Обучение на дому длительно болеющих детей

Обучение на дому длительно болеющих детей

Обучение на дому длительно болеющих детей
СОДЕРЖАНИЕ

Суть семейного образования

Процесс образования в РФ регулируется ФЗ No 273. Данный закон устанавливает и регулирует следующие вопросы:

  1. Основные принципы и реализация стандартной политики образования.
  2. Фиксирование уровней получаемого ребенком образования.
  3. Право на получение стандартного бесплатного среднего и профессионального образования.

Чтобы понять суть данной формы обучения, стоит провести сравнение с обычным образованием в школе. В обычном школьном учреждении ученики осваивают образовательную программу по специальным государственным стандартам. Для этого детям нужно регулярно посещать уроки.

Что касается семейного образования, то здесь не требуется присутствовать на занятиях. Но при этом учащийся должен сдавать промежуточные и итоговые экзамены, то есть вместе с другими учениками проходить положенную аттестацию.

Одной из главных причин перевода ребенка на специальное индивидуальное домашнее образование является его здоровье. Но есть достаточно много иных причин для организации данной формы обучения:

  • Моральные, этические, религиозные установки и убеждения родителей;
  • Успеваемость и развитие ребенка намного выше преподаваемой программы, и ему просто скучно на занятиях. Перевод учащегося в старший класс может грозить серьезными проблемами в общении со сверстниками, потому семейное образование будет оптимальным вариантом;
  • Учащийся отстает и медленно усваивает программу, но при этом не имеет физических отклонений;
  • Ребенок занимается профессиональным спортом или искусством, регулярно выезжает на соревнования или на конкурсы, соответственно вынужден пропускать занятия;
  • Дети военных, которые часто вынуждены вместе с родителями переезжать. Чтобы не адаптироваться постоянно к совершенно новым коллективам, родители принимают решение перевести ребенка на домашнее обучение.

Во всех перечисленных выше ситуациях закон позволяет перейти на семейное образование. Ответственность за обучение в данном случае полностью ложится на родителей. Они могут самостоятельно обучать детей, а также могут привлекать репетиторов.

Учителя должны принимать определенное участие в процессе домашнего обучения ребенка. Подобное методическое сопровождение заключается в таких действиях, как:

  1. Рекомендации по оптимальной стратегии образовательного процесса.
  2. Выдача учебников или специальных пособий для освоения программы.
  3. Помощь в процессе подготовки к сдачи стандартных экзаменов.

Если у ребенка отмечаются определенные способности, он может пойти по специальной программе экстерната. Это ускоренная форма обучения. Ранее по ней можно осваивать и сдавать за год два класса. Сегодня данное правило распространяется только на 10 и 11 классы. Только эти два класса можно пройти за год и сдать соответствующие экзамены.

Организация индивидуального обучения на дому: нормативная база

Освоение обязательных образовательных программ учащимися, которые не могут посещать школу по ряду причин (первоочередно — по состоянию здоровья) в 2018-2019 учебном году регламентируется рядом нормативных актов. Организация обучения на дому в соответствии с новым законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительно регламентируется соответствующими приказами Минобрнауки РФ (№№ 1015, 1601, 536), постановлениями муниципального значения и локальными актами образовательной организации.

В соответствии с актуальной нормативной базой обучение детей на дому следует классифицировать скорее не как особую форму, а условие организации учебно-воспитательного процесса для широкого круга школьников. Таким образом учащиеся, осваивающие содержание образовательного минимума в домашних условиях, остаются полноправными участниками образовательного процесса, сохраняя за собой соответствующие академические права и обязанности:

  1. Право на получение на бесплатной основе учебной, справочной и художественной литературы в школьной библиотеке, с которой требуется обращаться надлежащим образом и возвращать в заранее оговоренные сроки в первоначальном виде.
  2. Получать от педагогического состава ОУ консультативно-информационную и оценочную помощь, необходимую для освоения учебного материала и контроля текущих достижений, полезные рекомендации по организации обучения на дому.
  3. Проходить промежуточные и итоговые аттестации, формы и даты проведения которых закрепляются в индивидуальном учебном плане.
  4. После успешного прохождения итоговой аттестации получить документ установленного образца о получении соответствующего образовательного уровня.
Предлагаем ознакомиться:  Метеоризм у новорожденного при грудном вскармливании

Действующими законодательными нормами закреплено, что обучение на дому для детей с ОВЗ и инвалидностью организуется на бесплатной основе, что предусматривает начисление учителям, обеспечивающим образовательное взаимодействие с ребенком и представителями семьи, соответствующих выплат, сумма которых определяется в соответствии с коллективным или индивидуальным трудовым договором. Компенсация стоимости проезда к дому ученика также возможна только при закреплении данного пункта в локальной документации.

Как организовать домашнее обучение ребенка?

Если ребенок вынужден получать образование дома по причине проблем со здоровьем, родители должны произвести такие действия:

  • Проходится специальная комиссия;
  • Сотрудники комиссии выдают соответствующее заключение;
  • С данным официальным заключением и составленным в свободной форме заявлением родители идут к директору школы;
  • Руководитель учебного заведения пишет приказ относительно перевода ребенка на специальное домашнее обучение;
  • Назначаются учителя, которые будут приходить на дом и обучать ребенка. Если нужно, разрабатывается облегченная или ускоренная индивидуальная образовательная программа.

Если родители намерены перевести своего ребенка на семейную форму обучения по иным причинам, не связанным со здоровьем, процесс оформления может занять немного больше времени. Выполняются следующие действия:

  1. Родители пишут соответствующее заявление и передают его директор.
  2. Руководитель передает его в городской или областной департамент образования.
  3. Если выносится положительное решение, директор составляет и подписывает специальный приказ.
  4. Между родителями и школьным учреждением заключается специальное соглашение с обязательным согласованием программы обучения.

В данном случае учителя не принимают непосредственное участие в образовании ученика. А также на учащегося возлагается обязанность в установленные сроки посещать школьное учреждение для проведения специальной промежуточной проверки знаний.

В соответствии с актуальными статистическими данными, в России насчитывается более полумиллиона детей школьного возраста, страдающих от патологий развития или имеющих инвалидность. Многие родители до сих пор не знают, как проходит домашнее обучение школьников, как следствие — затрудняются инициировать организацию данного процесса.

Низкая мотивация педагогов к готовности организации учебно-воспитательного процесса в индивидуальном порядке также является негативным фактором, значительно усугубляющим ситуацию, что обуславливает актуализацию порядка и алгоритма перевода детей на домашнее обучение, если этого требует состояние здоровья:

  1. Основанием для организации обучения школьника на дому является подача в ОУ заключения медицинской комиссии и заявления родителей, составленного на имя директора школы.
  2. После рассмотрения предоставленного заявления, по итогам организационной работы руководитель образовательной организации составляет приказ, определяющий объем и содержание домашнего образование, ответственных лиц и место проведение занятий. Обязательным условием реализации данного этапа является составление индивидуального учебного плана, который должен соответствовать образовательным запросам и потребностям конкретного школьника, а также утверждение расписания занятий.
  3. По итогам подготовительной работы родителям выдается журнал учета домашних занятий, который заполняют педагоги, указывая пройденные темы и даты уроков, показатели успеваемости. В конце каждого учебного года данный журнал предоставляется в школу с целью фиксации результатов промежуточной и итоговой аттестации, выдачи соответствующих документов о достижении соответствующего образовательного уровня.
  4. На протяжении всего периода организации надомного обучения от родителей и представителей образовательной организации (в лице руководителя, ответственных педагогов и профильных специалистов — психолога, логопеда, медицинского работника) требуется создание специальных условий. Данный норматив первоочередно предусматривает необходимость тщательного проектирования ИУП, ведения разъяснительной и мотивационной работы с ребенком школьного возраста о важности освоения программного содержания, особенностях организации учебного процесса особым образом, проведение оценочных практик, а также повышение уровня социализации учащегося путем вовлечения во внеурочную образовательную деятельность, информационно-развлекательные, воспитательные мероприятия общешкольного уровня.
Предлагаем ознакомиться:  Как отличить околоплодные воды

Для детей с ОВЗ и инвалидностью в рамках актуальной нормативной базы, регламентирующей образовательные процессы на государственном уровне, допускается ведение домашнего обучения по общей или адатированной программе. В первом случае от учащегося требуется освоение общеустановленного программного минимума с условием корректировки длительности занятий (от 25 минут до 1,5 часов) и стандартного расписания — реализация такой схему обучения является основанием для получения базового аттестата.

В случае проектирования образовательного блока по адаптированной программе возможно значительное сокращение учебного материала с учетом интеллектуальных способностей ребенка, что обуславливает выдачу на основании итогового оценивания аттестата особого образца с приметкой (указанием программы, по которой осуществлялось надомное обучение).

Консультирует Елена Болотова, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе МПГУ

Составление индивидуальных учебных планов для обучения на дому, обеспечивающих максимальную индивидуализацию и персонификацию учебного процесса, закреплено в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Вместе с тем не следует забывать, что данная программная разработка составляется на основе соответствующего локального акта, составленного в ОУ, поэтому в его отсутствие проектирование ИУП не представляется возможным.

Вместе с тем в условиях повсеместного перехода на инклюзию и совершенствования образовательных условий для детей с патологиями развития сознательный отказ школы от практики составления индивидуальных учебных планов может быть расценена вышестоящими органами и родительской общественностью как неготовность к дальнейшему развитию и реализации актуальных образовательных запросов.

Индивидуальный учебный план, регламентирующий порядок надомного обучения, составляется на основе базовой или адаптированной образовательной программы с учетом рекомендаций, представленных в заключении ПМПК или медицинского учреждения пожеланий родителя и учащегося. ИУП может быть составлен на разные сроки — четверть, полугодие, учебный год (наиболее распространенный вариант ввиду необходимости проводить оценивание и вносить коррективы в следующую программную разработку).

Обучение на дому длительно болеющих детей

Организация обучения на дому в 2018-2019 учебном году, как и ранее, начинается с разработки ИУП и проведения разъяснительной работы с учащимся и представителями семьи. Во избежание возможных трудностей и недопонимания педагогам очень важно убедиться, что и ребенок, и его родители в полной мере осознают важность данного документа и его значения для организации не только учебного процесса, но и всей повседневной деятельности, как следствие — готовы были всеми силами способствовать реализации поставленных учебных целей и результатов.

Предлагаем ознакомиться:  Как собрать ртуть сломался градусник

Процесс проведения аттестации

Законодательством не предусмотрено никаких различий в выдвинутых требованиях по сдаче. Те, кто учится дома и в школе, сдают экзамены в стандартном порядке.

Индивидуально проблема, связанная с аттестацией, решается только по отношению к больным детям. График проведения аттестации устанавливается посредством договоренности между родителями ребенка и медицинскими сотрудниками.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector