Как развивать речь у маленького ребенка

Как развивать речь у маленького ребенка

Как развивать речь у маленького ребенка
СОДЕРЖАНИЕ

Словарный запас расширяется

Если к полуторагодовалому возрасту ребёнок знает 15–20 слов, то к двум годам его лексикон расширяется приблизительно до 50-60-ти слов. 

В этот же период он начинает складывать слова в первые короткие предложения: «Мама ушла», «Идем гулять», «Это кукла Маши». Маша, в данном случае, имя владелицы куклы, которая именно таким образом её называет. 

Все дети в этом возрасте говорят о себе в третьем лице, поскольку осознание собственного «Я» ещё не сформировано: «Малыш», «Он», «Саша», то есть, так, как их называют окружающие.

Трудности коммуникации

Бывает, что у 18-20-ти месячного ребёнка внезапно происходят вспышки гнева, истерики, когда он произносит непонятные взрослым слова. У этих припадков ярости есть объяснение: малыш хочет что-то до вас донести, но у него не получается, не хватает слов. 

У 1,5-2-х летних детей наблюдается большой разрыв между тем, что малыш уже понимает и тем, что способен выразить при помощи речи. Часто такой разрыв становится ещё больше, поскольку дети не желают разговаривать. Они попросту молчат до определённого момента. 

О таких детках родители обычно говорят: «Всё понимает, но сказать не может», и это действительно так. Вербальные возможности малыша ещё очень ограниченны, зато при необходимости он всегда найдёт иные средства, чтобы заставить взрослых понять себя.

Методики развития речи

Многие не интересуются, как развивать речь ребёнка, родителям кажется, что это задача логопедов и педагогов. Однако именно взрослые учат говорить детей дома: от первого звука до интересной сказки. Обращение к логопеду требуется только в случае возникновения проблем. Мы развиваем речь детей дома, комментируя свои действия, общаясь между собой и читая малышу книги на ночь.

Если вы не знаете, как развить речь у ребёнка, то воспользуйтесь советами специалистов. Разработано множество интересных игр. Они не будут утруждать родителей, а также помогут в формировании речи детей.

Чтобы правильно сформировать речь маленьких детей необходимо научить их говорить слова на выдохе. Для этого используются специальные тренировки для дыхательной системы. С их помощью у ребёнка получится умещать большее количество слов в одном выдохе. Подойдут следующие занятия:

  • сдувание перьев и лёгких предметов;
  • игра на губной гармошке, флейте или дудочке;
  • пускание мыльных пузырей;
  • надувание воздушных шаров и так далее.

Как развивать речь у маленького ребенка

Родители могут использовать всё, во что можно дуть. Тренировки должны быть регулярными.

Как развить у ребёнка правильное звукопроизношение и внятную речь? Уделите внимание артикуляционным занятиям. Они необходимы для развития лицевых и ротовых мышц, а также речевого отдела головного мозга. Артикуляционная гимнастика очень важна для речи маленьких детей. Подойдут следующие игры.

Предлагаем ознакомиться:  Фазы месячных: описание, стадии менструационного цикла женщины по дням, таблица зачатия

  1. «Весёлая пчёлка». Эти насекомые собирают цветочный нектар при помощи хоботка. Расскажите ребёнку об этом, а потом предложите изобразить пчёлку. Для этого необходимо сложить губы дудочкой и втягивать через них воздух. Не забывайте о поощрениях. Чем дольше малыш будет втягивать воздух, тем лучше.
  2. «Хитрая лягушка». Расскажите ребёнку, как лягушки ловят мух. Они резко вытаскивают язык в разные стороны, а затем прячут его. Попросите малыша изобразить лягушку. Подвижный язык очень важен для формирования развитой речи.
  3. «Быстрый конь». Научите малыша цокать языком, изображая быструю поступь лошадки. Челюсть при этом не должна шевелиться.
  4. «Зоопарк». Если вы не знаете, как развить речь ребёнка в игровой форме, то это упражнение обязательно вам понравится. Покажите малышу, как разговаривают разные животные (кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», лев – «р-р-рав», кукушка – «ку-ку-ку-ку», ослик – «иааа-иааа»). Пусть кроха изображает разных животных, а вы попробуете угадать.

Развивая речь малыша дома, вы создаёте благоприятную обстановку. Он видит, что обучение – это очень весело и интересно.

  1. «Цепь из слов». Всем знакома игра «Города». Но она подходит только тем, у кого уже хорошо развита речь и эрудиция. Играя с малышом, лучше использовать простой вариант, когда нужно называть слова на последнюю букву (арбуз – зуб – бобр – рукав – вафля).
  2. «Поход». Спросите у малыша, чтобы он взял с собой в путешествие на море, в жаркие страны, в лес и так далее.
  3. «Опиши квартиру». Находясь вне дома, попросите кроху рассказать, что находится в спальне, в ванной, на кухне и так далее.

Эти упражнения подходят малышам, у которых уже хорошо развита речь.

  1. «Представь себе». Задайте малышу тему для фантазий, например, «представь себе, что наш кот научился говорить». Пусть он придумает небольшую историю.
  2. «Музей». Пусть кроха проведёт родителям экскурсию по своей комнате, квартире, детской площадке. Задавайте ему вопросы о разных предметах. Пусть расскажет, что это такое и для чего используется.
  3. «Загадки». Загадайте простой предмет. Малыш должен угадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Например, «это большое?», «это съедобное?».
Предлагаем ознакомиться:  Экзема у детей: симптомы и лечение

Если мы развиваем связную речь ребёнка при помощи игр, то это даёт лучший эффект. Кроха увлекается процессом, поэтому упражнения не утруждают его.

Если вы хотите узнать, как нужно развивать речевые навыки малыша, то воспользуйтесь специальной литературой. Специалисты рекомендуют издания следующих авторов:

  • А. М. Бородич. Автор затрагивает вопросы совершенствования речевых навыков среди дошкольников. Основное внимание сконцентрировано на формировании связной речи.
  • Е. В. Колесниковой. В программу входят методические материалы для педагогов и рабочие – для малышей разных возрастов. Она включает иллюстрации, игры и разные занимательные упражнения. Помимо заданий, направленных на формирование речевых навыков, в программе представлены задачи, нацеленные на подготовку руки к письму. Материал очень обширен – стихи, скороговорки, песни, сказки, книги и так далее. Педагогу не придётся искать что-либо самому.
  • О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной. Программа разработана для педагогов и взрослых, которые хотят самостоятельно заниматься развитием речи малыша до школы. Она включает множество игр и заданий, направленных на всестороннюю стимуляцию речи – звуковую, грамматическую и лексическую.

Существует множество методик, написанных различными авторами. Подобрать конкретную поможет логопед, основываясь на уровне речевого развития вашего ребёнка.

Если вы столкнулись с проблемами задержки речевого развития, то лучше обратиться в центр логопедии и психологии «НЕАПЛ». Самодиагностикой и самолечение заниматься нельзя. Проблемы с речью не проходят сами собой. Только эффективная программа коррекции позволит малышу заговорить наравне со сверстниками.

С двухлетним ребёнком нужно проводить занятия по развитию активной речи. Конечно, это должно происходить в игровой форме.

  • показывайте малышу различные предметы, чётко произнося их название;
  • показывайте простые действия, называя их — так малыш узнает новые глаголы;
  • показывайте иллюстрации с изображением разных предметов и действий;
  • учите с ребёнком короткие стишки, народные потешки, пересказывайте их вместе;
  • малыши очень любят скороговорки. Выучите самые интересные и доступные из них и упражняйтесь вместе с крохой;
  • играйте в развивающие игры-задания: найди, принеси, спрячь.

Не забывайте о том, что, произнося слово-название, нужно проговаривать его медленно, выразительно, с паузами, соответствующими жестами, многократно. 

Ваша задача — обеспечить правильное и, желательно, быстрое восприятие малышом речи окружающих. 

Для полноценного развития речи недостаточно говорить с малышом о том, что он видит в данный момент. Нужно побуждать его вспомнить то, что он видел недавно. К примеру: «Помнишь ту собачку, которую мы видели на прогулке?» или «Какие ягодки мы собирали в саду?»

Совершенствуйте пассивную речь ребёнка: обогащайте свой личный словарный запас, пользуйтесь всеми частями речи, говорите правильно, произносите каждый звук в словах чётко. 

Предлагаем ознакомиться:  Энурез у детей - симптомы болезни, профилактика и лечение Энуреза у детей, причины заболевания и его диагностика на EUROLAB

Расширять пользование речью — это значит, уметь правильно поставить вопрос и правильно на него ответить, уметь передать словами свои впечатления, эмоции. 

Воспитывать в ребёнке навыки культурной речи — это означает говорить не спеша, негромко, не жестикулируя и не слишком артикулируя.

Тренировка голосового аппарата

Иногда малышу очень трудно воспроизвести отдельные звуки. Он присматривается к тому, как это делаете вы, старается, но это получается не сразу (особенно, если дело касается труднопроизносимых звуков). 

Очень важна тренировка голосового аппарата и обучение правильному произношению.

  • чаще побуждайте ребёнка к чтению стихов, разговору;
  • показывайте предметы, в названиях которых встречаются «р», «ш», «ж» и другие труднопроизносимые звуки;
  • прослушивайте вместе детские диски и видеодиски с записями стихов, песен в исполнении профессиональных актёров и певцов;
  • важным аспектом в формировании речи является умение различать звуки, которое появляется не сразу, проходя несколько этапов формирования. К примеру, двухлетние дети не различают слова «мак» и «бак». Вообще все сходные по звучанию звуки они различают плохо: б-н, б-п, м-н, с-з.

Пальчиковые игры

Многие специалисты уверены, что на развитие речевых навыков детей большое влияние оказывает развитие рук, а особенно пальцев. 

В маленьком домике пять этажей (гладим и массируем все пальчики по очереди)Внизу живёт семейство ежей,На втором этаже — семейство зайчат;На третьем — семейка умных бельчат.На четвёртом устроилась птица-синица,На пятом — сова, очень важная птица.Ну вот и пора нам обратно спуститься:На 5-ом — сова, на 4-ом — синица,Бельчатки на 3-ем, зайчатки — 2-ом,На 1-ом ежи, мы к ним в гости идём.

Другие способы развития мелкой моторики — рисование пальчиковыми красками и лепка. Такие занятия развивают фантазию ребёнка, способности к творчеству и художественным способам самовыражения.

Позитивный настрой — главное условие занятий

И ещё одно важное условие: сохраняйте хорошее настроение во время игр и занятий с малышом. Хвалите кроху даже за самые незначительные успехи, никогда не принуждайте к тому, что ему не нравится и неинтересно. 

Как развивать речь у маленького ребенка

И не сравнивайте его с другими детками, ведь каждый ребёнок начинает говорить в разное время. Кто-то переходит к предложениям уже к 18-ти месяцам¸ а есть молчуны, упорствующие до 3-х лет, а потом вдруг начинающие выдавать целые рассказы! 

Просто занимайтесь, увеличивайте словарный запас малыша — это важно в любом случае.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector