Как научить ребенка грамотно писать

Как научить ребенка грамотно писать

Как научить ребенка грамотно писать
СОДЕРЖАНИЕ

Общие правила

Подчеркнём: не зубрил, а учил с понимаем. Читая правила, важно запоминать чёткий алгоритм, почему определённое слово пишется по одному пункту правила, а второе слово — по иному. Для этого родителю не обязательно быть педагогом. Достаточно взять пример из правила и разобрать его пошагово, как это делается в объяснении.

Объяснение может выглядеть так. Выписываем слово на листок, выделяем в нём корень, подчеркиваем гласную О (орфограмму) и изменяем форму слова (гор-а — гОр-ы) или подбираем однокоренное (гор-а — гОр-н-ый). Итак, все условия правила выполнены. Можно приступать к закреплению на примере других слов, чтобы пришло понимание правила. Заучивать стоит только исключения, а их в русском языке немало.

Способы и рекомендации научить ребенка писать красиво

В начале обучения дети испытывают огромное физическое и эмоциональное напряжение при написании заданий в прописи или тетради. Положение осложняется низкой выносливостью детей к статическим нагрузкам.Что поможет ребенку научиться писать красиво?

  1. Следите за правильным положением ребенка за столом. Неправильное положение тела, рук или тетради не только негативно сказывается на почерке, но и приводит к сильному мышечному переутомлению и формированию неправильной осанки Положение_рук_ребенка_при_письме_за_столом
  2. Подберите подходящий пишущий инструмент:
    оптимальная длина ручки или карандаша — 15 см
    оптимальный диаметр (толщина) — 5-7 мм
    предпочтительно наличие прорезиненной накладки на корпусе в том месте, где ребенок держит ручку для предотвращения скольжения пальцев
  3. Обратите внимание на правильный захват пальцами пишущего инструмента — это позволит избежать перенапряжения и мышечного спазма и выработать красивый почерк

Формированию правильного захвата способствуют ручки с прорезиненными углублениями для большого и указательного пальцев. Такие ручки бывают для правшей и для левшей.

Специальные насадки-тренажеры помогут ребенку научиться правильно держать пишущий инструмент

Очень важно хорошее развитие мелкой моторики пальцев. В этом поможет работа с глиной, пластилином, соленым тестом, мелким конструктором, застегивание или расстегивание пуговиц, завязывание шнурков, плетение из ленточек, резинок, бисера.

Подготовка — 3–5 лет

Чтобы научиться писать, ребёнку нужно иметь развитую мелкую моторику. Это значит, что он должен без труда манипулировать небольшими предметами и выполнять действия, требующие координированной работы глаз и рук. Например, лепить из теста или рисовать.

Чтобы подготовить руку дошкольника к письму, попробуйте следующие упражнения:

  • Вырезайте фигуры из бумаги по контуру.
  • Рисуйте и раскрашивайте цветными карандашами, фломастерами и красками.
  • Лепите из теста и пластилина.
  • Создавайте аппликации.
  • Собирайте модели из конструктора.
  • Работайте с мозаикой.
  • Вяжите крючком и вышивайте крестиком.

Упражнения нужно выполнять регулярно в удобном ребёнку темпе и совместно со взрослыми.

Кстати, при движении пальцев рук усиливается деятельность лобных и височных отделов мозга, отвечающих за речь: дети с развитой моторикой лучше говорят.

article57.jpg

Причём до того, как малыш начнёт писать. Потом он будет слишком увлечён буквами и не сможет контролировать своё тело.

Каждый раз, когда ребёнок сядет за стол, чтобы есть, рисовать, читать или делать что-то ещё, контролируйте его положение.

Малыш должен сидеть прямо, не опираясь грудью на стол. Плечи на одном уровне. Голова немного наклонена вперёд. Расстояние от глаз до стола — не меньше 30–35 см. Руки лежат так, чтобы локти немного выступали за край стола.

Обе ноги стоят на полу и согнуты в коленях под углом 90 градусов. Левую ногу (если ребёнок правша) или правую (если левша) можно немного выдвинуть.

Обучение элементам и печатным буквам — 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

В прописях для дошкольников вы найдёте массу полезных упражнений: «продолжи узор», «дорисуй орнамент», «дорисуй по образцу», «соедини по точкам», «дорисуй по клеточкам», «заштрихуй», «раскрась», «вспомни слово на букву» и многие другие. Благодаря ним ребёнок подготовит руку к более аккуратному письму, выучит написание печатных букв, станет лучше ориентироваться внутри клетки и на строке.

Предлагаем ознакомиться:  Почему срыгивает ребенок в год

Основных принципов обучения детей грамотному письму можно выделить четыре:

  • Создавайте для ребенка все условия, чтобы он мог без спешки и помех внимательно выполнять задания. Если будет работать компьютер или телевизор или играть музыка, если в квартире будут громко разговаривать, ребенок просто не сможет сосредоточиться на обучении.
  • Держите выполнение заданий ребенком под постоянным контролем. Проверяйте, делайте работу над ошибками, объясняйте ребенку, как нужно писать правильно. Но указывая на недочеты, акцентируйте внимание своего чада именно на том, как делать правильно, а не на том, что он сделал неверно. Например, если ребенок написал «сабака», сразу же говорите, что в конкретном месте следует писать «о», а не «а», не разбирая подробно: «В первом слоге нужно писать «о», а во втором слоге «а» и т.д. Это сильно утомляет и запутывает детское мышление.
  • Найдите несколько интересных рассказов для ребенка и приучите его к ежедневному чтению хотя бы по 5-10 минут. Во время чтения он должен правильно проговаривать слова по слогам, изучая их написание. Правильные варианты будут запоминаться автоматически (на этой идее, кстати, основан метод Тихомирова, о котором бы побеседуем далее).
  • Регулярно устраивайте диктанты, к примеру, из тех же рассказов, что вы подобрали для ребенка. Проводить их рекомендуется 2-3 раза в неделю. Ошибки нужно выделять красным карандашом, чтобы ребенок их видел. Также полезно выписывать проблемные слова в отдельные словарные блоки, которые вы создадите для ребенка, чтобы он читал и запоминал слова, где часто ошибается.

Следовать этим принципам очень легко. По этой причине некоторые родители считают, что они не так важны, и что можно обойтись без них. Однако впоследствии это обернется неусвоенными знаниями и множеством недочетов на письме. Так что старайтесь их придерживаться. А если говорить о способах тренировки грамотного письма, то одними из самых эффективных являются списывание с образца и письмо под диктовку.

Как научить ребенка быстро писать
Как научить ребенка быстро писать
  1. У детей, имеющих трудности с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, скорость письма очень низкая. Медленность письма в этом случае является вторичной, проблема разрешается при устранении перечисленных причин
  2. Недостаточная автоматизация навыка письма. На первых этапах обучения письму для ребенка очень важно осознать движение, видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, определять точку начала движения. И в этом периоде темп письма нельзя форсировать, иначе ребенок не успеет зафиксировать правильный способ написания буквы или ее элемента, а «переделать» впоследствии неверный графический навык намного сложнее
  3. Индивидуальная особенность ребенка. Чаще всего такие дети не только медленно пишут, но и медленно двигаются, говорят, одеваются. С такой особенностью скорее нужно смириться, нежели бороться. Медлительный ребенок, которого торопят писать побыстрее, скорее всего, пожертвует качеством написания элементов, что приведет к постепенному закреплению неправильного начертания и плохому почерку
  4. Усталость или снижение работоспособности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важно соблюдать режим дня, чередовать занятия за партой и перерывы с разминкой или подвижными играми, непрерывная продолжительность работы не должна составлять более 10-15 минут
  • Первый этап — подготовка руки к письму. В этом помогут упражнения на развитие мелкой моторики, лепка, рисование, оригами. Отличное упражнение для кисти — суметь одной рукой сделать шарик, скомкав газетную страницу. Можно устроить соревнование между детьми или делать газетные шарики на время
  • Второй этап — штрихование и раскрашивание. Следите при этом, чтобы ребенок правильно захватывал пишущий инструмент (ручку или карандаш)
  • Третий этап — работа в прописях, прописывание точек, прямых и косых линий, крючков, овалов
  • Четвертый этап — написание прописных букв. Вначале буква пишется поэлементно, при этом важно проговаривать название элемента для лучшего осмысления и запоминания

Чек-лист для тех, кто хочет научить ребёнка писать

Марина Суздалева, психолог, педагог раннего развития, автор книг для родителей, создатель проекта «Клуб увлечённых мам».

Письмо — комплексный навык, успешное овладение которым основывается на развитой мелкой моторике, навыках зрительно-моторной координации и зрительной памяти, уверенной ориентации в пространстве. На практике это означает, что ребёнок:

  • Правильно держит ручку или карандаш.
  • Умеет копировать с доски и с листа простые узоры, геометрические фигуры, печатные буквы, написанные крупным шрифтом.
  • Быстро и безошибочно определяет направление, положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).
Предлагаем ознакомиться:  Все про мою беременность

Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

Как научить ребенка аккуратно писать? Проблемы и методы их устранения

Метод был основан в 19 веке на теории известного педагога и деятеля народного образования Дмитрия Ивановича Тихомирова. Исследователь считал, что для обучения ребенка грамотному письму, нужно заставлять его читать текст именно так, как он написан, не опасаясь, что ребенок станет и говорить точно так же. Каждый ребенок понимает, что люди говорят не так, как пишут.

На практике эта теория реализуется очень просто – требуется научить ребенка орфографическому чтению, во время которого особое внимание уделяется слогам слов. Дайте своему чаду задание прочитать вслух какой-либо текст, четко и громко, но не так, как люди говорят в обычной жизни, а по слогам. Читать нужно в быстром темпе, но успевая выделять и подчеркивать слоги.

При таком чтении активизируется и моторная, и слуховая и зрительная память. В итоге, сталкиваясь с уже знакомыми словами в тексте, ребенок мысленно будет их правильно произносить, а значит, и писать тоже.

Помимо прочего, и сам Тихомиров, и многие педагоги, применявшие и применяющие его метод сегодня, уверены, что грамотности посредством орфографического чтения лучше всего обучать, используя классическую литературу, например, произведения А. П. Чехова, А. Н. Островского, А. С Грибоедова, А. С Пушкина, И. А. Бунина и других авторов.

А чтобы занятия не превратились для ребенка в «мучение», нужно сформировать у него отношение к ним, как к интересной игре, ведь играть гораздо интереснее, чем учиться. Орфографическое чтение станет приятным времяпрепровождением и забавой, ведь слова, читающиеся по слогам, могут звучать весьма комично.

До 10 лет с ребенком можно читать таким способом по 10 минут в день. Если у вас есть словарные блоки для ребенка, пусть он читает и их точно так же – по слогам, четко и громко и по нескольку раз. Когда ребенок произносит слова не так, как они пишутся, а так, как говорятся, нужно сразу же обращать на это внимание и просить перечитывать.

По мнению Д. И. Тихомирова, ежедневные систематические занятия орфографическим чтением способствуют формированию у ребенка чувства природной грамотности. Уже через несколько месяцев занятий дети начинают писать слова без ошибок, причем даже сложные термины.

Используя в процессе обучения метод Д. И. Тихомирова в комплексе с письмом под диктовку и списыванием с образца, вы научите своего ребенка писать именно так, как нужно – без опечаток и ошибок. Также будет расширяться его словарный запас, а это значит, что уже с первых лет обучения он начнет показывать отличные результаты на уроках в школе и выполнении заданий дома. Собственно, и расти ваше чадо будет, постоянно развиваясь и совершенствуясь в полученных навыках.

Здесь же мы хотим вас предостеречь: если вышеназванные методы по какой-то причине не действуют, то причин здесь может быть две: либо вы проводите занятия неправильно, и в этом случае повлиять на ситуации можете только вы, либо у ребенка есть небольшие проблемы с фонетико-фонематическим восприятием. В таких случаях ребенок все слышит, но обилие сливающихся звуков создает ему помехи для осмысления слов.

Консультация у логопеда будет выходом из положения, ведь специалист всегда сможет подобрать индивидуальный коррекционный курс. Впрочем, посетить логопеда никогда не будет лишним, т.к. профессионал может услышать и увидеть то, на что родители просто не обратят внимание. Зарубив зародыш трудностей в самом начале, вы создадите благодатную почву для успешного обучения письму в будущем.

Из следующего урока вы узнаете о показателях грамотности для детей разных возрастов, несколько интересных орфографических упражнений и игр для разрешения проблем с пунктуацией, познакомитесь с принципами работы над орфографией и другой информацией на тему того, что делать, если ребенок пишет безграмотно.

Предлагаем ознакомиться:  Пеленочный дерматит у детей лечение и профилактика
Как научить ребенка аккуратно писать
Как научить ребенка аккуратно писать
  • Если у букв неправильный наклон или элементы не параллельны. Причиной этому может быть неправильное положение ребенка за столом или невернон расположение тетради
  • Если есть проблемы в выполнении округлых элементов (слишком острые или наоборот, сплюснутые), волнистые или зубчатые прямые линии. Вашему ребенку необходимо укрепить мышцы кисти, совершенствовать мелкую моторику
  • Если ребенок не соблюдает интервалов между словами (слова в строчке скучены или наоборот, расстояния слишком большие), пишет на полях или не дописывает до конца строчки, пропускает строчки, пишет буквы в зеркальном отражении. Это говорит о недостаточном развитии пространственного восприятия

Как научить ребенка писать без ошибок?

  • Если ребенок пропускает буквы в словах. Причина кроется в недостаточной отработке фонематического слуха, звукобуквенного анализа слова. Ребенку необходимо при письме вполголоса проговаривать слово по слогам. Полезно больше писать под диктовку, при этом важна систематичность занятий: пусть это будут маленькие диктанты в два-три предложения, но каждый день
  • Если ребенок допускает ошибки на орфограммы, которые ему хорошо знакомы. Это значит, ребенок не умеет применять правило, требуется доведение навыков применения правила до автоматизма: разбирать слова с орфограммами, писать словарные диктанты на то или иное правило или выполнять тренировочные задания, например, вставлять в слова пропущенные буквы и суметь объяснить свой выбор

Объясните ребёнку, почему важно грамотно писать

Не все школьники, особенно младшие, чётко понимают, зачем им необходима грамотность. Поэтому родителю стоит объяснить, почему важно писать без ошибок. Например, грамотный человек производит на окружающих хорошее впечатление, у людей возникает больше доверия его профессиональным качествам и т. п. Хорошая мотивация позволит ребёнку быть более внимательным на уроках и усерднее учить правила. А результат не заставит себя долго ждать.

Как научить ребенка писать в широкую линейку?

При переходе к письму в тетради с широкой линейкой ребенок сталкивается со сложностью самостоятельно контролировать ширину, высоту и наклон букв. В результате возникают следующие проблемы:

  • слишком крупные буквы, иногда даже во всю строку
  • зауженные буквы
  • очень мелкие буквы
  1. Не стоит форсировать переход на широкую линейку до полной автоматизации навыка письма в тетради в косую линию
  2. Для плавности перехода предлагайте ребенку прописывать буквы или слова в тетради в косую линейку, но не в рабочей строке, а в широкой пробельной. Она по размеру приближена к строке в широкую линейку, но косые линии дадут возможность контролировать наклон
  3. Сшейте комбинированную тетрадь, чередуя листы в косую и широкую линию. Пусть ребенок сначала пропишет букву в узкой строке, а затем выполнит то же самое на соседней странице в широкой строке. Таким образом, ребенок будет видеть перед глазами пример написания буквы
  4. В первое время соблюдать правильный наклон в тетради в широкую линию поможет лист-зебра в косую линию, который подкладывают под рабочий лист

Проверяйте домашнее задание

Чтобы вовремя заметить ошибку и проработать её дома, проверяйте домашнее задание. Ребёнку полезно устно формулировать ответы и объяснять, по какому правилу он написал ту или иную орфограмму. Так школьник сможет заметить ошибки и быстрее запомнить теорию.

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кирилл Ногалес

Как научить ребенка писать на английском языке?

  • Приступать к написанию прописных английских букв можно, когда ребенок усвоил алфавит и написание печатных букв (больших и маленьких)
  • В освоении написания письменных английских букв помогут прописи
  • Специальные английские прописи содержат образцы написания как отдельных элементов — линий, крючков, овалов, так и букв английского алфавита
  • После того, как освоено написание букв английского алфавита, можно приступать к изучению соединений английских букв в словах. Это позволит в дальнейшем увеличить скорость письма
Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector