Развитие творчества детей дошкольного возраста

Развитие творчества детей дошкольного возраста

Развитие творчества детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ

Центр творчества в детском саду

Тяга к созиданию, творческой деятельности, желание фантазировать и сочинять появляется у ребёнка в возрасте двух-трех лет. Согласно возрастной психологии, развитие творчества проходит несколько этапов:

  1.  Маленькие люди до двух лет выражают свой потенциал самыми простыми способами: танцуют, увлеченно рисуют «каляки-маляки», художественно раскидывают сложенное мамой белье. По факту, любая разрушительная деятельность для годовалого карапуза является творчеством. Иногда родителям стоит выдохнуть и дать ему проявить себя таким нестандартным образом.
  2. На три-четыре года приходится пик активности развития и проявления творческих способностей учеников. Появляются сюжетно-ролевые игры, процесс созидания и фантазирования становится более осознанным.
  3. Пяти-шестилетки способны усваивать огромное количество информации, в этом возрасте на благодатную почву ложатся более сложные задания, упражнения и игры, направленные на стимулирование творческой «жилки».
  4. Дети семи-восьми лет начинают обучение в школе, где происходит целенаправленное развитие креативного мышления в различных сферах.

Раннее дошкольное детство – с 3 до 5 лет – часто «выпадает», оставаясь незадействованным. Родители только недавно успокоились после первых сложных лет карапуза – освоения ходьбы, речи, приучения к горшку. Следующим важным этапом считается старший дошкольный возраст – подготовка к школе, когда нужно много заниматься, расти физически и интеллектуально.

Умение фантазировать, придумывать, присваивать знакомым предметам новые неожиданные значения – все это характеризует высшую степень развития воображения. Малыши 2-7 лет овладевают навыками создания аутентичных образов, сочинительства, постепенно учатся применять все более сложные мыслительные операции.

  • чтение книг, рассматривание и описание картинок, совместные посещения культурных мероприятий, экскурсий;
  • изобразительная – лепка, рисование, создание аппликаций – чистое творчество, доступное каждому возрасту; Творческий потенциал
  • рисование сюжетов, прожитых ребенком (реальных жизненных ситуаций), пересказ каких-то событий;
  • сочинение сказок, рассказов, стихов;
  • игра любого вида и направленности: подвижная, ролевая, предметная, настольная, совместная с родителями, другими детьми, или одиночная;
  • конструирование.

Психологи рекомендуют родителям заниматься креативной деятельностью вместе с отпрысками. Не нужно контролировать сына или дочь, подсказывать или следить, чтобы он правильно держал кисточку. Гораздо больше эффекта будет достигнуто, если все члены семьи сядут за одним столом и молча нарисуют каждый свою картину или займутся раскрашиванием одного большого панно, лепкой сказочного города, аппликацией.

Методы развития творческих способностей детей достаточно просты. И даже если ребёнок не посещает детский сад, или любое другое дошкольное образовательное учреждение, организовать их легко и в домашних условиях. Для этого потребуется минимум средств и оборудования. Занятия, осуществляемые таким образом, будут интересны не только детям, но и взрослым.

Наблюдение за окружающим миром — основа развития ребенка

Выхода на свежий воздух с детьми, родители могут обсуждать с ним происходящие вокруг события или явления, предлагать ребенку внимательно присматриваться ко всему, что их окружает. Это позволит ребенку не только развивать творческие навыки, но и заметно обогатит его преставления об окружающем мире. Например, гуляя по улице, можно рассказывать ребенку о жизни животных, о цветах и деревьях, встречающихся на пути.

Развивающие игры

Учитывая то, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте по-прежнему является игра, эту особенность можно эффективно использовать и для развития творческих способностей ребенка. Для этого, в детском шкафу обязательно должны лежать паззлы, конструкторы и мозаики. Игры такого типа прекрасно активизируют мышление, способствуют концентрации внимания. Однако необходимо строго следить за тем, чтобы сложность игры соответствовала возрасту ребенка и его развитию.

Сейчас в продаже очень много развивающих игрушек

Многими простыми играми можно заниматься не отвлекаясь от домашних дел, во время прогулки или, например, стоя в очереди в поликлинике или магазине. Примером может служить игра со словами: после того, как родитель назовет какое-либо слово, ребенок должен подобрать к нему родственное, либо, наоборот – противоположное по значению слово.

Навыки творческого мышления невозможно развивать в случае, если ребенок не будет иметь практического опыта творческой деятельности. Поэтому, чем больше видов изобразительного искусства ему будут доступны, тем эффективнее он будет развивать и совершенствовать свои навыки.

Самым популярным и, пожалуй, самым доступным для ребенка видом изобразительного искусства всегда считалось рисование. Начинать лучше всего с разучивания базовых цветов и рисования элементарных геометрических фигур. Ребенок учится правильно держать в руках кисточку или карандаш, контролирует движение своих рук, нажим на карандаш.

Желательно, чтобы в его распоряжении были различные художественные материалы: карандаши, фломастеры, краски и т.д. Важно поощрять ребенка за каждый его успех, обсуждать с ним его рисунки – даже если на первый взгляд на них не изображено ничего конкретного. Со временем ребенка можно познакомить с различными свойствами красок; их способностью смешивать и создавать новые цвета. А также переходить от чистых цветов к различным оттенкам и полутонам.

Детский рисунок «Синяя птица»

Еще одним из эффективных путей развития творческого мышления дошкольников является изобразительное искусство, в том числе – нетрадиционное рисование. Помимо того, что эта техника вырабатывает у ребенка нестандартное восприятие действительности, но и в немалой степени способствует развитию и совершенствованию процессов воображения, памяти и т.д.

Как правило, дети очень любят творческие занятия и приступают к выполнению заданий такого типа с огромным энтузиазмом. Однако роль родителя в этом тоже очень велика. Он должен знать фундаментальные основы детской психологии и творчества, для того, чтобы эффективно поддержать его инициативу, направить деятельность и привести к желаемому результату.

Пальчиковые рисунки очень важны в развитии творческого начала

Почему для развития творческих способностей недостаточно использования только традиционных форм рисования?

  1. Прежде всего, традиционный и привычный всем метод рисования не позволяет навыкам ребенка развиться в полной мере. Нетрадиционная живопись сама по себе ценна тем, что ребенок приобретает новые знания о предметах и способах их использования, позволяет действовать с ними, используя новые свойства.
  2. Невозможность копировать образец, предусматриваемый традиционной живописью, придает еще больший творческий импульс.
  3. А также вырабатывает такие качества, как самостоятельность, инициативу, развитие индивидуальности.
  4. Нетрадиционная живопись дает шанс воплотить при помощи различных материалов свои впечатления, подаренные окружающим миром.
  5. Фундаментальной ценностью нетрадиционной живописи является не получившийся в итоге рисунок, а свободная, творчески развитая личность, готовая к самореализации и самоидентификации.
Лепка развивает и творческие способности, и моторику рук

Для нетрадиционного рисования можно использовать абсолютно любые материалы и поверхности: это может быть зубная паста, пластилин, глина и т.д. Инструментом рисования также может быть все, что угодно: самодельные штампы, палочки, губки. Немало положительных эмоций ребенку доставит также возможность порисовать руками (для этих целей выпускаются даже специальные пальчиковые краски).

Несмотря на то, что пользу лепки часто недооценивают, нельзя не отметить, что эти занятия просто незаменимы для развития навыков мелкой моторики. А также позволяют ребенку развивать в себе фантазию, творческие навыки. На ранних этапах ребенка можно научить лепить самые простые фигуры: шарики, колбаски, колечки.

Предлагаем ознакомиться:  Закваски Гуд Фуд как первый кисломолочный прикорм малышу - Полезные советы
Аппликация из бумаги — вид творчества для старших дошкольников

Когда лучше всего начинать работу над развитием творческих способностей?

Психологи сходятся во мнении: чем раньше родители возьмутся за развитие творческих способностей детей, в частности, дошкольного возраста, тем эффективнее будет их работа.

Это объясняется тем, что творческие задатки имеются у каждого человека уже при рождении и при должном внимании они получают развитие для последующего перехода на уровень способностей и даже таланта. Творческие способности детей в раннем возрасте находят отражение в фантазиях, небылицах, достигая своего пика к 3-4 годам.

Фантазия детей в 3 года — неисчерпаемая. Они могут играть с чем угодно

Виды деятельности, развивающие творческие способности

Существует множество направлений творчества, которые можно использовать для работы с малышами в детском саду.

Нетрадиционное рисование помогает малышу почувствовать себя настоящим художником. Оно активно применяется в воспитании детей с самого раннего возраста, поскольку является источником ярких, положительных эмоций, воспринимается ребёнком как увлекательная игра, результат которой не зависит от способностей и технических умений.

Примеры использования техник нетрадиционного рисования для развития детского творчества:

  • Воображение и нестандартное мышление позволят увидеть в незамысловатом оттиске ладошки образы статного жирафа, неуклюжего слона, забавной обезьянки — стоит лишь с помощью лёгких штрихов и гибких линий добавить недостающие детали.
    Дети рисуют в пальчиковой технике

    В процессе рисования пальчиками тренируется мелкая моторика, глазомер, развивается сенсорика, пространственное мышление и координация движений

  • Техника проступающего рисунка (рисование свечой) с особым восхищением воспринимается детьми. Ведь у них появляется шанс почувствовать себя маленькими волшебниками и удивить окружающих занимательной игрой. Ребёнок просто тонирует поверхность листа акварельными красками — и скрытые контуры звезды, цветка, самолёта, выполненные заранее с помощью восковой свечи, проявляются на бумаге.
    Проступающий рисунок (на разукрашенном листе возник осьминог)

    Техника проступающего рисунка — увлекательное и познавательное занятие для ребёнка, обучающее работе с разными материалами

  • Кляксография — выдувание с помощью трубочки из капельки краски непредсказуемых по конфигурации клякс и домысливание воображаемого образа или даже целого сюжета с дальнейшей прорисовкой, например, цветочной поляны или графических очертаний осеннего дерева.
    Кляксография

    Выдувание с помощью трубочки позволяет создать заготовку, которую при добавлении деталей можно превратить в сюжетный рисунок

  • Граттаж — ребёнок познакомится с искусством гравюры, процарапывая заострённым концом инструмента контрастные контуры графического изображения по загрунтованной тёмной гуашью или тушью поверхности на восковой основе. Наносить восковой слой можно с помощью цветных восковых карандашей, тогда гравюра получится цветная, например, изображение праздничного салюта или звёздных просторов космоса.
    Граттаж (процарапанная картинка на тему космоса)

    Использование разноцветного фона в граттаже позволяет создавать яркие и интересные рисунки

  • Рисование по ткани — декоративное раскрашивание ткани, которое опирается на фантазию и пространственное мышление ребёнка.
    Девочки разукрасили платок (батик)

    Декоративное раскрашивание ткани опирается на творческую фантазию и пространственное воображение ребёнка

  • Квиллинг — создание ярких аппликаций на основе конструирования из спиралевидных деталей (модулей).
    Сова, выполненная в технике квиллинг

    Квиллинг позволяет создавать очень красивые и элегантные работы

  • Декоративое рисование — фантазия и воображение пригодятся в процессе придумывания абстрактных геометрических узоров и ритмических цветочных композиций для украшения посуды или предметов одежды.
    Дети с раскрашенными бумажными свитерами

    На занятиях по декоративному рисованию дети могут, например, разукрасить свитер

В благоприятных условиях развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста происходит естественным путем, «само собой», без применения специальных методик и техник. Формированию творческих навыков способствуют доброжелательная среда, отношения, способы взаимодействия ребенка с окружающим миром:

  • Выделяйте время для физической активности, лучше всего – совместной. Любые подвижные игры, упражнения на развитие моторики, координации благоприятно влияют на мозговую деятельность человека. Декоративно-прикладное исскуство
  • Расширяйте горизонты, уводите маленького члена семьи из зоны комфорта. Детские способности поистине не имеют границ – повышайте планку, усложняйте цели, стимулируйте пробовать то, что кажется им сложным.
  • Предоставляйте свободу выбора. Лучше всего развиваются способности в той деятельности, которая доставляет большее количество эмоций. Пусть ребенок занимается тем, что ему действительно нравится.
  • Дайте ребенку безусловную любовь, уважение и подтверждение того, что он ценен, – таким образом он обретет чувство безопасности, доверия, уверенности в себе и позволит себе свободно раскрыться.
  • Замените критикующие высказывания на нейтральные или описательные. Вместо фразы «Смотри, как неаккуратно! Ты перемешала все цвета. Что это за пятно?!» попробуйте так: «Я вижу, что у тебя тут много разных цветов, они друг с другом смешались вот здесь и тут, получилось большущее разноцветное пятно! Как ты так придумала?».
  • Воспринимайте с энтузиазмом желание ребенка творить, поддерживайте созидательную деятельность, предоставляйте для нее инструменты.
  • Отвечайте на вопросы – детское любопытство является фундаментом для развития творческих способностей, его нужно подпитывать.
  • Дайте возможность бывать наедине с собой, самостоятельно придумывать для себя развлечения, игры, воплощать собственные задумки. Гиперопека и постоянный контроль подавляют инициативу.
  • Старайтесь показывать способы взаимодействия с разными людьми – детьми и взрослыми. Берите их с собой в магазин, гости, банк, другие учреждения, учите правилам общения и поведения в обществе.
  • Заботьтесь о психологическом комфорте. Стресс дома или в детском саду может привести к «откату». Если такое случилось, нужно решить вопросы, а потом заниматься развитием и обучением ребенка.

Темпы творческого развития индивидуальны. Каждая семья отличается своим подходом к воспитанию, организацией быта, условиями жизни. Не старайтесь подгонять сына или дочку под определенные стандарты, вместо этого обратите внимание на то, к чему лежит душа вашего ребенка, и помогите ему реализоваться в этой сфере.

Роль совместного творчества с родителями в развитии способностей у детей

Нарушение интеллектуального развития, или умственная отсталость — глубинная дисфункция познавательной деятельности, обусловленная органическими нарушениями в работе головного мозга. С раннего детства у таких детей наблюдается безразличие к окружающему миру, отстранённость и пассивность, что приводит к низкой обучаемости.

Особенности творческой деятельности детей с умственной отсталостью:

  1. Репродуктивный, стереотипный характер деятельности, ребёнку тяжело выполнять работы на основе собственного замысла.
  2. Примитивный уровень развития воображения и мышления, что не позволяет в полной мере раскрыть творческие грани личности.
  3. Дети испытывают трудности в процессе создания новых оригинальных образов, как правило, «новые» образы появляются в результате припоминания известных образцов.
Коррекционное занятие (ребёнок лепит на плоскости)

Для детей с проблемами в интеллектуальной сфере организуются специальные индивидуальные занятия

Для детей с проблемами в интеллектуальной сфере организуются специальные индивидуальные занятия в игровой форме, которые проходят в психологически благоприятной обстановке. Цели таких занятий:

  • стимулирование самостоятельной деятельности,
  • пробуждение познавательного интереса,
  • развитие сенсорики,
  • освоение детьми простейших логических операций;
  • формирование элементарных технических навыков предметной деятельности.

Возможные виды творческой деятельности:

  1. Лепка является ведущим направлением занятий. Занятия позволяют познакомить малышей с основными свойствами объектов, изучить и попробовать передать их форму, подобрать цветовое исполнение. Педагог направляет внимание ребёнка на предмет, проговаривает вместе с ним действия и закрепляет новые слова в речи, постепенно добиваясь активного их использования.
  2. Аппликация позволяет сформировать представление о контуре предмета, на основе которого можно приступать к созданию графического изображения, обучению рисования предмета определённой формы.
  3. Рисование способствует развитию зрительного восприятия и образного мышления в целом, нормализует координацию движений, помогает скорректировать моторику и стабилизировать поведение, наполнив смыслом деятельность ребёнка. Особенно эффективны в работе с проблемными детьми приёмы нетрадиционного рисования, поскольку они позволяют заниматься творчеством и без овладения сложными техническими навыками.
    Девочка, перепачканная краской

    Рисование — большая радость для любого ребёнка

  4. В конструировании формируется начальный уровень предметной игры. Здесь преобладает подражательная деятельность, дети сначала учатся создавать строительные конструкции по образцу. Важно развивать сюжетное конструирование, создавать игровые условия, ориентированные на достижение конкретной цели. Такие занятия благотворно воздействуют на развитие памяти, основ планирования и пространственного мышления.
  5. Музыка, ритмопластика позволяет ребёнку проявить свои индивидуальные возможности, способствует развитию эмоциональной сферы, обогащению мира чувств.
Предлагаем ознакомиться:  Как лезут зубы у детей: последовательность

Безусловно, совместное творчество детей и родителей имеет массу плюсов, среди которых:

  • стимулируется развитие глубокого взаимного доверия, а отношения родителей и детей обогащаются;
  • ребенок знакомится с основами эффективного сотрудничества;
  • облегчается процесс социализации дошкольника;
  • нейтрализуется давление авторитета родителей, помогая малышу выразить свое «Я» и осознать свое значение как члена семьи;
  • развиваются эстетические чувства – кроха учится видеть и ценить прекрасное;
  • создается благоприятная атмосфера для развития творческих способностей не только детей, но и взрослых.

На совместных занятиях с родителями ребенок получает эмоциональную разрядку, благодаря чему переизбыток энергии уходит в мирное русло, не оставляя сил для капризов и баловства.

Созидательной деятельностью лучше начинать заниматься тогда, когда малыш уже уверенно сможет держать в руках небольшие предметы. Творческое взаимодействие с родителями дарит малышу простор для материализации своих фантазий, в результате чего ребенок начинает мыслить нестандартно. Сначала это проявится в возникновении смелых ассоциаций при виде заурядных предметов. А после малыш научится находить оригинальные подходы к решению каких-либо повседневных задач.

Развитие творчества детей дошкольного возраста

Поэтому приступать к занятиям следует с хорошим настроением. К тому же необходимо подготовиться к предстоящей деятельности. Как минимум, следует продумать, какие инструменты вам понадобятся для работы, чтобы не прерывать творческий процесс поисками отсутствующего предмета.

Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались оптимальных для него образом, необходимо позаботиться о том, чтобы для этого была создана оптимальная атмосфера. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

  1. В первую очередь необходимо предоставить ребенку все необходимые для творчества материалы: карандаши, краски, стимульный материал для развивающих игр, музыкальное сопровождение и т.д.
  2. Игра, либо развивающее занятие требует тщательной заблаговременной подготовки и осуществления в специально отведенное для этого время.
  3. Для того чтобы ребенок смелее выражал себя в творчестве, он должен быть уверен в том, что он не может дать «правильный», либо «неправильный» ответ, за который он может быть наказан. Любой прогресс ребенка – будь то оригинальный ответ, либо необычный, найденный им способ решения проблемы, необходимо поощрять. Особый акцент стоит сделать на поддержку самостоятельности.
  4. Если в ходе занятий у ребенка будут возникать вопросы, игнорировать их нельзя ни в коем случае! Дошкольный период – это время, когда ребенок проявляет наиболее живой интерес к происходящим вокруг него событиям. Шаг за шагом он познает окружающий мир и в этом деле как никогда важна поддержка со стороны близкого человека. Задача родителя – не погасить в ребенке любознательность и стремление к новым открытиям.
  5. Каждое занятие, проводимое с ребенком, должно осуществляться в атмосфере взаимного уважения, доверия и любви.
  6. Как бы родители не пытались ускорить развитие интеллекта и творческих способностей у детей дошкольного возраста, необходимо помнить о том, что информация должна обязательно соответствовать возрасту. Слишком сложные, или наоборот – излишне простые задания не позволят интеллекту ребенка развиваться в полной мере.

    Родители должны обеспечить малыша наборами для творчества

Не секрет, что если родители хотят воспитать творчески развитую, свободную личность в ребенке, они сами должны обладать этими качествами. Старательно работать над их развитием, а также иметь необходимый набор знаний в этой сфере.

  1. Какими бы нелепыми и абсурдными не казались выдумки и фантазии ребенка, относиться к ним нужно серьезно и внимательно. Это – первые попытки творчества ребенка. Смеясь над ними, или пресекая попытки можно надолго отбить у ребенка охоту заниматься творчеством.
  2. Дети и родители видят мир по-разному. Творческое мышление еще сильнее меняет угол его видения. Поэтому, если ребенок будет давать странные, порой нелогичные ответы, это далеко не всегда говорит о недостатках развития: может быть, ребенок хочет просто пофантазировать.
  3. Не на пользу творческому развитию ребенка идет излишне строгая атмосфера, а также чрезмерное увлечение дисциплиной. Для оптимального развития ребенка родителям не стоит бояться хотя бы ненадолго «впасть в детство» и иногда самим участвовать в детских играх. Это пойдет на помощь и ребенку и родителю. Ребенок получит возможность почувствовать поддержку своей творческой инициативы, служащий сильным стимулом к дальнейшему росту.

Родителю игра поможет получить огромный заряд положительных эмоций, снять стресс, побаловать себя легкой и ненавязчивой психотерапией.

Родители, преподаватели, воспитатели показывают допустимые модели поведения, отношение к миру и собственной личности. Правильный посыл от взрослых – «делай, ты можешь, я в тебя верю, попробуй» — способен превратить застенчивого несмышленыша в открытого, смелого, дерзающего художника, настоящего творца.

Ошибка мам, пап и и педагогов заключается в нацеленности на результат без концентрации на процессе.

Учитель сосредоточивается на правильных ответах, соответствии учебной программе, отметках, баллах и процентах – успех измеряется количественными показателями.

Наставник, ставящий своей целью развитие, уделяет внимание построению процесса обучения, выстраивая его так, чтобы раскрыть индивидуальность учеников, их таланты. Такие учителя стремятся акцентировать внимание на сильных сторонах детей, одновременно «подтягивая» слабые, поощряют использование нестандартных подходов к решению задач, не ругают за то, что кто-то выбивается из общей картины.

Чтобы ребенок добился хороших результатов, школа и родители должны прийти к синергии, действовать сообща, придерживаясь одних и тех же принципов. Родители должны вдумчиво выбирать воспитателей для своих отпрысков. Отношение педагога к ребенку, его личности, особенностям, характеру, поведению – важнейший фактор влияния на обучающий процесс.

Когда родители находятся на одной волне с педагогами, малыш чувствует эту общность, что позволяет ему сосредоточиться на творческой деятельности, чувствовать доброжелательность окружающего мира. В таких условиях дети склонны проявлять и развивать свои глубинные задатки, слушать себя, обретать уверенность в собственных силах.

Раскрытие творческого потенциала дошкольников происходит естественным образом при условии комфортной психологической обстановки дома и в детском саду. Поэтому так важно для родителей заботиться об атмосфере в семье, общаться с ребенком, быть с ним искренними, настоящими, учить чувствовать, слышать и любить.

Игры и занятия

Постепенное развитие творческого воображения у дошкольников начинается в самом раннем возрасте, однако наиболее благоприятное время наступает примерно с трех лет. Очередной кризис развития дает мощнейший толчок для приобретения новых навыков, умения применять их на практике, решать более сложные задачи.

Предлагаем ознакомиться:  Особенности развития ребенка в 2 месяца

Игровая деятельность:

  • игры в слова: подбираем синонимы или антонимы, называем ассоциации;
  • настольные игры;
  • конструкторы, головоломки, мозаики;
  • «Угадайка»: мама кладет в коробочку какой-то предмет, ребенку предлагается угадать его, задавая уточняющие вопросы;
  • «Две стороны медали»: он должен рассказать о плюсах и минусах какого-либо явления или вещи (например, Новый год – хорошо, что это праздник, плохо, что он бывает редко);
  • «Крокодил»: участники по очереди показывают разных животных, остальные угадывают»
  • «Что, если…»: взрослый предлагает воображаемую ситуацию – а что, если автобусы начнут ездить задом наперед – ребенок фантазирует на заданную тему, рассказывает, как он видит дальнейшее развитие событий;
  • сюжетно-ролевые игры разнообразных сюжетов и содержания.

Литература:

  • читайте ребенку много, особенно, если сами это любите;
  • тщательно подбирайте содержание книг, смотрите на качество иллюстраций;
  • учитывайте интересы детей, их увлечения и характер;
  • познакомьте малыша со своими любимыми произведениями (учитывая его возраст);
  • попробуйте чтение по ролям;
  • разговаривайте о прочитанном произведении, обсуждайте героев, события, свои эмоции;
  • разбирайте значение незнакомых ребенку слов;
  • ходите в библиотеки, на литературные встречи, организуйте у себя дома коллективные чтения с соседскими ребятами;
  • читайте сами в присутствии девочек и мальчиков.

Музыкальные фантазии:

  • слушайте классическую музыку, фольклор, звуки природы;
  • учите смешные, веселые песенки;
  • танцуйте под свою любимую музыку, пусть даже это будет рок или хип-хоп;
  • приобретайте детские музыкальные инструменты;
  • включите музыку и попросите мальчика или девочку закрыть глаза, а после – рассказать, что он услышал в этой мелодии, какие чувства она вызвала, о чем была музыка;

Если малыш проявит интерес к песням и танцам, запишите его в музыкальную школу или танцевальную студию.

Актерские эксперименты:

  • ставьте семейные спектакли;
  • разыгрывайте сценки из прочитанных книг;
  • готовьте реквизит для вашего театра: шейте костюмы, оформляйте сцену.

Изобразительное искусство.

  • Позвольте ребенку рисовать акварелью, гуашью, пальчиковыми красками, фломастерами, карандашами, восковыми мелками и мелом на асфальте.
  • Выделите под рисование часть стены: можно специально покрасить ее белой краской и оставить так до следующего ремонта, другой вариант – прикрепить к стене большой кусок белых обоев, а после того, как он будет полностью покрыт рисунками, нужно поменять его на новый. Поделки своими руками
  • Предложите ребенку проявить творчество в «рисовальных» играх: закончить начатый вами рисунок, сделать клякс. Предложите выбрать три или четыре цвета и полностью закрасить ими лист бумаги, а потом обсудите, что он хотел передать своим рисунком. Подготовьте шаблон с двумя одинаковыми силуэтами, малышу дайте задание превратить фигуры в добрую и злую волшебниц.
  • Дайте ребенку пластилин – мягкий и твердый, красивых ярких цветов, изготовьте вместе тесто для лепки. Делайте картины из пластилина, размазывая его по плотной бумаге,
  • Покупайте наборы для аппликации, доверьте маленькому человечку ножницы, на начальном этапе можно просто позволить ему нарезать листы бумаги в хаотичном порядке. Используйте разные виды клея, картон и тонкую бумагу.

Занятия требуют регулярности. Не нужно делать все и сразу. Выберите наиболее приятные для вашей семьи занятия и уделяйте им 15-20 минут в день. Разрешайте малышу заниматься творчеством самостоятельно – обустройте рабочее место рядом с мамой. Многие упражнения можно делать по пути в садик, в качестве ритуала перед сном, на прогулке.

Упражнений и игр, которые направлены на развитие творческих способностей дошкольников, существует множество. Для того чтобы занятия давали положительный эффект, а малыш не терялся в правилах, достаточно выбрать пару-тройку игр и упражнений, постепенно усложняя и дополняя их. Когда маленький человек полностью освоится с предложенными задачами (и наверняка начнет терять к ним интерес), список игр следует сменить, открывая для ребенка новые вершины, к покорению которых нужно будет стремиться.

«Четыре цвета»

Упражнение для развития творческих способностей и художественного восприятия у дошкольников. Малышу нужно выбрать четыре любые краски и полностью заполнить ими чистый лист бумаги. После кроха может рассказать, что он хотел выразить, и что означают отдельные детали рисунка.

«Волшебная клякса»

Упражнение для развития творческих способностей и умения находить похожие черты между расплывающимся изображением и реальными объектами у дошкольников. Ребенку предлагают капнуть краску в центр листа, после чего бумагу необходимо сложить пополам. Когда лист разворачивается, на нем остается клякса с неясными очертаниями. Что или кого малыш видит в этой кляксе?

«Танец»

Игра для развития творческих способностей и эмоциональности у дошкольников. Предложите крохе пофантазировать и придумать образ (возможны подсказки родителей – «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»). Под музыку образ необходимо передать посредством танца.

«Две феи»

Упражнение для развития творческих способностей дошкольников. Для выполнения этого упражнения необходимо подготовить два листа с одинаковыми фигурами. Ребенку с помощью карандашей следует одну фигуру превратить в добрую фею, а другую в злую. Причем предварительно беседовать с малышом не нужно. Пусть сам подумает, как это сделать, и пофантазирует, что плохого совершила злая фея, а что хорошего – добрая.

Упражнение для развития творческих способностей и умения отличать вымысел от реальности у дошкольников. Родители читают ребенку сказку и разбирают с ним, где выдумка чистой воды, а где то, что могло произойти в действительности. В результате получаются две абсолютно разные истории: одна – сказка, другая – реальность.

«Что это такое?»

Развитие творчества детей дошкольного возраста

Игра для обучения детей созданию новых образов на основе восприятия предметов-заместителей. Для этой игры необходимо подобрать разноцветные круги и полоски разной длины. Малышу предлагается сначала описать какой-то из предметов, а после рассказать, что он напоминает. Каждому предмету должен соответствовать свой собственный образ.

(упражнение для развития творческих способностей дошкольников). Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Малышу с закрытыми глазами нужно представить, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.

В заключение

Дети нуждаются в совершенствовании творческих способностей не меньше, чем в интеллектуальном или физическом развитии. И даже если малыш в будущем не станет знаменитым художником или актером, он обретет творческих подход к решению любых жизненных задач. Благодаря этому кроха вырастет интересной личностью, способной легко преодолевать трудности, возникающие у него на пути.

Развитие творческих способностей и творческого мышления у детей младшего дошкольного возраста – безусловно, нелегкая задача. Но, подойдя к вопросу с искренним желанием раскрыть в ребенке его таланты, любой родитель непременно добьётся успеха.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector