Развитие ребенка в 7 лет кризис и готовность к школе

Развитие ребенка в 7 лет кризис и готовность к школе

Развитие ребенка в 7 лет кризис и готовность к школе
СОДЕРЖАНИЕ

Периодизация психического развития

С поступления
ребенка в школу устанавливается новая
социальная ситуация развития. Центром
социальной ситуации развития становится
учитель.

Итак, в младшем
школьном, возрасте учебная деятельность
становится ведущей.
Учебная деятельность
— особая форма активности ученика,
направленная на изменение самого себя
как субъекта учения.
Это необычайно
сложная деятельность, которой будет
отдано много сил и времени — 10 или 11 лет
жизни ребенка.

Структура учебной
деятельности по Д.Б. Эльконину:

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ —
система побуждений, которая заставляет
ребенка учиться, придает учебной
деятельности смысл.
-учебная
задача, т.е. система заданий, при
выполнении которых ребенок осваивает
наиболее общие способы действия;
-учебные действия, те, с помощью
которых усваивается учебная задача,
т.е.

все те действия которые ученик
делает на уроке (специфическиедля
каждого учебного предмета иобщие);
-действия контроля — те действия,
с помощью которых контролируется ход
усвоения учебной задачи;
-действие
оценки- те действия, с помощью
которых мы оцениваем успешность усвоения
учебной задачи.

Доминирующей
функцией в младшем школьном возрасте
становится МЫШЛЕНИЕ.
Завершается
наметившийся в дошкольном возрасте
переход отнаглядно-образного к
словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким
образом, чтословесно-логическое
мышлениеполучает преимущественное
развитие.

среди детей психологами
выделяются группы»теоретиков»
или «мыслителей», которые легко
решают учебные задачи в словесном плане,»практиков», которым нужна
опора на наглядность и практические
действия, и»художников» с ярким
образным мышлением. У большинства детей
наблюдается относительное равновесие
между разными видами мышления.

Важное
условие для формированиятеоретического
мышления- формирование научных
понятий. Теоретическое мышление позволяет
ученику решать задачи, ориентируясь не
на внешние, наглядные признаки и связи
объектов, а на внутренние, существенные
свойства и отношения.
Развитие
теоретического мышления зависит от
того, как и чему учат ребенка, т.е.

от
типа обучения. (Система, разработанная
Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; , Л.В.
Занкова).
В начале младшего школьного
возрастаВОСПРИЯТИЕ- недостаточно дифференцированно. Из-за
этого ребенок «иногда путает похожие
по написавию буквы и цифры (например, 9
и 6 или буквы d и b). Хотя он может
целенаправленно рассматривать предметы
и рисунки, им выделяются, так же как и в
дошкольном возрасте, наиболее яркие,
«бросающиеся в стаза» свойства — в
основном, цвет, форма и величина.

Для
того чтобы ученик более тонко анализировал
качества объектов, учитель должен
проводить специальную работу, обучая
егонаблюдению.
Если для
дошкольников было характерноанализирующеевосприятие, то к концу младшего школьного
возраста, при соответствующем обучении,
появляетсясинтезирующеевосприятие.

Развивающийся интеллект
создает возможность устанавливать
связи между элементами воспринимаемого.
Это легко прослеживается при описании
детьми картины.
Стадии:
2-5 лет — стадия
перечисления предметов на картине;
6-9
лет — описание картины;
после 9 лет —
интерпретация (логическое объяснение).

ПАМЯТЬразвивается в двух направлениях —
произвольности и осмысленности. Детинепроизвольнозапоминают учебный
материал, вызывающий у них интерес,
преподнесенный в игровой форме, связанный
с яркими наглядными пособиями и т.д. Но,
в отличие от дошкольников, они способны
целенаправленно,произвольнозапоминать материал, им не интересный.

С каждым годом все в большей мере обучение
строится с опорой на произвольную
память.
Младшие школьники так же, как
и дошкольники, обладают хорошеймеханической памятью. Многие из них
на протяжении всего обучения в начальной
школе механически заучивают учебные
тексты, что приводит к значительным
трудностям в средних классах, когда
материал становится сложнее и больше
по объему.

Совершенствованиесмысловойпамяти в этом возрасте даст возможность
освоить достаточно широкий круг
мнемонических приемов, т.е. рациональных
способов запоминания (деление текста
на части, составление плана, приемы
рационального заучивания и др.).
В
младшем школьном возрасте развиваетсяВНИМАНИЕ.

Без
достаточной сформированности этой
психической функции процесс обучения
невозможен. На уроке учитель привлекает
внимание учеников к учебному материалу,
удерживает его длительное время. Младший
школьник может сосредоточено заниматься
одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается
объем внимания, повышается его
устойчивость, переключение и распределение.

Характерное
приобретение ранней юности — формирование
жизненных планов. Жизненный план как
совокупность намерений постепенно
становится жизненной программой, когда
предметом размышлений оказывается не
только конечный результат, но и способы
его достижения. Жизненный план- это план
потенциально возможных действий.

В
содержании планов, как отмечает И.С.
Кон, существует ряд противоречий. В
своих ожиданиях, связанных с будущей
профессиональной деятельностью и
семьёй, юноши и девушки достаточно
реалистичны. Но в сфере образования,
социального продвижения и материального
благополучия их притязания зачастую
завышены.

При этом высокий уровень
притязаний не подкрепляется столь же
высоким уровнем профессиональных
устремлений. У многих молодых людей
желание больше получать не сочетается
с психологической готовностью к более
интенсивному и квалифицированному
труду. Профессиональные планы юношей
и девушек недостаточно корректны.

Реалистично оценивая последовательность
своих будущих жизненных достижений,
они чрезмерно оптимистичны в определении
возможных сроков их осуществления. При
этом девушки ожидают достижений во всех
сферах жизни в более раннем возрасте,
чем юноши. В этом проявляется их
недостаточная готовность к реальным
трудностям и проблемам будущей
самостоятельной жизни.

Развитие ребенка в 7 лет кризис и готовность к школе

Главное
противоречие жизненной перспективы
юношей и девушек — недостаточная
самостоятельность и готовность к
самоотдаче ради будущей реализации
своих жизненных целей. Цели, которые
ставят перед собой будущие выпускники,
оставаясь непроверенными на соответствие
их реальным возможностям, нередко
оказываются ложными, страдают
«фантазийностью».

Порой, едва
опробовав нечто, молодые люди испытывают
разочарование и в намеченных планах, и
в самом себе. Намеченная перспектива
может быть или очень конкретной, и тогда
не достаточно гибкой, для того, чтобы
её реализация завершилась успехом; или
слишком общей, и затрудняет успешную
реализацию неопределённостью.

Предпосылки
предметной деятельности формируются
еще в младенческом возрасте. Целью
предметной деятельности является
усвоение функций предметов, овладение
способами действий с ними. Самостоятельно,
без помощи взрослого ребенок не может
понять назначение предмета.
Исследователи
Новоселова, Кисленко, Гальперин и др.

изучали проблему развития предметной
деятельности и выделили этапы ее
развития:
1 этап: 1-1,5 года — ребенок не
знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5
года — жесткое закрепление функции за
предметом;
3 этап: после 2,5 лет — отделение
действия от предмета, ребенок осваивает
функции предмета и начинает использовать
одни предметы вместо других
(предметы-заместители, когда ребенок
начинает переносить усвоенные способы
действия на другие предметы).
В рамках
предметной деятельности зарождается
игра (в конце раннего детства).

Рассматривая
развитие психических функций, отметим,
прежде всего, что раннее детство
сензитивно к усвоению речи.
Автономная
речь ребенка довольно быстро (обычно в
течение полугода) трансформируется и
исчезает. Необычные и по звучанию, и по
смыслу слова заменяются словами
«взрослой» речи.
К 1 году словарь
ребенка — 10 слов;
К 1г.8м. — 100 слов;
К 2
г.

— 300 слов и более;
К 3 г. — 1000-1500
слов.
Предложения первоначально,
примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов.
Это чаще всего субъект и его действие
(«мама идет»), действие и объект
действия («дай булку», «хочу
конфету»), или действие и место действия
(«книга там»). К трем годам усваиваются
основные грамматические формы и основные
синтаксические конструкции родного
языка.

В речи ребенка встречаются почти
все части речи, разные типы предложений.
Речь становиться полноценным средством
общения.
Помимо речи, в раннем возрасте
развиваются другие психические функции
— восприятие, мышление, память, внимание.Особенности восприятия ребенкаРаннее
детство интересно тем, что среди всех
психических функций доминирует
восприятие.

В этом возрасте наблюдаются
элементарные формы воображения, такие
как предвосхищение, но творческого
воображения еще нет. Маленький ребенок
не способен что-то выдумать, солгать.
Только к концу раннего детства у него
появляется возможность говорить не то,
что есть на самом деле.Внимание и
память непроизвольны.Мышлениеявляется наглядно-действенным, оно
основано на восприятии и действии с
предметами.

Предлагаем ознакомиться:  Как часто следует купать новорожденного ребенка

С поступления ребенка в школу
устанавливается новая социальная
ситуация развития. Центром социальной
ситуации развития становится учитель.

Итак, в младшем школьном, возрасте
учебная деятельность становится ведущей.

Учебная деятельность — особая форма
активности ученика, направленная на
изменение самого себя как субъекта
учения.
Это необычайно сложная
деятельность, которой будет отдано
много сил и времени — 10 или 11 лет жизни
ребенка.

Структура учебной деятельности
по Д.Б. Эльконину:
— МОТИВАЦИЯ
УЧЕНИЯ — система побуждений, которая
заставляет ребенка учиться, придает
учебной деятельности смысл.
-учебная
задача, т.е. система заданий, при
выполнении которых ребенок осваивает
наиболее общие способы действия;
-учебные действия, те, с помощью
которых усваивается учебная задача,
т.е.

все те действия которые ученик
делает на уроке (специфическиедля
каждого учебного предмета иобщие);
-действия контроля — те действия,
с помощью которых контролируется ход
усвоения учебной задачи;
-действие
оценки- те действия, с помощью
которых мы оцениваем успешность усвоения
учебной задачи.

Психологические особенности подростка

Ведущей деятельностью
подростка является общение со сверстниками.
Главная тенденция — переориентация
общения с родителей и учителей на
сверстников.
1) Общение является для
подростков очень важным информационным
каналом;
2) Общение — специфический вид
межличностных отношений, он формирует
у подростка навыки социального
взаимодействия, умение подчиняться и
в тоже время отстаивать свои права.;

3)
Общение — специфический вид эмоционального
контакта. Дает чувство солидарности,
эмоционального благополучия,
самоуважения.
Психологи считают, что
общение включает 2 противоречивых
потребности: потребность в принадлежности
к группе и в обособленности (появляется
свой внутренний мир, подросток испытывает
потребность остаться наедине с собой).

Подросток, считая себя уникальной
личностью, в то же время стремится внешне
ничем не отличаться от сверстников.
Типичной чертой подростковых групп
является КОНФОРМНОСТЬ
— Склонность человека к усвоению
определенных групповых норм, привычек
и ценностей, подражательность.
Желание слиться с группой, ничем не
выделяться, отвечающее потребности в
безопасности, психологи рассматривают
как механизм психологической защиты и
называют социальной мимикрией.

В интеллектуальной
сфере происходят качественные изменения:
продолжает развиваться теоретическое
и рефлексивное мышление. В этом возрасте
появляется мужской взгляд на мир и
женский. Активно начинают развиваться
творческие способности. Изменения в
интеллектуальной сфере приводят к
расширению способности самостоятельно
справляться со школьной программой. В
тоже время многие подростки испытывают
трудности в учебе. Для многих учеба
отходит на второй план.

1. Центральное
новообразование подростничества-«чувство взрослости»- отношение
подростка к себе как к взрослому.
Это выражается в желании, чтобы все — и
взрослые, и сверстники — относились к
нему не как к маленькому, а как к взрослому.
Он претендует на равноправие в отношениях
со старшими и идет на конфликты, отстаивая
свою «взрослую» позицию.

Чувство
взрослости проявляется и в стремлении
к самостоятельности, желании оградить
какие-то стороны своей жизни от
вмешательства родителей. Это касается
вопросов внешности, отношений с
ровесниками, может быть — учебы. Чувство
взрослости связано с этическими нормами
поведения, которые усваиваются детьми
в это время.

Появляется моральный
«кодекс», предписывающий подросткам
четкий стиль поведения в дружеских
отношениях со сверстниками.
2. Развитие
самосознания (формирование «Я-концепции»
система внутренне согласованных
представлений о себе, образов «Я».
4.
Критичность мышления, склонность к
рефлексии, формирование самоанализа.
5.

— гуманистическая направленность
— отношение подростка к себе и обществу
положительны;
— эгоистическая
направленность — он сам является более
значимым, чем общество;
— депрессивная
направленность — он сам никакой ценности
не представляет для себя. Его отношение
к обществу можно назвать условно
положительным;

— суицидальная
направленность — ни общество, ни личность
для самой себя не представляет никакой
ценности.
Обычно о подростковом
возрасте говорят как о периоде повышенной
эмоциональности. Это проявляется в
возбудимости, частой смене настроения,
неуравновешенности. Характер многих
подростков становитсяАКЦЕНТУИРОВАННЫМ- крайний вариант нормы.

У подростков
от типа акцентуации характера зависит
многое — особенности транзиторных
нарушений поведения («пубертатных
кризов»), острых аффективных реакций
и неврозов (как в их к картине, так и в
отношении вызывающих их причин). С типом
акцентуации характера необходимо
считаться при разработке реабилитационных
программ для подростков.

Этот тип служит
одним из главных ориентиров для
медико-психологических рекомендаций,
для советов в отношении будущей профессии
и трудоустройства, что весьма существенно
для устойчивой социальной адаптации.
Тип
акцентуации указывает на слабые места
характера и тем самым позволяет предвидеть
факторы, способные вызвать психогенные
реакции, ведущие к дезадаптации, — тем
самым открываются перспективы для
психопрофилактики.

Обычно акцентуации
развиваются в период становления
характера и сглаживаются с повзрослением.
Особенности характера при акцентуациях
могут проявляться не постоянно, а лишь
в некоторых ситуациях, в определенной
обстановке, и почти не обнаруживаться
в обычных условиях. Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо вовсе отсутствует,
либо бывает непродолжительной.

В
зависимости от степени выраженности
выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.Явная
акцентуация. Эта степень акцентуации
относится к крайним вариантам нормы.
Она отличается наличием довольно
постоянных черт определенного типа
характера. Выраженность черт определенного
типа не препятствует возможности
удовлетворительной социальной адаптации.

Занимаемое положение обычно соответствует
способностям и возможностям. В подростковом
возрасте особенности характера часто
заостряются, а при действии психогенных
факторов, адресующихся к «месту
наименьшего сопротивления», могут
наступать временные нарушения адаптации,
отклонения в поведении.

При повзрослении
особенности характера остаются достаточно
выраженными, но компенсируются и обычно
не мешают адаптации.Скрытая
акцентуация. Эта степень, видимо,
должна быть отнесена не к крайним, а к
обычным вариантам нормы. В обыденных,
привычных условиях, черты определенного
типа характера выражены слабо или не
проявляются совсем.

Однако черты этого
типа могут ярко, порой неожиданно,
выявиться под влиянием тех ситуаций и
психических травм, которые предъявляют
повышенные требования к «месту
наименьшего сопротивления».
Существует
две классификации типов акцентуаций —
первая предложенаК. Леонгардом(1968), а втораяЛичко А.Е.(1977).
Сопоставление этих классификаций,
приводится ниже.

Предлагаем ознакомиться:  Гидроцефалия головного мозга у детей причины симптомы лечение

Тип
акцентуированной личности, по К.
Леонгарду

Тип
акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный

или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный

Лабильный
циклоид
Лабильный

Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный

Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический

Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный

Несмотря на редкость
чистых типов и преобладание смешанных
форм, выделяют 10 основных типов
акцентуации:1.Гипертимность.
Люди, склонные к повышенному настроению,
оптимисты, быстро переключаются с одного
дела на другое, не доводят начатого до
конца, недисциплинированные, легко
попадают под влияние неблагополучных
компаний.

Подростки склонны к приключениям,
романтике. Не терпят власти над собой,
но любят, когда их опекают. Тенденция к
доминированию, лидированию. В патологии
— невроз навязчивых идей.
2.Застревание.
Склонность к «застреванию аффекта»,
к бредовым реакциям. Люди педантичные,
злопямятные, долго помнят обиды, сердятся,
обижаются.

Нередко на этой почве могут
появится навязчивые идеи. Сильно одержимы
одной идеей. Слишком устремленные,
«упертые в одно», зашкаленные. В
эмоциональном отношении ригидны (ниже
нормы). Иногда могут давать аффективные
вспышки (сильное нервное возбуждение),
могут проявлять агрессию. В патологии
— паронояльный психопат.
3.Эмотивность.

Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди
у которых быстро и резко меняется
настроение по незначительному для
окружающих поводу. От настроения зависит
все — и работоспособность, и самочувствие
и т.д. тонко организована эмоциональная
сфера; способны глубоко чувствовать и
переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям
с окружающими.

В любви ранимы как никто.
Не против того, чтобы их опекали,
заботились.
4.Педантичность.
Преобладание черт педантизма. Люди
ригидны, им трудно переключаться с одной
эмоции на другую. Любят чтобы все было
на своих местах чтобы люди четко оформляли
свои мысли — крайний педантизм. Периоды
злобно-тоскливого настроения, все их
раздражает.

В патологии — эпилептоидная
психопатия. Могут проявлять агрессию
(долго помнят и выливают).
5.Тревожность.
Люди меланхолического склада с очень
высоким уровнем конституционной
тревожности, не уверены в себе.
Недооценивают, преуменьшают свои
способности. Застенчивы, пугаются
ответственности.
6.Циклотимность.

Резкие перепады настроения. Хорошее
настроение коротко, плохое длительно.
При депрессии ведут себя как «тревожные»,
быстро утомляются, снижается творческая
активность. При хорошем настроении как
гипертимные.
7.Демонстративность.
В патологии психопатия истерического
типа. Люди, у которых сильно выражен
эгоцентризм, стремление быть постоянно
в центре внимания («пусть ненавидят,
лишь бы не были равнодушными»).

Много
таких людей среди артистов. Если нет
способностей, чтобы выделиться, тогда
они привлекают внимание антисоциальными
поступками. Патологическая лживость —
чтобы приукрасить свою особу. Склонны
носить яркую, экстравагантную одежду
— могут быть определены чисто внешне.
8.Возбудимость. Склонность к
повышенной импульсивной реактивности
в сфере влечения.

В патологии — эпилептоидная
психопатия.
9.Дистимичность.
Склонность к расстройствам настроения.
Противоположность гипертимности.
Настроение пониженное, пессимизм,
мрачный взгляд на вещи, утомляем. Быстро
утомляется в контактах и предпочитает
одиночество.
10.Экзальтированность.
Склонность к аффективной экзальтации
(близко к демонстративности, но там
из-за характера, а здесь идут те же
проявления, но на уровне эмоций, т.е. от
темперамента).

Психологические особенности подростка

Психологические
особенности старшего школьного возраста

Развитие человека
в период юности может идти несколькими
путями.
Юность может быть бурной:
поиски смысла жизни, своего места в этом
мире могут стать особенно напряжёнными.
Некоторые старшеклассники плавно и
непрерывно продвигаются к переломному
моменту жизни, а затем относительно
легко включаются в новую систему
отношений.

если
подросток смотрит на будущее с позиции
настоящего, то юноша смотрит на настоящее
с позиции будущего. Выбор профессии и
типа учебного заведения неизбежно
дифференцирует жизненные пути юношей
и девушек, закладывает основу их
социально-психологических и
индивидуально-психологических различий.

Учебная деятельность становится
учебно-профессиональной, реализующей
профессиональные и личностные устремления
юношей и девушек. Ведущее место у
старшеклассников занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти
мотивы приобретают личностный смысл и
становятся значимыми.

Тип
акцентуированной личности, по К.
Леонгарду

Тип
акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный

или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный

Лабильный
циклоид
Лабильный

Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный

Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический

Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный

Несмотря на редкость чистых типов и
преобладание смешанных форм, выделяют
10 основных типов акцентуации:1.Гипертимность. Люди, склонные
к повышенному настроению, оптимисты,
быстро переключаются с одного дела на
другое, не доводят начатого до конца,
недисциплинированные, легко попадают
под влияние неблагополучных компаний.

Подростки склонны к приключениям,
романтике. Не терпят власти над собой,
но любят, когда их опекают. Тенденция к
доминированию, лидированию. В патологии
— невроз навязчивых идей.
2.Застревание.
Склонность к «застреванию аффекта»,
к бредовым реакциям. Люди педантичные,
злопямятные, долго помнят обиды, сердятся,
обижаются.

Нередко на этой почве могут
появится навязчивые идеи. Сильно одержимы
одной идеей. Слишком устремленные,
«упертые в одно», зашкаленные. В
эмоциональном отношении ригидны (ниже
нормы). Иногда могут давать аффективные
вспышки (сильное нервное возбуждение),
могут проявлять агрессию. В патологии
— паронояльный психопат.
3.Эмотивность.

Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди
у которых быстро и резко меняется
настроение по незначительному для
окружающих поводу. От настроения зависит
все — и работоспособность, и самочувствие
и т.д. тонко организована эмоциональная
сфера; способны глубоко чувствовать и
переживать. Склонны к добрым взаимоотношениям
с окружающими.

В любви ранимы как никто.
Не против того, чтобы их опекали,
заботились.
4.Педантичность.
Преобладание черт педантизма. Люди
ригидны, им трудно переключаться с одной
эмоции на другую. Любят чтобы все было
на своих местах чтобы люди четко оформляли
свои мысли — крайний педантизм. Периоды
злобно-тоскливого настроения, все их
раздражает.

В патологии — эпилептоидная
психопатия. Могут проявлять агрессию
(долго помнят и выливают).
5.Тревожность.
Люди меланхолического склада с очень
высоким уровнем конституционной
тревожности, не уверены в себе.
Недооценивают, преуменьшают свои
способности. Застенчивы, пугаются
ответственности.
6.Циклотимность.

Резкие перепады настроения. Хорошее
настроение коротко, плохое длительно.
При депрессии ведут себя как «тревожные»,
быстро утомляются, снижается творческая
активность. При хорошем настроении как
гипертимные.
7.Демонстративность.
В патологии психопатия истерического
типа. Люди, у которых сильно выражен
эгоцентризм, стремление быть постоянно
в центре внимания («пусть ненавидят,
лишь бы не были равнодушными»).

Много
таких людей среди артистов. Если нет
способностей, чтобы выделиться, тогда
они привлекают внимание антисоциальными
поступками. Патологическая лживость —
чтобы приукрасить свою особу. Склонны
носить яркую, экстравагантную одежду
— могут быть определены чисто внешне.
8.Возбудимость. Склонность к
повышенной импульсивной реактивности
в сфере влечения.

В патологии — эпилептоидная
психопатия.
9.Дистимичность.
Склонность к расстройствам настроения.
Противоположность гипертимности.
Настроение пониженное, пессимизм,
мрачный взгляд на вещи, утомляем. Быстро
утомляется в контактах и предпочитает
одиночество.
10.Экзальтированность.
Склонность к аффективной экзальтации
(близко к демонстративности, но там
из-за характера, а здесь идут те же
проявления, но на уровне эмоций, т.е. от
темперамента).

Предлагаем ознакомиться:  Запор у грудничка что делать и как помочь ребенку

1) лабильный- резкая смена
настроения в зависимости от ситуации;
2)астенический- тревожность,
нерешительность, быстрая утомляемость,
раздражительность, склонность к
депрессии;
3)боязливый(сензитивный) тип — робость, стеснительность,
повышенная впечатлительность, тенденция
испытывать чувство неполноценности;

4)психастенический- высокая
тревожность, мнительность, нерешительность,
склонность к самоанализу, постоянным
сомнениям и рассуждательству, тенденция
к образованию ритуальных действий;
5)шизоидный- отгороженность,
замкнутость, трудности в установлении
контактов (см. экстраверсия — интроверсия),
эмоциональная холодность, проявляющаяся
в отсутствии сострадания (см.

симпатия)
недостаток интуиции в процессе общения;
6)эпилептоидный- недостаточная
управляемость, импульсивность поведения,
нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому
настроению с накапливающейся агрессией,
проявляющейся в виде приступов ярости
и гнева (иногда с элементами жестокости),
конфликтность, вязкость мышления,
чрезмерная обстоятельность речи,
педантичность;

7)неустойчивый(экстравертированный) тип — склонность
легко поддаваться влиянию окружающих,
постоянный поиск новых впечатлений,
компаний, умение легко устанавливать
контакты, носящие, однако, поверхностный
характер;
8)конформный-
чрезмерная подчиненность и зависимость
от мнения других, недостаток критичности
и инициативности, склонность к
консерватизму.

Период юности — это период самоопределения.
Самоопределение — социальное, личностное,
профессиональное, духовно-практическое
— составляет основную задачу юношеского
возраста. В основе процесса самоопределения
лежит выбор будущей сферы деятельности.
Однако профессиональное самоопределение
сопряжено с задачами социального и
личностного самоопределения, с поиском
ответа на вопросы: кем быть? и каким
быть?., с определением жизненных
перспектив, с проектированием будущего.

Развитие человека в период юности может
идти несколькими путями.
Юность может
быть бурной: поиски смысла жизни, своего
места в этом мире могут стать особенно
напряжёнными. Некоторые старшеклассники
плавно и непрерывно продвигаются к
переломному моменту жизни, а затем
относительно легко включаются в новую
систему отношений.

если
подросток смотрит на будущее с позиции
настоящего, то юноша смотрит на настоящее
с позиции будущего. Выбор профессии и
типа учебного заведения неизбежно
дифференцирует жизненные пути юношей
и девушек, закладывает основу их
социально-психологических и
индивидуально-психологических различий.

Учебная деятельность становится
учебно-профессиональной, реализующей
профессиональные и личностные устремления
юношей и девушек. Ведущее место у
старшеклассников занимают мотивы,
связанные с самоопределением и подготовкой
к самостоятельной жизни, с дальнейшим
образованием и самообразованием. Эти
мотивы приобретают личностный смысл и
становятся значимыми.

Развитие психики ребенка в раннем детстве (1-3 года)

Хронологически подростковый возраст
определяется от 10-10 до 14-15 лет. Тинейджер
— (10 — 19). Герою романа Достоевского
«Подросток» исполнилось 20 лет, а
Толстой границей между отрочеством и
юностью считал возраст 15 лет. Отрок —
«не имеющий права говорить», значение
этого слова — раб, слуга.

Это понятие
подчеркивает социальный статус
человека.
Основной особенностью этого
возраста являются резкие, качественные
изменения, затрагивающие все стороны
развития. Процесс анатомо-физиологической
перестройки является фоном, на котором
протекает психологический кризис.
Активизация
и сложное взаимодействие гормонов роста
и половых гормонов вызывают интенсивное
физическое и физиологическое развитие.

Увеличиваются рост и вес ребенка, причем
у мальчиков в среднем пик «скачка
роста» приходится на 13 лет, а
заканчивается после 15 лет, иногда
продолжаясь до 17. У девочек «скачок
роста» обычно начинается и кончается
на два года раньше (дальнейший, более
медленный рост может продолжаться еще
несколько лет).

Изменение роста и веса
сопровождается изменением пропорций
тела. Сначала до «взрослых» размеров
дорастают голова, кисти рук и ступни,
затем конечности — удлиняются руки и
ноги — ив последнюю очередь туловище.
Интенсивный рост скелета, достигающий
4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры.

Все это приводит к некоторой
непропорциональности тела, подростковой
угловатости. Дети часто ощущают себя в
это время неуклюжими, неловкими.
В
связи с быстрым развитием возникают
трудности в функционировании сердца,
легких, кровоснабжении головного мозга.
Поэтому для подростков характерны
изменение АД (артериального давления),
повышенная утомляемость, перепады
настроения;

прежде всего это качественные изменения,
появление новообразований, перестройка
связей между сторонами объекта.
Выделяются
2 основных типа развития:
1) Преформирующий
тип — когда в самом начале заданы стадии,
которые пройдет явление и конечный
результат, который явление достигнет
(эмбриональное развитие);

3) Вильям Штернвыдвинул принципконвергенции двух факторов. По
его мнению, оба фактора в равной мере
значимы для психического развития
ребенка и определяют две его стороны.
Эти стороны развития (одна — созревание
наследственно данных способностей и
черт характера, другая — развитие под
влиянием ближайшего окружения ребенка)
пересекаются, т.е.

происходит
конвергенция.
Эта теория рассматривала
вопрос соотношения среды и наследственности
(Айзенк считал, что развитие на 20%
определяется средой, а на 80%
наследственностью).
Но теория
конвергенции не рассматривала:
-внутренние
причины психического развития;
-активность
ребенка, считая, что он пассивен,
приспосабливается)

Понятие возраста включает в себя ряд
аспектов:
1) Хронологический возраст,
определяется продолжительностью жизни
человека (по паспорту);
2)Биологический
возраст- совокупность биологических
показателей, функционирование организма
в целом (кровеносная, дыхательная,
пищеварительная системы и т.п.);

3)Психологический возраст-
определенный уровень развития психики,
в который включается:
а)умственный
возрастДля определения умственного
возраста детей от 4 до 16 лет используется
тест Векслера, который включает вербальные
и данные в наглядной (образной) форме
задания. При его применении получают
суммарный «общий интеллектуальный
показатель».

Психолог вычисляет IQ —
интеллектуальный коэффициент:умственный
возрастx 100%
IQ = хронологический
возраст
б)социальная зрелость-
SQ — социальный интеллект (человек должен
быть адаптирован к среде, которая его
окружает)
в)эмоциональная зрелость:
произвольность эмоций, уравновешенность,
личностную зрелость.
В реальной жизни
отдельные составляющие возраста не
всегда совпадают.

Процесс рождения — тяжелый, переломный
момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период — кризис
новорожденности.Причины кризиса
новорожденности:
— Физиологические
(рождаясь, ребенок физически отделяется
от матери. Он попадает в совершенно иные
условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа
дыхания, необходимость смены типа
питания).

— Психологические (психика
новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных
рефлексов, которые помогают ребенку в
первые часы его жизни).
Какие же
безусловные рефлексы имеет новорожденный?
Это, прежде всего дыхательный и сосательный
рефлексы, защитные и ориентировочные
рефлексы.

Список рекомендуемой литературы

1. Возрастная и педагогическая психология
/ Под ред. А.В. Петровского.-М., 1979;
2.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология.-М.,
1997;
3. Немов Р.С. Общие основы психологии.
Т.2.-М., 1994;
4. Обухова Л.Ф. Детская
психология.-М., 1996;
5. Мухина В.С. Возрастная
психология.-М., 1998;
6. Абрамова Г.С.

К теме IX

1. Возрастная и педагогическая психология
/ П/р А.В. Петровского. — М., 1979.
2. Кулагина
И.Ю. Возрастная психология. Психическое
развитие ребенка от рождения до 17 лет.
— М., 1997.
3. С. Крайг. Психология развития.
— М., 1999.
4. Захарова А.В. Психология
обучения старшеклассников. -М., 1987.
5.
Климов Е.А.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector