Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям
СОДЕРЖАНИЕ

Общие признаки СРВ у детей

Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.

Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.

Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:

  • Только отсутствие внимания;
  • Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
  • Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
  • Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.

У рассеянного ребенка произвольное внимание нарушено, а значит, он не может надолго концентрироваться на каком-либо объекте или действии. Малыш рассеян, если:

  • любой звук, движение его легко отвлекает;
  • ему трудно заниматься продолжительное время одним делом;
  • иногда кажется, что он не слушает или не понимает обращенной к нему речи;
  • ему сложно соблюдать инструкции, требования, указания взрослых;
  • у него наблюдается забывчивость, которая связана со сложностями концентрации внимания, а не с проблемами с памятью;
  • забывает или частенько теряет свои вещи;
  • несмотря на высокую мотивацию, при работе совершает множество ошибок;
  • многочисленные неудачи приводят к тому, что он отдает предпочтение тем занятиям, которые не связаны с оценкой успешности – например, компьютерным играм.

Почему ребенок может быть рассеянным

Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами.

Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней.

У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.

Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.

Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:

  • ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
  • не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
  • обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.

Также существуют некоторыекосвенные признаки:

  • учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
  • часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
  • находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
  • нередко теряет вещи.

Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.

Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.

В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях.

Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела.

Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.

В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.

Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.

Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.

В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).

Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать. Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!».

Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность.

В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.

Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке.

Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд.

Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.

На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо.

Не стоит делать это навязчиво, лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления.

Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.

Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.

Профилактика проблемы во время беременности

Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.
Предлагаем ознакомиться:  Поздняя беременность Чем опасна поздняя беременность

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко  дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, курение и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:

  1. Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
  2. Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
  3. Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
  4. Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
  5. Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
  6. Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.

Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.

О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.

ребёнок стоит на руках

Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.

С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.

Рассеянность у ребенка 8 лет

Несомненно, бороться с подобным недостатком необходимо, однако сначала следует выяснить, откуда берется невнимательность. Психологи выделяют несколько провоцирующих факторов.

  1. Часто рассеянность возникает из-за особенностей нервной системы. Холерики и сангвиники легко отвлекаются, особенно если занятие им не очень интересно. Инертные дети (меланхолики и флегматики) рассеянны в силу медлительности и сложности с переключением внимания.
  2. Еще одна распространенная причина – гиперактивность. Чрезмерно активный ребенок не может сосредоточиться, не слышит инструкций, не способен увлечься чем-то дольше двух-трех минут.
  3. Невнимательность может быть вызвана общей ослабленностью или различными заболевания, поскольку все силы детского организма тратятся на восстановление здоровья. Кстати, родителям стоит следить и за уровнем гемоглобина у ребенка.
  4. Иногда рассеянное поведение распространяется только на определенные действия, например, на уроки математики, занятия иностранным языком. Это может означать, что ребенку не интересны подобные упражнения.
  5. Недостаток свободного времени и отдыха, высокая загруженность нередко приводят к переутомлению. Накопившаяся усталость не дает малышу возможность сконцентрироваться на каком-либо действии.
Предлагаем ознакомиться:  Каким лаком можно красить ногти беременным

Оглавление: 1. Причины рассеянности у первоклассников 2. Причины рассеянности у первоклассников — Переутомление — Синдром дефицита внимания — Недостаточная мотивация — Хронические заболевания 3. Причины невнимательности детей в старших классах

Внимание детей в младшем школьном возрасте несовершенно в силу незрелости нейрофизиологических процессов.

Установлено, что дети в возрасте пяти-семи лет способны удерживать активное внимание около 15 минут, в возрасте восьми-десяти лет —20 минут, одиннадцати-пятнадцати лет — приблизительно 25-30 минут. Поэтому требовать от первоклашки усидчивости и сосредоточенности в течение получаса — просто нереально.

Помогите ребенку адаптироваться к школьной жизни. Установите новый режим дня, создайте малышу дома собственное рабочее место и выполняйте вместе домашние задания. Нервная система у детей очень пластична. И во время обучения существенно улучшаются свойства внимания.

Итак, первый класс у ребенка позади. За этот год школьник должен адаптироваться к новому образу жизни. Но если малыш то и дело отвлекается и имеет сложности с обучением, значит, нужно искать причины такой рассеянности.

Основными причинами недостаточного внимания школьников являются:

  1. Переутомление;
  2. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
  3. Недостаточная мотивация;
  4. Хронические соматические заболевания.

Переутомление

При переутомлении также отмечаются и изменения в психоэмоциональной сфере. У ребенка нарушается сон, ночью он страдает бессонницей, а днем словно спит на ходу. Малыш может стать пугливым, тревожным, плаксивым. Кроме того, возникают вегетативные проявления: нарушения сердечного ритма, колебания артериального давления.

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) отличаются слабой концентрацией внимания и отвлекаемостью.

Требовать от такого ребенка выполнения монотонного задания просто нереально, его внимание словно бабочка, перескакивает с одного объекта на другой.

Из-за того, что такие дети имеют проблемы с концентрацией внимания, они допускают массу ошибок при выполнении домашних заданий или порученных обязанностей.

Как правило, первые признаки СДВГ проявляются еще в младшем возрасте. А когда ребенок начинает заниматься в школе, симптомы болезни становятся еще более выраженными.

Здесь уже важна подача взрослого. Если учитель в школе монотонно читает урок и не заинтересовывает детей — ученики теряют нить повествования и  становятся невнимательными. Использование педагогом визуальных материалов, правильного тембра голоса способны удерживать непроизвольное внимание маленьких учеников.

Но чрезвычайно важно развивать у ребенка и произвольное внимание, то есть сознательное сосредоточение на определенном объекте с помощью волевых усилий. В этом способна помочь мотивация. В качестве мотивационного стимула может выступать хороший пример старших детей или похвала за положительные оценки от родителей.

Дети, страдающие хроническими заболеваниями, часто жалуются родителям на слабость. Иногда имеющийся недуг настолько истощает ребенка, что у него просто ни на что не хватает сил. Ребенок становится рассеянным и невнимательным. Из-за этого у школьника возникают проблемы с учебой.

Особенно часто подобными симптомами могут проявляться эндокринные заболевания. Так, для детей, больных гипотиреозом, характерно снижение общего жизненного тонуса. Ребенок становится вялым, медлительным, он очень быстро устает. Могут присутствовать сонливость, рассеянность, что замечают учителя и родители.

Еще одним испытанием для ребенка является подростковый период. В это время у школьника происходит половое созревание и меняется гормональный фон. У ребенка меняются интересы. На первый план выступают общение со сверстниками, противоположным полом.

Учеба часто отступает на второй план. Подростки могут отвечать родителям невпопад, забывать про важные дела и данные обещания, они словно витают в облаках. Но поступают они так не со зла.

Просто внимание их сконцентрировано на своих собственных переживаниях, поэтому они такие рассеянные.

Однако родителям все же нужно быть очень внимательными по отношению к своим детям.

Так, если ребенок стал отдаляться от родителей и замыкаться в себе, потерял интерес к учебе и хобби,  стал рассеянным и отрешенным — нужно быть начеку.

В пубертатном периоде дети могут попадать под влияние плохих компаний и пристраститься к наркотикам. Подобные странные изменения в поведении могут быть проявлениями наркотического пристрастия.

Мы выяснили, что значительно раньше дети бывают сосредоточены при манипуляциях с предметами или при рассматривании картинок, накапливают разнообразный опыт, усматривают в собственных каракулях машину или дядю. Но всё это – результаты общей ориентировки в окружающем мире, направленной на обследование предметов, их свойств и отношений и регуляцию практических действий.

Насколько сильно и интенсивно ребёнок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам и случайным помехам определяет концентрация внимания. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, поэтому её важно развивать.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство даёт возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлечённых, а иногда и творческих детей.

Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребёнок может надолго оказаться «в плену» у этих воспоминаний.

Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим.

Дошкольник не может переключить своё внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных учёных, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.

Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребёнка надолго сосредоточиться на чём-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей – явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности.

Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребёнка быть рассеянным. Первая причина касается здоровья дошкольника. Рассеянность может быть следствием нарушения правильного дыхания, а значит и снабжения мозга кислородом.

Удаление аденоидов ликвидирует постоянную сонливость ребёнка, а с ней и его рассеянность.

Второй причиной является лёгкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов.

Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на «падающие» на них раздражители.

Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п.

Такое изобилие впечатлений не даёт ребёнку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.

И третья причина рассеянности – неправильное воспитание ребёнка в семье. Освобождение ребёнка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребёнка.

Свойства внимания, или аттенционные способности, можно и нужно развивать. Растущему ребёнку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.

  1. Ребёнок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.
  2. Ребёнок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия. Ребёнку нужно помнить инструкцию и контролировать её реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; приветствуется оказание ребёнком помощи товарищам, что также требует ясного представления задачи.
  3. Ребёнок должен приобрести навыки самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.
Предлагаем ознакомиться:  Инжир при беременности: анализ состава, польза и вред в разные триместры, нормы и лечебные рецепты. Можно ли беременным инжир

Симптомы рассеянного внимания

Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:

  • Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
  • Неусидчивость и небрежность;
  • Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
  • Отсутствие самоконтроля;
  • Ему сложно выполнять правила и инструкции;
  • Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
  • При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
  • Рассеянность и частая потеря своих вещей;
  • Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
  • Склонность к тревогам;
  • Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
  • Нетерпеливость и навязчивость;
  • Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
  • Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
  • Не может заканчивать начатое;
  • Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.

Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.

Особенности диагностики СРВ

Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.

Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:

  1. Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
  2. Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
  3. Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
  4. Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.

Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:

  1. Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
  2. Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
  3. Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.

Прежде чем говорить о рассеянности, необходимо понять, что же такое внимание.

В психологической литературе этот психический процесс понимается, как способность людей сосредотачиваться на определенных предметах и явлениях.

Попросту говоря, внимание помогает человеку выделять значимую информацию среди огромного потока разных ненужных сигналов. Какие же типы внимания встречаются у детей?

  1. Внешнее. Оно встречается почти с самого рождения малыша. Грудничок начинает поворачивать головку в ту сторону, откуда доносится звук или аромат, или пытается поймать взглядом заинтересовавший его предмет.
  2. Внутреннее. Характерно для дошкольников. Возможно, вы замечали, как ребенок иногда полностью погружается в свои мысли. Со стороны кажется, что он рассеян, однако в действительности он сосредоточен на чем-то значимом.
  3. Непроизвольное. Также характерно в большей степени для дошколят. К примеру, малыш играет в песочнице и видит у приятеля машинку с дистанционным управлением. Он сразу переключается на новый предмет, и вам придется постараться, чтобы вернуть его к строительству куличиков.
  4. Произвольное. Возникает в старшем дошкольном возрасте. Теперь дети уже могут сознательно контролировать свое внимание, прилагая для этого некоторые усилия. Особенно это касается учебной деятельности, которая не всегда интересна ребенку.

Детская невнимательность: причины и рекомендации

  1. Гиперактивность. Этот модный нынче диагноз, который ставят каждому второму, в половине случаев все же оказывается оправдан. Одна из его отличительных особенностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Гиперактивные дети очень активны и подвижны, их внимание быстро переключается, им сложно усидеть на одном месте. Родителям таких детей нужно проявлять особую терпеливость и последовательность.
  2. Ослабленный иммунитет, хронические болезни. Часто болеющие дети отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Чтобы помочь такому ребенку, установите для него режим дня – чередуйте работу и отдых.
  3. Психологическое или физическое переутомление. Оно также приводит к снижению работоспособности. Главное средство — также правильный режим дня.
  4. Отсутствие интереса к предлагаемой деятельности. Лучше проводить занятия в игровой форме.

Невнимательный ребенок – это не приговор, ведь существует масса способов тренировки внимания. Предлагаем вам некоторые из них. Они хороши тем, что время их выполнения – всего лишь по 5 минут, но выполнять их нужно регулярно в течение 2-6 месяцев.

  1. воспроизведение геометрического узора или орнамента (мозаика, паззлы, игры по методике Никитиных);
  2. одновременное выполнение двух занятий: можете попросить ребенка, например, лепить и слушать музыку, рисовать и слушать сказку;
  3. находить и вычеркивать из текста заданные буквы (первое время просите ребенка вычеркивать одну букву, потом – две и т.д.);
  4. в течение 10-15 сек. увидеть и запомнить все предметы красного цвета (либо круглые, либо деревянные…);
  5. для диагностики внимательности можно использовать тест Мюнстерберга. Он заключается в том, что среди набора букв требуется найти слова. Например: лфртонвниманиеношлватсич. Невнимательный ребенок справится с этим заданием далеко не сразу!;
  6. попросите ребенка запомнить ряд предметов за короткое время. Потом увеличивайте количество предметов, уменьшайте время выполнения задания;
  7. выстраивание сюжета – ребенку дают картинки, на которых изображена логическая цепочка действий (например, девочка идет по мосту, роняет мяч в реку, плачет) , но картинки перемешаны. Требуется выстроить по картинкам связный рассказ;
  8. игра «Съедобное-несъедобное». Эту игру многие из нас помнят с детства! Бросайте ребенку мяч, называя при этом различные предметы. Если предмет несъедобен, мяч нужно бросить обратно, а если съедобен – поймать. Невнимательный ребенок становится ведущим;
  9. игра «Полетушки». В нее можно играть даже с малышами. Дети ставят пальцы на стол, ведущий говорит: «Совы полетели?» или «Жирафы полетели?» Если названные животные летают, дети должны поднять пальцы вверх, а если не летают – опустить руки под стол;
  10. игра «Сад-огород». Ведущий предлагает засадить огород, а затем говорит: «Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Ведущий перечисляет овощные растения, иногда называя фруктовые. «Засадив огород», ведущий предлагает «засадить сад». Теперь нужно перечислять фрукты, употребляя названия овощей. Те из детей, кто ошибся, становятся ведущими.

В любом случае, работая с детской невнимательностью, наберитесь терпения – это длительный процесс, приносящий свои плоды только через какое-то время, и все же такие занятия никогда не проходят даром и положительно сказываются на развитии вашего ребенка.

Методы лечения

Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.

Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.

Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.

Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).

Распорядок дня

Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector