовать, для крохи это должно быть веселой игрой.

Деление. Это самое сложное для детского восприятия математическое действие. К нему можно приступать только после успешного освоения сложения, вычитания и умножения, а также после запоминания таблицы умножения.

При обучении делению используются счетные материалы, ими могут быть конфеты или игрушки. Например, попросить малыша разделить 6 конфет между двумя детьми.

Когда наглядные примеры станут понятны ребенку, можно переходить к «невидимым» предметам. Например, попросить малыша представить, что у него есть 6 конфет, которые нужно поровну поделить между ним и двумя друзьями, посчитать в уме и озвучить результат.

Через неделю после того, как ребенку наглядно продемонстрировали понятие деления, можно приступать к занятиям по таблице умножения, производя действия в обратном порядке (конечное число делится на делимое). Заключительный этап – проверка пройденного материала.

Среди педагогов нет единого мнения о необходимости освоения детьми еще до школы арифметических действий на умножение и деление, все зависит от индивидуальных способностей малыша. Если родители уверены, что их ребенок готов к таким занятиям, они могут обучать его, не перегружая при этом свое чадо уроками математики.

Метод «Гномики в домике»

Ребенку объясняется, что коробка у нас будет домиком, клетки в ней мы будем считать комнатами, а кубики — гостями. Для начала кладем в коробку один и спрашиваем: «Сколько сейчас в домике гостей»? После того как получен ответ, в коробку добавляем еще кубик и задаем вопрос: «Смотри, к нам пришел друг, сколько всего сейчас у нас гостей?» Если малыш не может ответить сразу, то можно положить кубик рядом с домиком и вместе посчитать.

Затем можно по тому же принципу научить ребенка вычитанию. Постепенно игру можно усложнять, например, сказав, что у домика появилась крыша и гостей теперь не видно. После того как маленький ученик даст правильно ответ, коробку можно открыть, чтобы он мог сам себя проверить.

Как развить навык устного счета?

Многие педагоги не рекомендуют приучать детей считать на пальцах, так как при таком способе они не стремятся к запоминанию результата, ведь необходимый инструмент всегда находится рядом. А если во время подсчитывания не хватит пальцев, то ребенок будет испытывать затруднение.

Обучение сложению

Нежелательно постоянно применять и палочки, чтобы найти результат. Работая с большими числами, ребенок может запутаться и прийти к неверному решению. Конечно, полностью игнорировать эти методы не удастся, но лучше их использовать для объяснения материала, а не постоянно. Постепенно уменьшая их использование, нужно прийти к навыку устного счета.

Он основывается на трех компонентах:

  1. Способности: ребенок, чтобы научиться считать в уме, должен сначала развить в себе умение концентрировать внимание и запоминать несколько вещей одновременно.
  2. Знание алгоритмов быстрого счета и умение выбрать максимально эффективный в конкретной ситуации.
  3. Постоянные тренировки, которые позволят автоматизировать решение сложных задач и улучшить быстроту и качество счета.

Последняя составляющая является основной, но и значение первых двух не стоит недооценивать: зная удобный алгоритм и имея необходимые математические способности, можно быстро решить необходимый пример.

Развитие навыка счета в уме у младших школьников основывается на двух видах деятельности:

  1. Речевой – перед выполнением действия ребенок сначала проговаривает его вслух, затем – шепотом, а после – про себя. Например, решая пример «2 1», проговаривает: «чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число», а в уме определяет, что это – 3 и называет результат.
  2. Двигательный – сначала добавляет или убирает предметы (палочки, машинки) для подсчета результата, потом делает это пальчиком, а на последнем этапе – глазами, совершая в уме необходимые действия.
Предлагаем ознакомиться:  Как отлучить ребёнка от груди. Отлучение от груди

Можно предложить ребенку работать с числами с помощью пособий, предлагаемых разными методиками.

При выполнении данных упражнений необходимо подбирать числовые диапазоны с учетом возраста ребенка, а также сразу проводить работу над ошибками, разбирая их вместе с малышом.

  • «Назови числа, в которых…». Попросить малыша назвать все числа от 1 до 40, в которых есть 2. Ребенок в уме визуально представляет все числа подряд и выбирает те, в которых есть двойка. Такое упражнение отлично тренирует умение визуализировать и способность работать с числами.
  • «Веди в уме прогрессию». Ребенок должен двигаться от 3 с шагом 2, т. е. прибавлять к трем два и далее к полученному числу опять прибавлять 2 (получается 5, 7, 9 и т. д.). Упражнение оттачивает навык сложения, позволяет визуализировать и прорабатывать все числа. Затем упражнение повторяется, но уже на вычитание.
  • Использование таблиц Шульте. Данное пособие представляет собой таблицы со случайно расположенными цифрами, служащие для развития скорости нахождения цифр в определенном порядке.

    Нужно попросить ребенка найти все числа в определенном диапазоне (например, от 1 до 15). Упражнение помогает малышу быстро ориентироваться в числах, работая с их образами в уме.

  • Наглядные примеры. Для освоения ребенком быстрого счета в уме необходимо проводить обучение на наглядных примерах везде – дома и на улице, предлагая малышу складывать и вычитать. Если проехала машина с номером 351, можно попросить ребенка быстро сложить в уме 3 5 1 и назвать полученный результат.

Обучение счету в уме всегда должно проходить в форме игры. Если родители замечают, что ребенок не справляется или не способен что-либо понять, не нужно настаивать на выполнении задания. В этом случае лучше попробовать вернуться к более простым примерам и только через некоторое время вновь обратиться к более сложным.

Методика «Таблица Шульте»

Рисуется таблица, в которой не по порядку расположены цифры, например, от одного до пятнадцати. Ребенок должен их расположить правильно. Задание постепенно усложняется: можно выполнять задачу на время или увеличить количество цифр. Данная методика также хороша для развития внимания и периферийного зрения.

Ментальная математика

Этот способ обучения существует уже много тысячелетий и основывается на грамотном использовании древнего калькулятора — абакуса. Выглядит он как обычные счеты, на которых расположены 13 вертикальных струн с пятью костяшками на каждой из них.

На первоначальном этапе детям показывают как выполнять упражнения на сложение и вычитывание путем перемещения косточек на счетах обеими руками. В последующем им абакус уже будет не нужен, достаточно будет только вообразить его. Впоследствии задания будут усложняться и детям уже нужно будет выполнять упражнения на умножение и деление, а также на воздвижение чисел в степень.

У этого метода есть как свои плюсы, так и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • Развитие творческого мышления и памяти ребенка;
  • В связи с тем, что при использовании абакуса в работу включается мелкая моторика и одновременно работают обе руки, то и оба полушария мозга тренируются одиноко.

К недостаткам можно отнести:

  • Сложность методики, поэтому обучить ей могут только специалисты;
  • Это очень продолжительный процесс и может занять несколько лет;
  • Иногда разработка одновременно двух полушарий мозга дает сбой, и полушарие, отвечающее за логику, может начать работать слабее. Здесь важно помнить, что организм у каждого человека индивидуален.

И напоследок хочется дать несколько полезных рекомендаций:

  1. Ментальная математикаБудьте терпеливы. Не расстраивайтесь, если получится не сразу научить вашего ребенка быстро считать. Не надо сразу же начинать возмущаться и критиковать его, иначе он закроется в себе и будет воспринимать занятия математикой не как игру, а как наказание. Помните, вы тоже когда-то были малышом, и у вас тоже не все сразу получилось.
  2. Вовремя обращайте внимание на реакцию крохи. Если вы видите, что интерес у ребенка пропал, попробуйте обратиться к другой методике.
  3. Если малыш устал или у него нет настроения учиться — не заставляйте его. Попробуйте лучше попозже или в другой раз, в противном случае, результат будет негативным, а желание у ребенка пропадет окончательно.
  4. Не нужно постоянно давать только новый материал, уделяйте также внимание повторению уже изученного.
  5. И обязательно — хвалите своего маленького ученика, ведь для него это очень важно!

Обучить ребенка счету в уме — это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное — найти правильный подход и не упустить момент, когда малышу это действительно становится интересным. А дальше — уже дело за родителем! Если он внимательно и с большим терпением подойдет к обучению, то и результат в дальнейшем будет только радовать как взрослого, так и самого малыша!

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector