Развитие творческих способностей у детей

Развитие творческих способностей у детей

Развитие творческих способностей у детей
СОДЕРЖАНИЕ

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Время от времени нужно нарушать общепринятые правила и становиться ребенку другом, а не родителем. Для взрослого это будет приятной психотерапией, с помощью которой удастся избавиться от стресса. Творческие способности детей дошкольного возраста развиваются стихами, сказками, лепкой, рисунком, различными познавательными играми.

Когда мама идет по улице с ребенком, она может указывать на интересные предметы, растения, дорожные знаки. Формированию словесного творчества дошкольников способствуют интересные рассказы, сказки. Важно пояснять малышу действие главных героев сказки, задавать ему интересные вопросы. Творческие игры для дошкольников поднимают настроение, в то же время настраивают на получение важных знаний.

Малышу можно преподносить игрушки, которые по мнению родителей будут самыми полезными. Любому ребенку понравятся мозаика, красочный конструктор. Если купить железную дорогу, у малыша может появиться интерес к разным городам и странам. Можно подарить ребенку глобус и постепенно изучать название стран, это поспособствует интеллектуальному развитию.

Существуют разные точки зрения на эту тему. Большинство специалистов считает, что креативность ребенка — это заслуга его родителей. В детских садах и школах детей ограничивают определенными нормами и рамками. Поэтому наличие нестандартного мышления у малыша — это задача родителей.

Есть мнение, что задатки особых способностей должны быть у ребенка от природы. Под задатками понимают степень развития 1-й и 2-й сигнальной систем мозга. Таким образом, различают художественный тип (преобладает первая сигнальная система), мыслительный тип (преобладает вторая сигнальная система) и средний тип (системы уравновешены).

Дети, которых можно отнести к первому типу, получают яркие непосредственные впечатления от окружающих объектов. Они способны мылить образами. У них живое и богатое воображение. Это эмоциональный тип. Люди, у которых преобладает вторая сигнальная система (мыслительный тип) хорошо анализируют и систематизируют информацию. Они склонны к абстрактному мышлению. В любом случае задатки надо развивать. Сами по себе они могут проявиться только в незначительной степени.

Развитие творческих способностей у детей

Начинать следует с самого раннего возраста. Специалисты утверждают, что оптимальное время для начала — период с младенчества до 5 лет. Развив способности у ребенка, вы поможете ему стать интересной личностью.

Любое качество формируется только в процессе активной деятельности. Нельзя сделать вывод о наличии каких-либо способностей у человека, не наблюдая его в практической деятельности. Если ребенка еще не обучили музыке, то нельзя говорить о его способностях в этой области. Только в ходе правильного обучения можно сделать тот или иной вывод.

Под влиянием воспитания и обучения ребенок начнет проявлять склонность к определенным сферам деятельности. Если имеются задатки и оптимально организованы занятия, то развитие творческих способностей у ребенка происходит очень быстро. В таком случае создается иллюзия врожденных способностей.

Психологи различают общие и специальные способности. Первая группа включает в себя те качества, которые помогают человеку достичь успеха в разных видах деятельности. Это точность движений, хорошая память, сообразительность, хорошая речь и др. Во вторую группу входят способности, необходимые для достижения успеха в какой-то определенной области: музыкальной, литературной, изобразительной и т. д. У ребенка могут быть хорошо развиты общие и специальные способности вместе.

У детей выделяют следующие основные группы способностей:

  • творческое воображение (фантазия, интуиция);
  • творческое мышление (живость ума);
  • практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Творчество — это увлекательно

Если деятельность малыша связана с творчеством, то она становится привлекательным занятием. В процессе такого занятия ребенок начинает думать и развиваться. Деятельность такого рода связана с новыми открытиями и возможностями. Малыш начинает проявлять ранее скрытые способности.

Первые успехи в деятельности становятся мощным стимулом для ребенка и родителей. Они чувствуют воодушевление и с удовольствием продолжают занятия. Творческая деятельность помогает ребенку укрепить свою самооценку, способствует уверенности в себе и повышает планку притязаний.

Для правильного развития большое значение имеет воображение. Маленькие дети всегда проявляют его в процессе игры. Действуя с предметами в реальности, ребенок придумывает нереальные истории. Не стоит пресекать такие игры, так как в этот период происходит зарождение воображения. Сложившись в игре, оно перейдет и на другие сферы деятельности малыша.

Дети не врут, они просто фантазируют. Воображение проявляется в сочинении сказок, стишков, рисовании. Психологи рекомендуют взрослым развивать это качество. Ведь оно является основой для фантазии и креативного мышления. Существуют разнообразные приемы для развития воображения. Например, можно разглядывать линии, облака, трещины или пятна, пытаясь найти в них сходство с определенными предметами. Придумывайте ребенку задания на сочинение сказок, стихов и занимательных историй.

Творческое начало хорошо проявляется в процессе рисования. Поощряйте инициативу малыша. Просто прекрасно, если ребенок добавляет какие-то свои детали к готовому рисунку, придумывает сюжет, изменяет цвета и т. д. Ваше положительное отношение к таким действиям формирует отличный стимул для дальнейших занятий.

Все задатки человека формируются еще с раннего детства и в течении последующей жизни просто совершенствуются и реализуются. Поэтому стартовой точкой развития этих способностей должно и быть раннее детство. Очень часто родители несерьезно воспринимают «небылицы» своих маленьких выдумщиков, а иногда и вовсе взрослые даже их пресекают.

Фантазирование на самом деле – это специфическая особенность, характерная для дошкольного возраста. И не стоит ни в коем случае мешать этому процессу. Просто сделайте вид, что верите в доброго Волшебника и в то, что непременно сегодня побываете на Луне и т.п. Именно в таких «воображалках» и зарождается творческий потенциал.

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. За частую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе.

Предлагаем ознакомиться:  Когда отпадает пуповина у новорожденного

А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем. Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду.

Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса.Не воспринимайте совсем невинные фантазии маленького выдумщика как что-то примитивное, помните, что любая фантазия ребенка это скрытое зерно творчество. А также и не стоит смеяться над детскими небылицами. Так как творческий ребенок видит обычные вещи в другом ракурсе.

Не огорчайтесь и не пытаетесь ругать и наказывать малыша за то, если он говорит, что на картинке изображена, допустим рыбка, а не как самом деле — чайник, не стол, а — осьминог и так далее. Естественно, маленький воображало прекрасно знает, как выглядят стол и чайник, и что именно они изображены на картинке, просто ему, скорее всего, захотелось пофантазировать.

Не забывайте, что малышу в этом возрасте не хочется воспринимать общепринятое понимание вещей, а наоборот хочется дать волю воображению и творчеству.Чрезмерная серьезность, скованность и консервативность родителей не совсем подходящие помощники для того, чтобы развивать творческие способности детей.

Взрослым в обязательном порядке стоит научиться играть в детские игры. Веселитесь, шалите и не бойтесь на определенное время стать детьми. Нарушайте иногда существующие правила поведения взрослых, ведь все это во имя ваших же детей. И это не только сблизит вас с ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет своего образа хорошей «здоровой» психотерапией, позволяющей отвлечься, отдохнуть и если хотите, даже снять напряжение или стресс.

1. Окружающий мир

На прогулке, транспорте, дома — в общем везде где вы находитесь вместе со своим ребенком обсуждайте что именно вас окружает и что происходит вокруг вас. Такое общение архиважное не только для воображения малыша, но для всего развития в целом. Ваши рассказы о животных, явлениях природы, растениях и других вещах окружающего мира, ваш речь – это самый первый и очень важный урок для ребенка.

Создание условий для творческого развития малыша

Правила этикета для детей дошкольного возраста

Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:

  1. Моделирование обстановки вокруг малыша, которая будет опережать его развитие. Ребёнка желательно окружить такими предметами, которые будут активизировать творческий процесс и побуждать его к действиям с творческим подходом. Например, малышу в возрасте одного года можно подарить кубики с буковками и цифрами, и в процессе игры называть их. Так ребёнок сможет быстрее изучить алфавит и цифровой ряд.
  2. Ранее физическое развитие дошкольника способствует активизации творческого мышления. Начатые с первых месяцев после рождения физические занятия являются первым шагом к закладке основ творческих способностей маленького ребёнка и в дальнейшем – взрослого человека.
  3. Предоставление свободы в выборе направления творческой деятельности. Малыш должен самостоятельно выбирать, что ему интересно из большого перечня творческих направлений, и каким видом деятельности он хочет в данный момент времени заниматься. И если деятельность увлекает ребёнка, то интеллектуальное напряжение не станет причиной развития переутомления. Наоборот, всё это пойдёт на пользу маленькому человечку.
  4. Увеличение количества поставленных перед дошкольником задач и их усложнение. Если заявленную изначально планку по развитию творческих способностей постоянно повышать, то способности у маленького ребёнка будут совершенствоваться и максимально успешно развиваться. Дошкольники познают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Зачастую они не могут использовать опыт, предлагаемый взрослым человеком. Эту особенность детского организма следует использовать по максимуму, позволяя малышу самостоятельно находить решения для тех или иных проблем, стимулируя тем самым интенсивное развитие творческого мышления. К примеру, у ребёнка за диван упала игрушка. Не следует сразу предоставлять свою помощь. Пусть непоседа сам попробует справиться с такой задачей.
  5. Разумная и ненавязчивая помощь со стороны взрослого человека. Свобода, даваемая родителями маленькому ребёнку отнюдь не должна перерасти во вседозволенность. Давать подсказки малышу в тех случаях, когда он может додуматься до решения проблемы самостоятельно, не стоит. Таким образом родители оказывают ему «медвежью услугу», препятствуя полноценному развитию творческих способностей.
  6. Формирование комфортного психологического климата. Если малыша окружают тёплые и дружественные отношения в семье, детском саду, то задатки его творческих способностей будут развиваться лучше и эффективней. Задача родителей заключается в том, чтобы стимулировать дошкольника на развитие творческих способностей. Квалифицированными специалистами-психологами даже предоставляется консультация для родителей по развитию творческих способностей детей, на которой они могут получить эффективные рекомендации относительно того, что дошкольника следует постоянно стимулировать к творчеству, не осуждать в случае неудач и не реагировать негативом на самые нелепые выдумки ребёнка.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

  • Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.
  • Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.
  • Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.
  • Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».
  • В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся.

Первый метод имеет название «Превращения». Потребуется нарисовать на бумаге несколько кругов, расположенных в ряд. Малыш должен посмотреть на эти фигуры и проявить свою фантазию — дорисовать недостающие предметы. Возможно, он увидит в кругах гусеницу, снеговика или очки. Далее можно усложнить задачу и нарисовать комбинацию из разных геометрических фигур. Проявив творческое воображение, ребенок создаст композицию.

Предлагаем ознакомиться:  Кедровое масло применение в косметических целях

Развитию творческих способностей детей помогают загадки, но вместе с ними можно применять на практике схожие методики. Следует взять какой-нибудь предмет и положить в шкатулку. Малыш посредством подсказок должен угадать, что находится в шкатулке. Можно говорить, какого цвета данный предмет, каков он по размеру и т. д.

Развитию логики и речетворчества способствуют другие методики. Родители могут назвать определенный предмет, а малыш должен сказать, что в нем хорошего и плохого. Например ветер, он освежает в летнюю пору, а зимой бывает очень холодным.

Играйте в слова: задайте прилагательное и попросите ребенка подобрать противоположное по смыслу. Нужно говорить слова и давать задание подбирать синонимы — слова, схожие по смыслу. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста может проходить параллельно с развитием логики.

Фантазия развивается посредством решения необычных задач. Ребенок может придумать, как можно по-новому использовать привычные предметы. Или пусть малыш представит, что было бы, если бы кошка стала говорить как человек.

Развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста способствует рисование. Дети любят проявлять фантазию с помощью красочных предметов. Не нужно отказывать ребенку в таком удовольствии: следует купить бумагу, карандаши, краски. Сначала кроха может рисовать геометрические фигуры, затем — цветы, дома, животных. Важно обратить внимание на способности к рисованию, возможно, малыш желает стать художником.

Значение лепки трудно переоценить. Для воплощения творческих задумок у ребенка должен быть пластилин. Лепка развивает моторику пальцев и пробуждает творческий потенциал. Малыш может слепить мультипликационного героя, мини-скульптуру домашнего любимца, в общем все, что душа пожелает! Стоит похвалить кроху за его старания и в качестве презента преподнести пирожное.

Необходимо читать рассказы, приучать малыша к стихам, интересным литературным произведениям. Желательно читать не менее 30 минут в день, так вы приучите малыша к чтению. Классические детские произведения развивают не только память и интеллект, но и духовные качества. Книга дает возможность вообразить конкретную ситуацию, поразмышлять над поведением героев.

Музыка влияет на развитие творческих способностей. Малыш может приучаться к позитивным детским песням, причем они могут исполняться на иностранном языке. Музыка способствует развитию образного мышления. Родители должны петь вместе с малышом, можно водить его на концерты. Некоторые дети изъявляют желание участвовать в творческих кружках.

Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствует аппликация. Можно научить ребенка создавать на бумаге композиции, например объемные цветы. Важно следить за тем, чтобы кроха не поранился ножницами.

Если у ребенка нет настроения, не стоит навязывать ему то или иное занятие. У малыша должно возникнуть желание проявить творческий потенциал. Важно помнить о том, что детей привлекает все яркое, красивое. Не скупитесь на игрушках и канцтоварах. Нужно поддерживать инициативы малыша и не проявлять строгость в его творческих порывах. Стоит помнить о том, что обучение в игровой форме проходит интересно и увлекательно.

О словотворчестве

Словотворчество ребенка отражает индивидуальное восприятие привычных вещей. Дети тонко чувствуют мир, обращая внимание на мельчайшие детали. Словотворчество крохи во многом зависит от того, в какой среде он вырастает и какие слова слышит чаще всего. Казалось бы, еще пару месяцев назад маленький человечек не мог говорить, а сейчас он во всю придумывает слова и активно выражает мысли.

Ребенок имеет особое языковое чутье. В основном он воспроизводит те слова, которые слышит от родителей. Новые слова малыша напоминают те, которые он уже усвоил. Кроха на уровне интуиции приписывает словам окончания и приставки. Произнося новые слова, он полноценно выражает свои мысли. Родители должны развивать языковое чутье ребенка и направлять это чутье в нужное русло. В дальнейшем малыш научится правильно выговаривать слова.

Особенность речевого творчества малыша заключается в том, что он подбирает окончания и приставки, уже существующие в языке. Родители не должны смеяться над словами, которые произносит их чадо. Ребенок может неправильно воспроизводить звуки или выговаривать слова в виде одного только первого слова. Нельзя критиковать, в противном случае можно внушить ему комплексы. Если родители неправильно поведут себя, кроха замкнется и не станет воспроизводить слова, созданные на основе его опыта и воображения.

Некоторые дети изъявляют желание выступить на публике, предоставьте им возможность самовыражаться! Но если ребенок застенчив, не стоит заставлять его публично рассказывать стихи, петь песни. Можно отдать малыша на специализированные занятия, где проводится обучение творческому рассказыванию. Если малыш 3-5 лет неправильно произносит слова, в этом нет ничего страшного. Данное явление указывает на то, что он постепенно развивается, анализирует в уме особенности родного языка.

Словотворчество ребенка должно умилять родителей, а не расстраивать. Когда малыш достигает возраста 5 лет, он успевает усвоить много слов и речевых оборотов. Если кроха формирует в уме определенное слово, значит, его логика и мышление работают хорошо.

  1. Малыш часто урезает услышанные фразы: вместо «помоги» можно услышать «моги». Это связано с тем, что мозг лучше усваивает короткие слова.
  2. Ребенок может прибавить к слову окончание и вместо «львёнок», сказать «лёвик». Все потому, что малыш еще не знает правила, в соответствии с которыми слово «лев» преобразуется. И тем не менее малыш подбирает суффикс «ик», который существует в русском языке, например «котик».
  3. Ребенок может называть животных по названию звуков, которые они воспроизводят. Собака может быть «афа», по ее лаю «аф».
Предлагаем ознакомиться:  Как развивать умственные способности у ребенка

Развиваем творческое воображение

В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

  1. Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.
  2. Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.
  3. Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.
  4. Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.

Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше. Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители. Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её. Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным.

Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано. Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости.

  • Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.
  • Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.
  • Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

Творческие способности детей-дошкольников должны проявляться в полной мере. Ребенку не обязательно становиться актером, художником или певцом: фантазия и креативность пригодятся для решения жизненных задач. Творческая активность в первую очередь позволяет самовыражаться. Если у малыша уже есть любимое хобби, то это очень хорошо. Каждый ребенок индивидуален, и творческое развитие дошкольников происходит по-разному.

Одни дети охотно берутся за новые начинания, другие капризничают и отказываются от игр, которые предлагают родители. Логика малыша может быть интересной и даже нестандартной: здесь все зависит от природных особенностей. Выявление творческих способностей очень важно: они также помогают в развитии памяти и мышления.

Что подразумевает понятие творческие способности?

Если у ребенка развиты такие способности, он с интересом познает окружающий мир. Развитию творчества у дошкольников способствует нестандартный взгляд на обыденные вещи. Родители должны прививать тягу к новым знаниям, можно использовать игры. Ребенок, в котором есть задатки творческой личности, стремится удивить окружающих. Если у малыша развито воображение, ему легче применять знания на практике.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Креативные способности можно развивать с 3-х лет, в дальнейшем нужно совершенствовать приобретенные знания. Родители часто подавляют творческий потенциал, смеясь над его выдумками. Если кроха выдвигает какую-то на первый взгляд странную идею, мама тот час пресекает ее, а это влияет на самооценку. Необходимо поддерживать ребенка в его начинаниях. Родителям стоит осознать, что фантазия является специфической особенностью, и без нее не возможно в полной мере развивать мышление.

Малыш должен фантазировать: не следует мешать ему! Если он искренне верит в добрую фею или волшебника, нужно согласиться с таким убеждением и сказать, что фея и волшебник действительно существуют. Ребенок может воображать картинки и озвучивать их, в этом нет ничего страшного. Все особенности развития творчества проявляются в возрасте 3-4 лет.

Родители могут слышать разные небылицы от своего чада, здесь нужно выбрать правильную тактику поведения. Если фантазии крохи связаны с добрыми персонажами, следует хвалить его. Не разрушайте воображаемый мир ребенка, если в нем присутствуют добрые персонажи, и вы видите, что малыш комфортно себя чувствует.

Развитию творческой активности дошкольников должны способствовать именно родители. Маме и папе нужно изменить свой образ мышления, возможно, поверить в чудо. Если у родителей развиты креативные способности, им будет проще привить малышу креативное мышление. Если малыш — прирожденная творческая личность, он будет по-другому смотреть на обыденные вещи.

Например, если показать 5-летнему ребенку картинку с чайником, он может сказать, что это кит. В данном случае можно судить о творческом мышлении. Родителям стоит задуматься над проявлением такого таланта. Малыш в возрасте 5 лет не желает воспринимать общепринятые понимания вещей, скорее всего, он будет воображать что-то новое, интересное.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector