Как научить ребенка учиться

Как научить ребенка учиться

Как научить ребенка учиться
СОДЕРЖАНИЕ

Как помочь ребенку хорошо учиться

Когда взрослые выделяют время на помощь своему чаду, это оказывает более эффективное влияние на его успеваемость в школе и в изучении материала, нежели качество самого учебного заведения или собственных способностей. При этом не стоит забывать, что каждый ученик уникален и требует особого внимания не только от учителей, но и от своих родителей. В этом случае к каждому пункту по оказании помощи ребенку в учебе стоит отнестись серьезно, чтобы добиться положительных результатов.

Теплые взаимоотношения ребенка с родителями играют большую роль в учебном процессе. До определенного возраста ( примерно 10-12 лет) ребенок учитывает интересы родителей. Если он должен что-то делать, где требуется проявить волю – он делает это для родителей, а значит и процесс обучения он воспринимает как что-то, от чего родители были бы довольны.

Для себя он играет, ест сладости, смотрит мультики. Поэтому стоит учитывать тот факт, что ребенок до определенного возраста не задумывается о том, что ему необходимо учиться для себя и своего будущего.

Любой организационный процесс в учебе детей должен быть сформирован правильно и при этом, не нарушая их личные привычки. Индивидуальные особенности также должны учитываться.

Ведь если родители проигнорируют, к примеру, привычный распорядок дня ребенка и начнут озабочено заниматься только его учебной стороной, то в таком случае они могут столкнуться с препятствием в виде сопротивления с его стороны в сотрудничестве. В таком случае развить учебный потенциал окажется во много раз сложнее.

Стоит помнить, что главное в помощи ребенку хорошо учиться это: придерживаться плана, оказывать должное внимание, общение, контроль, взаимоуважение и соучастие.

Индиго дети и одаренные дети

Сейчас все чаще и чаще можно услышать о детях индиго. Действительно, мир стремительно меняется и трех-четырехлетние дети-индиго легко справляются с современным бытовыми или развлекательными устройствами. Они не только свободно включают телевизор или компьютер, но и так же легко и непринужденно выбирают любимый канал, мультфильм или игру.

Казалось бы детки действительно поумнели, но как объяснить ту странную закономерность, которую я наблюдаю все шесть лет моего преподавания.А закономерность эта неутешительная: уровень подготовки студентов ослабевает с каждым годом, а между моим выпуском и выпуском нынешним вообще лежит непреодолимая пропасть.

Общение с ребенком

Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.

Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.

В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.

Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.

Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.

Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.

Самообразование в ВУЗе

При этом нельзя сказать, что студенты стали менее умными, но, во-первых, их абсолютно ничего не интересует, а, во-вторых, (и это, наверное, является одной из причин незаинтересованности) они настолько привыкли к рафинированной вполне готовой к потреблению информации, совершенно не умеют докапываться до этой информации самостоятельно.

Конечно, частично причина этого явления лежит в общем обесценивании образования, которое наблюдается в нашем обществе. Ведь, прежде всего ценится наличие диплома, а не реальных знаний.

Еще одной причиной также является несовершенство нашей системы образования и постоянные реформы, только разрушают достижения советской школы, при этом не предлагая ничего качественно нового и главное эффективно работающего. Но это глобальные причины, повлиять на которые в масштабах семьи очень трудно.

Организация режима дня

Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.

Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.

Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.

Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.

От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.

Предлагаем ознакомиться:  Почему у ребенка светлый стул

На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:

  • сон
  • занятия на свежем воздухе
  • учебная деятельность и воспитание
  • прием пищи
  • игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
  • личная гигиена

Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.

Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.

На что могут повлиять родители в обучении ребенка?

Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором.

Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм.

Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал.

Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо.

Продукты, которые содержат данные вещества:

  • морковь
  • капуста
  • печень животных
  • яйца
  • растительное и оливковое масло
  • кисломолочные продукты

Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах:

  • мясо
  • яйца
  • мясо рыбы
  • гречневая крупа
  • орехи и семечки

Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами.

Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.

И, как это ни странно звучит, но именно в силах родителей добавить проблемности в современную систему образования. Я не имею здесь в виду, что нужно всячески препятствовать детскому обучению (хотя определенная логика вроде «запретный плод — сладок» здесь есть), я хочу сказать, что родители должны всячески способствовать тому, чтобы в первую очередь научить ребенка самостоятельно учиться, а не изучить определенный объем информации.

Речь идет вот о чем. Те, кто знаком с основами психологии и педагогики, знают, что лучше всего усваивается и запоминается материал, при изучении которого ребенок столкнулся с некоторыми трудностями, преодолел определенную проблему, сделал самостоятельно (с помощью, конечно) шаг от незнания к знанию.

Именно этот простой принцип ложится в основу так называемого проблемного обучения, практикуется в некоторых странах (и которое, кстати также целый ряд недостатков, но сейчас не об этом). Вот почему иногда можно заметить такое парадоксальное, на первый взгляд, явление, когда добросовестный студент-заочник имеет более глубокие знания чем студент стационара — просто первому для того, чтобы те знания получить, пришлось приложить больше усилий чем просто ходить на лекции.

Наша система образования построена на освещении и воспроизведении определенной информации, а потому проблемности в ней как раз не хватает. Конечно, опытный учитель может внести элемент творческого или научного поиска в процесс изложения нового материала, но, к сожалению, далеко не все учителя умеют подавать знания таким образом, а некоторые может, и смогли, но не хотят, поскольку выигрывая в качестве, проигрывают при этом в количестве.

Вот и получается обычная для нас схема преподавания: послушал, усвоил, применил при выполнении задач, закрепил дома с помощью тех же задач.Тут начинается самое интересное, поскольку дома выясняется, что не все услышал, не до конца понял и задачи выполнить не получается. Вполне естественно, что ребенок идет со своими проблемами к родителям, и конечно родители пытаются помочь. А теперь вопрос: как вы помогаете своему ребенку?

Начинаете объяснять непонятный материал? Пытаетесь выяснить непонятное и заполнить пробелы? Показываете (или объясняете) как надо выполнять это задание? Тогда вы делаете своему ребенку медвежью услугу, поскольку опять же предоставляете рафинированную информацию, которая быстрее забывается чем применяется.

Кроме того, задумайтесь еще и о том, что объяснить непонятное вам легко, пока ребенок еще только начинает учиться. Начальная школа, пятый класс, шестой и так далее. Но вы наверняка досконально не помните всю школьную программу, не имеете энциклопедических знаний по всем отраслям науки. Или все-таки есть?

Я все это веду к тому, что рано или поздно вам либо придется серьезно заседать с ребенком за книги (как в том анекдоте: «А вы сделали сыну домашнее задание? — Дайте списать!»), Или же заставлять ребенка одного искать ответы на вопросы по обучению, что у него возникают. И поверьте, чем раньше, тем лучше.

Предлагаем ознакомиться:  Истерика у ребенка 1.5, 2, 3, 4 лет

Во-первых, ребенок с самого первого похода в школу должен привыкать, что обучение, это его работа. Прямая обязанность ребенка внимательно слушать учителей в классе и самостоятельно выполнять домашнее задание. Конечно, на первых порах ваш контроль понадобится, но в перспективе это должно быть именно самостоятельное выполнение без ваших напоминаний и тщательной проверки.

И только сам ребенок несет ответственность за добросовестное выполнение этих обязанностей. Именно поэтому иногда полезно не заставлять переписать недостаточно аккуратно сделанное задание (кстати, как правило, подобные требования родителей детей очень возмущают — по себе помню, — и представление о чистоплотности у всех разное, и возможно ваша шестилетняя дочь или сынок просто еще физически не способны вывести три строки одинаково без задоринки, крючков), а позволить ребенку получить за это задание не такую высокую оценку, которая могла быть, а потом вместе с ним подумать, почему так произошло.

Во-вторых, по моему глубокому убеждению помогать ребенку надо только после того, как он проделал определенную работу над своим незнанием. В идеале ваш школьник должен прийти к вам не с абстрактным «я не понимаю», а с конкретным вопросом по тому, что именно непонятно. Если вопрос четко сформулирован, то дать на него ответ сможет не только любящая мама или папа, которые всем сердцем стремятся помочь своему ребенку, но и озабочена учительница (это на перспективу — когда ваш школьник дойдет до того материала, который вы из школы уже не помните, или который сами в школе не любили или не понимали).

Конечно, для первоклассника понять, что именно не понятно, очень трудно. Но, поверьте, гораздо легче научить ученика начальной школы (когда все в подавляющем большинстве действительно очень легко) докапываться до реальной причины своего непонимания, чем начинать этот процесс в старших классах, когда действительно непонятным может стать абсолютно все.

Помочь отсеять понятно от непонятного ученику начальной школы могут встречные вопросы: от банального, что именно тебе непонятно, или, наоборот, что по этой теме ты понял, к обсуждению ряда модельных примеров или упражнений возрастающей сложности и сосредоточение внимания на моменте, когда ученик начинает » спотыкаться «при переходе от одного примера к другому.

Деткам полезно иногда предложить еще раз перечитать соответствующий параграф учебника, возможно и не раз, возможно даже вслух (если ребенок так лучше воспринимает), и/или передать, что именно из учебника понятно, а что вызывает сложности. Обычно сначала такой анализ будет занимать довольно много времени, но постепенно ребенок привыкнет, что для того, чтобы получить конкретный совет или помощь, нужно прийти с конкретной проблемой, и в перспективе экономия времени будет еще та.

Ну, и последнее — никогда не сидите над ребенком когда она делает уроки, не указывайте ему, что делать сначала, а что потом (все дети разные и кому-то лучше начать с сложного, а кому-то из легкого), не лимитируйте время на каждый урок. Ребенок должен сам учиться организовывать свое время. Вместе с тем следите, чтобы выполнение домашнего задания не превращалось в почти круглосуточную процедуру.

Прогулка и отдых не должны страдать от уроков, а вот развлечения в виде мультиков или компьютерных игр должны быть доступны ребенку только после выполнения домашнего задания. Также полезна привычка делать домашнее задание не накануне урока, а в тот день, когда его задают. Эта привычка легко приводит к традиции полноценного выходного еженедельно (например, воскресенье), а для младших школьников даже к двум или по крайней мере одного с половиной выходного (пятница — делаем все уроки, суббота, воскресенье — отдыхаем;

вторую половину пятницы и субботу отдыхаем, в воскресенье делаем уроки; вторую половину пятницы и воскресенье отдыхаем, в субботу вспоминаем об обучении ребенка — последний вариант, на мой взгляд, самый удачный, поскольку позволяет отдохнуть и перед, и после рабочей недели). А такой отдых нужен и детям, и родителям.

Надеюсь мои советы будут полезны и позволят хоть немного освободить родителей от выполнения домашнего задания, а детям придадут уверенности в своих силах и, как следствие, желание учиться.

Развитие словарного запаса

Чтение

Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.

Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.

Обсуждения

Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.

Предлагаем ознакомиться:  Цветение новорожденных что делать родителям

Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.

К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.

Игры со словами

Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.

Контроль за выполнением домашнего задания

Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.

Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.

Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.

Приучение детей к самостоятельности

Приучить ребенка к самостоятельности, значит пробудить в нем такие качества как: ответственность, дисциплинированность и вера в собственные силы.

Обязанности, которые дают им родители, нацелены на то, что бы вовлечь детей в процесс выполнения работы, которая требует от них максимальной самостоятельности. Это проявляется в самостоятельном выполнении домашних задания, в ситуациях, где от ребенка требуется сделать выбор или какое-то решение тоже самостоятельно. Даже некоторые обычные жизненные неудачи могут научить ребенка самостоятельно справляться с ними.

По мере взросления малыша, определяется развитие навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен уже уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. И пока он относит уборку к своему роду игре, за каждое свое действие он ожидает похвалы. Так же в этом возрасте его стоит научить:

  • Зубной гигиене
  • Делать выбор касательно предложенных нарядов
  • Собирать игрушки
  • Стелить и заправлять постель

В более взрослом возрасте от 5-7 лет, дети должны уже без помощи уметь одеваться, складывать одежду сортируя ее, вытирать пыль и помогать накрывать на стол.

Ко второму классу детей полезно научить:

  • Убираться на кухне (мыть посуду, вытирать ее и складывать)
  • Пользоваться плитой и уметь готовить себе элементарные завтраки
  • Пылесосить

К своим 10 годам, дети должны уже самостоятельно выполнять домашние дела. В этом возрасте они уже не должен бояться ездить на экскурсии с классом без родителей, ходить в походы, посещать спортивные секции и творческие кружки.

Взрослым не стоит забывать, что они должны всегда поддерживать своего ребенка в любых начинаниях и делах. Но при этом нужно знать, когда можно вмешиваться, а когда лучше оставить его справиться с чем-то самому, чтобы он мог полностью проявить свои усилия и потенциал. Это даст ему возможность поверить в себя и стать сильным, чтобы быть самостоятельным в школе, повседневной жизни и в мире.

Советы психолога

Как научить ребенка учиться

Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.

Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.

Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.

Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.

Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.

Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.

Как научить ребенка учиться

Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector