Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!
СОДЕРЖАНИЕ

Какие возможности предоставляет эта методика

Согласитесь, игра в песке является очень приятной. Она дает крохе следующие преимущества и возможности:

  1. Успокоение и расслабление. Даже если ребенок будет просто пересыпать, просеивать песок это уже подействует на него успокаивающе. Попробуйте сами запустить руки в этот материал и вы заметите, что проблемы исчезают.
  2. Развитие творческих идей и самовыражение. Такая игра поможет малышу самовыражаться, развить воображение и творческое мышление. Тем более, если у крохи что-то не получилось с первого раза, на «песочном листе» можно запросто все переделать. И это выгодно отличает его от бумаги и красок.
  3. Ребенок может высказать все, что он чувствует. Именно в песочнице малыш может прожить все свои чувства, выложить их без опасения. Следует понимать, что не все дети умеют делиться тем, что у них на душе, рассказывать о своих переживаниях. Такая терапия помогает родителям лучше понять свое чадо. Да и ребенку станет легче на душе, ведь эмоции уже выражены, пусть и в игре.
  4. Развивается фантазия, мелкая моторика и речь. Благодаря таким играм дети отлично развиваются. Кроме того, они помогают в развитии говорения, поэтому часто используются логопедами. Во время игры малыш будет учиться говорить, а дошкольник уже расскажет, что создает.
  5. Диагностика различных проблем. Благодаря такой терапии можно вовремя диагностировать проблемы в развитии малыша. Если грамотно построить игру, то родители или психолог смогут увидеть ответы на те вопросы, которые их интересуют, понять причину тревог и страхов малыша.
  6. Развитие. Песок идеально подходит для развивающих игр. Здесь ребенок может научиться писать, читать, разговаривать, различать предметы, цвета, формы.
  7. Проведение мягкой психокоррекции. Опытные специалисты могут с помощью обычной игры в песке мягко скорректировать поведение ребенка в лучшую сторону. Также благодаря ей можно решить многие психологические проблемы: фобии, тревоги, страхи.

Кроме того, игры в песочнице — это просто приятное и интересное времяпровождение, которое точно понравится детям.

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века. Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира». В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение, обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Подготовка к занятию

Завораживающее действие сыплющегося сквозь пальцы песка знакома каждому. Удовольствие, соединенное с пользой приносит успокоение и душевное равновесие. Дети очень быстро приходят в возбуждения и остановить их бывает очень сложно. Другое дело, если предложить им в качестве занятия игры с песком. Они вырабатывают внимание, усидчивость, повышают сосредоточенность и процессы произвольного запоминания.

Профилактические меры, направленные на сохранение эмоциональной стабильности и психологического здоровья дошкольников, несут общеразвивающий характер, через песочные рисунки сбрасывая излишнее напряжение.

Для проведения занятий нужно иметь программу действий, где определены цели, задачи, методы их реализации, ожидаемые результаты. Особенно это касается коррекционной работы лечебного профиля для детей с отклонениями в развитии. Первая программа была разработана на основе исследований А. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга в 20-х годах XX века.

Она неоднократно перерабатывалась и дополнялась, адаптируясь к изменяющимся социальным условиям. На классической основе создано множество авторских программ, наиболее известны работы Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д, Большебратской Э.Э, Н. Сакович. В них подробно разработаны конспект занятий, дан список методической литературы, описания игр, трактовка полученных результатов.

Для проведения занятий понадобится:

  • песочница;
  • песок разных видов, включая цветной и кинетический;
  • вода;
  • игрушки, фигурки.

Песок и песочницы

В песочной терапии для дошкольников используется крупный и мелкий речной, кварцевый, мраморный, кинетический песок. Он может быть цветным или радужным. Песочницей служит неглубокий деревянный или пластиковый короб, таз, ванночка. Если предполагается рисование на подсвеченной поверхности, то понадобится стекло или прозрачный лист пластика.

Предлагаем ознакомиться:  Как выглядит живот перед родами

Для детей процесс игры является способом познавать мир и существующие в нем правила, моделировать взрослые отношения и пройти волнующие их ситуации, а песочница – очень удобная для этого матрица.

При проведении песочной терапии для детей применяют:

  • деревянный ящик (поднос) размером 50х70х8 см, борта и дно которого окрашены в голубой цвет (как правило, используются два подноса – для сухого и для мокрого песка);
  • песок;
  • вода;
  • наборы фигурок высотой до 8 см – здания, люди, животные, сказочные персонажи, кухонная утварь, различные механизмы, деревья, природные материалы и другие предметы.

Перед ребенком ставится задание – выбрать нужные фигурки и создать картину своего мира. Маленький творец начинает формировать рельеф, расставлять макеты зданий и фигурки людей, придумывать мизансцену и разыгрывать диалоги.

В процессе игры с песком ребенок бессознательно, в невербальной форме высказывает свои страхи и проблемы, а задача специалиста-психолога – верно их интерпретировать и помочь с ними справиться.

Песочная терапия для дошкольников проводится:

  • для диагностики психического состояния;
  • для развития речевых и коммуникативных навыков;
  • для улучшения социализации ребенка;
  • в процессе борьбы со страхами и неврозами;
  • как развивающая игра для приятного и полезного времяпрепровождения.
  • Содействуют формированию личности ребенка. Арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности.
  • Помогают справиться с негативными эмоциями. Коррекционные занятия позволяют дошкольникам выразить свои негативные эмоции и тем самым освободиться от агрессии, обиды и гнева.
  • Способствуют достижению эффекта релаксации. После творческих занятий ребенок становится спокойнее и увереннее в себе.
  • Позволяют самоактуализироваться. Дети учатся самовыражаться, приобретают навыки, которые в последующем позволят им чувствовать себя полноценными членами общества.

Интегрирование коррекционно-развивающих занятий, включающих музыкотерапию, фототерапию и библиотерапию, способствует наиболее продуктивному выражению эмоций у детей. Ведь в своем творчестве дети не задумываясь занимаются рисованием и воспроизводят то, что ощущают. Многие психологи по арт-терапии отмечают, что использование данных методов позволяет создать самые комфортные условия для обучения.

Ребенок посредством предметов искусства учится выражать собственные чувства, а продукты творчества выступают в качестве вспомогательных инструментов для анализа имеющихся переживаний. По словам экспертов, использование арт-терапии способствует снятию напряжения и стабилизации эмоционального состояния.

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

dva-children-igraut-v-pesochnice

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Если вы уже подготовили песочницу и теперь думаете над тем, во что же можно в ней играть, эти рекомендации вам точно помогут. В детских садах и специальных центрах развития уже продуманы особые программы для песочной терапии. Для дома подойдут самые простые занятия.

Проигрывайте любимые сказки. Это первое, что может прийти на ум в песочнице. Вы можете отыгрывать уже знакомые сюжеты или же придумывать свои. Так вы сможете помочь малышу развивать его фантазию, воображение и мышление. Постарайтесь задавать вопросы по сюжету, на которые ребенок должен ответить, продолжая сказку самостоятельно. Если у него есть любимая сказка, можете попробовать проиграть ее, но придумать свою концовку.

Предлагаем ознакомиться:  Псориаз у детей: причины, симптомы и лечение

Изучайте разные материалы. Это простая, но очень важная для развития ребенка игра, для которой вам не понадобится ничего, кроме самого песка. Вы можете изучить с крохой свойства этого материала (холодный, теплый, влажный, сухой, шершавый, гладкий). Если рисовать на песке геометрические фигуры, можно объяснить ребенку их отличия. Если добавить разноцветные игрушки, можно изучить их цвета.

Дождь из песка. Это отличная возможность начать знакомство ребенка с материалом. Благодаря этой игре малыш сможет расслабиться, замедлиться (для энергичных детей), успокоиться. Такая неспешная и приятная игра точно принесет только положительные эмоции.

Угадывание предметов. Такое упражнение очень полезно, так как развивает воображение и тактильные ощущения. Заройте в песок несколько небольших предметов и предложите крохе вытаскивать их с закрытыми глазами, а потом угадывать, что это за предметы.

Игра «Ветер». Это упражнение подходит для детей постарше. Дайте малышу соломинку. Один ее край пусть он опустит в песок, а затем подует.

Выучите буквы и слова. В песке любое занятие по изучению букв и новых слов будет интересным и захватывающим. Выложите любое слово и предложите малышу прочитать его. Затем пусть ребенок закроет глаза, а вы зароете буквы внутрь. Теперь ребенку нужно их отыскать и снова составить слово.

Строительство. Это, пожалуй, самое любимое занятие детей и взрослых. Ведь в песочнице можно строить все что угодно — замки, домики, куличи, фигурки. Малыш может пользоваться природными материалами или куклами, а также мочить песок и создавать фигуры из формочек. Здесь работает фантазия и образное мышление.

Акценты детской песочной терапии

Играть интереснее в компании, это относится и к песочной терапии в ДОУ. Групповые занятия направлены на:

  • совершенствование навыков общения;
  • повышение самооценки;
  • снятие эмоциональных зажимов;
  • решение семейных проблем и конфликтов.

Обязательно следует учесть противопоказания, которыми становятся легочные заболевания, эпилепсия, аллергические реакции на мелкие частицы пыли и песка.

Цель песочной терапии в детском саду, развивающем центре, клубе заключается в свободном творчестве без правил и ограничений, ведущем к развитию образного мышления, фантазии. Прорисовка букв и цифр подготавливает руку к письму, ускоряет запоминание символов, увеличивает время произвольного внимания. Песочные картинки помогают осознать понятия времени, смены сезонов, развивают способность ориентироваться в пространстве.

На базе детского комплекса «Творческая мастерская» от АНРО технолоджи можно организовать свой кабинет арт-терапии для работы с детьми в возрасте от 3-х до 8-ми лет.

  • Любой возраст. Прогрессивное оборудование подойдет для детей любых возрастов детского сада и начальной школы, может использоваться во всех образовательных учреждениях.
  • Различные сферы искусства и творчества. Игровой комплекс можно использовать для создания образов при помощи воды, песка, а также для проведения своего театра теней.
  • Универсальное использование. Оборудование может быть дополнительно оснащено разнообразными комплектующими для проведения всевозможных игр и занятий.

Для организации класса арт-терапии на базе комплекса «Творческая мастерская» вам понадобится лишь найти подходящее помещение, где можно было бы разместить несколько таких интерактивных устройств. В комплект уже входит песок, углубление для рисования водой, кисть, специальное место для организации театра теней и многое другое в зависимости от комплектации модели.

Практика арт-терапии показала, что процедура имеет положительное арт-терапевтическое обоснование. Свободная игра с применением игровых комплексов позволяет создать наилучшие условия для невербального проявления осознаваемых эмоций, что в последствии содействует стабилизации внутрипсихического состояния.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста — просто и эффективно!

Занятия по арт-терапии должны стать важной составляющей учебного курса дошкольного образовательного учреждения не только из-за внедрения программы ФГОС, но и в целях наиболее полноценного развития детей, имеющих различные патологии. Продуманное проведение занятий на базе современных комплексов позволит современным педагогам-психологам выйти на совершенно иной уровень обучения детей.

Как правило, каждый сеанс включает в себя три основных этапа:

  1. Создание проблемы.
  2. Борьба.
  3. Разрешение проблемы.

На первом этапе малыш постепенно переживает свое беспокойство, освобождаясь от него. Психологи говорят, что ребята часто хватают фигурки, а потом бросают их на место, зарывают, закапывают, сопровождая все это репликами на эмоциях. Но с течением времени у ребенка появляется некий сюжет. И вот тут и завязывается борьба.

В сказочный мир детям проще перенести свои беспокойства, страхи, фобии, недомогания, агрессию, обиды. Поэтому часто в песочнице разыгрываются настоящие битвы и сражения. Герои могут убивать друг друга, но это происходит не потому, что малыш является жестоким. Таким способом он пытается избавиться от напряжения внутри себя.

На конечном этапе всегда появляется смелый, добрый герой, который обязательно всех спасает. Песочный мир приобретает мир и покой. Все становится спокойным и нормальным. Фигурки теперь могут жить своей обычной жизнью. Такая концовка — разрешение конфликта, который был внутри ребенка. При этом стоит понимать, что «игра» может продолжаться не один день. Только малыш может сам определить, когда занятие закончено.

Какая польза от занятий по арт-терапии?

Песок и песочницы

Для этого вида терапии необходимо взять обычный деревянный ящик с голубым или синим дном. Важно, чтобы ящик был водонепроницаемым, так как в процессе игры ребенок может намочить песок. Обратите внимание, что габариты должны соответствовать количеству детей. Например, для 1-3 детей подходит ящик размером 50 см — 70 см — 8 см.

Предлагаем ознакомиться:  Норма Манту в 2 года: реакция у детей, у ребенка размер 2 мм, таблица, сколько должна быть, температура, проба, нужно ли делать

Засыпьте ящик песком на две трети. Обратите внимание, что материал должен быть чистым. Обычно используется морской или речной песок. Помните, что он должен быть сыпучим и приятным на ощупь. Подберите небольшую коллекцию маленьких игрушек (не более 8 см). Это могут быть миниатюрные человеческие персонажи или куклы, животные, предметы домашнего быта, добрые и злые сказочные персонажи, мультяшные персонажи, сувениры и украшения, природные материалы (цветы, ветки, листики).

Многих родителей интересует вопрос, можно ли реализовать все функции песочницы в домашних условиях. Если мама не является профессиональным психологом, то, скорее всего, нет. Ведь вам будет сложно объяснять и интерпретировать картины, созданные вашим малышом. Но вы можете без проблем провести развивающие или обучающие игры.

Также постарайтесь позаботиться о том, чтобы малыш мог без проблем подойти к песочнице. Можете поставить рядом с ней маленький стульчик, ведь кроха не должен думать над тем, как добраться до песка.

Противопоказания песочной терапии

Несмотря на то что песочная терапия является эффективным и действенным методом, она рекомендована далеко не всем. Существует ряд противопоказаний:

  1. Синдром дефицита внимания.
  2. Эпилепсия или шизофрения.
  3. Обостренное чувством тревоги.
  4. Невроз и навязчивые состояния.
  5. Аллергия на мелкие частицы или пыль.
  6. Кожными заболевания.
  7. Проблемы с легкими.

Обратите внимание, что к специальной песочной терапии допускаются дети от трех лет.

Проводить песочную терапию не рекомендуется в следующих случаях:

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Принципы песочной терапии

Аналитическая психология использует песочную терапию для детей дошкольного возраста, чтобы выявить глубинные психические процессы. Один из ее видов, песочная терапия, является действенным инструментом психологической коррекции, позволяющим через самореализацию привести личность к гармонии, разрешить внутренние проблемы, на символическом уровне исследовать подсознание.

Карл Густав Юнг считал, что комплексы, являясь причиной неврозов и навязчивых состояний, являются проводником для творчества и могут быть побеждены с помощью процесса созидания. Юнгианская песочная терапия применяет с этой целью удивительный материал – пластичный и пробуждающий фантазию песок.

Идея использования песка в качестве материала для творчества отнюдь не нова. Японский сад камней и тибетские узоры-мандалы из разноцветного песка, способствуя самосозерцанию и освобождению духа, воплощают мировоззрение дзен-буддизма.

И в наше время курсы песочной терапии в Москве помогают расслабиться и реализовать творческие идеи. Перенося на песок образы из подсознания, можно оценить ситуацию со стороны, пережить ее в «безопасном режиме» и избавиться от внутренних зажимов.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

занятия песочной терапией для детей

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

istoriaya-pesochnaya-terapiya-2

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector