Ребенок начал ходить не дает спокойно ничего сделать

Ребенок начал ходить не дает спокойно ничего сделать

Ребенок начал ходить не дает спокойно ничего сделать
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Мы все любим своих детей, но порой не понимаем, что же с ними происходит. Почему ребенок не хочет чего-то, что мы считаем для него… ну если не благом, то уж точно – необходимостью? А он сопротивляется всеми силами: плачет, дуется, упирается что есть мочи.

Или просто – заболевает, и вопрос отпадает сам собой. Какой вопрос? Ходить ему в детский сад или нет? А если для родителей это и не вопрос вовсе? В том смысле, что им нужно работать, а значит, он должен ходить в садик. Но малыш если и идет, то радости не испытывает. А ведь каждому родителю хочется видеть ребенка счастливым и спокойным!

Перед вами очередная книга из серии «Что делать, если ребенок…», где мы обсуждаем многие проблемы. Ведь быть родителем – это настоящий труд. Но, несмотря на то что каждый ребенок уникален, у похожих проблем – похожие решения. И наша тема сегодня – «Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад». Попробуем разобраться!

Действия родителей при отказе ребенка ходить

В своей практической деятельности я не раз сталкивалась с нежеланием детей посещать детский сад. Но, даже если ребенок любит ходить туда, он никогда не откажется провести время дома, если предоставить ему выбор.

Большинство детей очень любят дом и своих родителей. И как бы ни был прекрасен детский сад, они все равно не «изменят» тому, что им по-настоящему дорого.

Не стоит путать эту ситуацию с нежеланием посещать садик. А теперь – к истинным причинам и историям из практики!

Когда Настя, которой недавно исполнилось три годика, первый раз пришла в садик, ее мама Оксана не могла нарадоваться. Дочка потребовала побыстрее ее раздеть и побежала в группу смотреть новые игрушки. Мама сказала Насте: «Пока, дочка!», но девочка даже не услышала, так была занята. Когда через два часа мама пришла за ней, Настя спокойно играла, и казалось, что даже не хочет уходить.

Ребенок начал ходить не дает спокойно ничего сделать

На следующий день Оксана не ждала никаких проблем, считая, что девочка привыкла сразу. Но не тут-то было! Дочка устроила в раздевалке настоящий бой, не давала себя раздевать, плакала и просила маму: «Не уходи!» Она упиралась и не хотела заходить в группу, пока на помощь не подоспела воспитательница, которая взяла девочку на руки.

Уходила Оксана совершенно в другом настроении, чем вчера. Придя за дочкой, она обнаружила ее с заплаканными глазами. Оказалось, что Настя все время просидела в уголке, ничего не ела и даже не подходила к игрушкам. Оксана задумалась: было ли ее решение отдать ребенка в детский сад правильным и сможет ли Настя привыкнуть к нему?

Ситуация, описанная в этой истории, очень и очень типичная. Многие мамы, приводя малышей в детский сад впервые, удивляются тому, как легко они заходят в группу и расстаются с родителями. Но следующие дни показывают, что не все так просто, и малыш очень переживает. Конечно, есть дети, которые плачут с первого дня.

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

● четкий режим дня;

● отсутствие родных рядом;

● необходимость постоянного контакта со сверстниками;

● необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

● резкое уменьшение персонального внимания.

Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда-нибудь этот «ужас»? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации. В это время почти все мамы думают, что именно их ребенок «несадовский», а остальные малыши якобы чувствуют себя лучше. Но это не так. Вот распространенные изменения в поведении ребенка в период адаптации.

1. Эмоции. В первые дни пребывания в детском саду гораздо сильнее выражены отрицательные эмоции: от хныканья «за компанию» до постоянного приступообразного плача. Дольше всех сохраняется хныканье, с помощью которого ребенок стремится выразить протест против расставания с родными. Особенно яркими становятся проявления страха (малыш явно боится идти в садик, боится воспитателя или того, что мама за ним не вернется), гнева (когда он вырывается, не давая себя раздеть, и даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его), депрессивные реакции («замороженность», «заторможенность», эмоций как будто нет вообще).

Поначалу ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если он и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, «одушевленная» взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода.

2. Контакты со сверстниками и воспитателем. У ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными. Нужно помнить, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей.

Лучше всего в этом возрасте им удаются такие «игры», как совместный визг, беготня, повторение друг за другом стереотипных действий. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не общается с другими детьми. Об успешной адаптации можно судить по тому, что малыш все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность. Первое время познавательная активность бывает снижена или и вовсе отсутствует на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Многим требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. Постепенно «вылазки» к игрушкам и другим ребятам станут более частыми и смелыми. В процессе успешной адаптации ребенок начинает интересоваться происходящим, задавать вопросы воспитателю.

Предлагаем ознакомиться:  Температура у грудного ребенка - что делать и чем сбить?

4. Навыки. Под влиянием новых внешних воздействий малыш может на короткое время «растерять» навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т. д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы с удивлением и радостью замечаете новые достижения.

5. Особенности речи. У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются «облегченные» слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Двигательная активность. Она редко сохраняется прежней. Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон. Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать («Ванька-Встанька») или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8. Аппетит. Поначалу может быть пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Нормальной считается даже небольшая потеря веса.Хороший признак – восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать. Вес к концу адаптационного периода восстанавливается и затем только повышается.

9. Здоровье. Снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок заболевает в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Однако болезнь, как правило, протекает без осложнений.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реакции ребенка исчезнут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит 3–4 недели, а то и растягивается на 3–4 месяца. Не торопите время, не все сразу!

Проанализируйте утверждения и поставьте «галочку» в нужной графе.

Подведем итоги. Чем больше раз вы сказали «верно», тем больше вероятность того, что причина нежелания ребенка ходить в садик – это синдром адаптации, а вовсе не «злые» воспитатели или его неготовность войти в коллектив. Постепенно вы сможете все преодолеть!

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома благоприятную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ребенку придется ходить в этот детский сад и эту группу, а значит, нужно сформировать у него позитивное отношение. Расскажите кому-нибудь в присутствии малыша, в какой хороший садик он теперь ходит и какие замечательные «тетя Валя» и «тетя Таня» там работают.

2. В выходные дни не меняйте режим дня. Можно дать поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться». Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, возможно, он слишком поздно ложится вечером.

3. Не отучайте малыша от «дурных» привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.

4. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему сейчас так нужна ваша поддержка!

5. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите малыша, помогите ему успокоиться и переключите внимание на что-то интересное.

6. Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую). У детей формируется восприятие игрушки как «заместителя» мамы. Когда он прижимает к себе что-то пушистое, что является частичкой дома, то чувствует себя спокойнее.

7. Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту историю вы можете инсценировать с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком.

  1. Чаще всего отказ от хождения связан со страхом падения. Возможно, во время первых попыток ребенок упал и сильно ударился. При этом дальнейшие попытки так же сопровождались падением и болью. Малыш интуитивно приходит к безопасному и знакомому методу передвижения — ползанию.
  2. Второй распространенной причиной отказа от передвижения на ногах, который можно принять за страх, является детская хитрость. Ребенок с удовольствием начинает ходить и познавать мир в таком положении, изучать окружающие предметы. Вскоре ему это надоедает, особенно если пространство для изучения не меняется со временем или ограниченно (с малышом ходят гулять лишь по одному и тому же маршруту или ограничиваются детской площадкой). Ребенок начинает понимать, что ползать менее утомительно, да и гораздо быстрее и возвращается к передвижению на четвереньках.
  3. Родители часто использовали популярные нынче ходунки, и малыш самостоятельно боится ходить.
  4. Видимых причин отказа от хождения нет. Ребенок здоров, не падал и не ушибался, но не ходит.

Проблема: Не хочу и не пойду!

«Нет! Не-е-е-т! Я не пойду!» – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите примерно около 7 часов утра каждый будний день. Повод банален – ребенок не желает идти в детский сад. Он упорно не хочет просыпаться, делая вид, что сон так крепок, что хоть из пушки пали – не услышит. Проснувшись, он решает рыдать, дабы вас разжалобить.

Предлагаем ознакомиться:  Готовим первый прикорм грудничка с чего начать как правильно вводить

Затем, поняв, что в садик все равно идти придется, никак не может дойти до ванны (надеть колготки, найти игрушку, выбрать платье, застегнуть ботинки – нужное подчеркнуть). А ведь вам на работу! Вы опаздываете! Да и он тоже. С горем пополам собираетесь, бежите, вручаете дитя воспитателю и уже за дверью выдыхаете – все, можно на работу.

Иногда тягостные сцены начинаются уже с вечера. «Мама, а завтра в садик?» – «Да». – «А можно я не пойду?» Здесь, в зависимости от настроения родителей и их педагогической позиции, возможны варианты от «Ну потерпи, скоро пятница» (даже если разговор в понедельник) до «Не начинай тут! Я на работу, а ты в садик!!!». И утренние, и вечерние сцены повторяются изо дня в день, изматывая и родителей, и детей.

В книге «Что делать, если ребенок не хочет ходить в детский сад» вы найдете 5 историй из практики, иллюстрирующих 5 главных причин нежелания ребенка посещать детский сад. Как и в других книгах этой серии, вам предлагаются мини-тесты, которые помогут точнее определить причину проблемы, а также рекомендации для ее скорейшего решения. Ведь именно к этому мы стремимся?

Нужно определиться и с терминами. Каких-то детей воспитывают оба родителя, у кого-то есть только мама или папа, кто-то живет с отчимом или мачехой, а некоторые попали в приемную семью. Чтобы не путаться, в книге я буду называть всех взрослых «родителями», иногда «мамой» и «папой», имея в виду, что они могут быть неродными ребенку по крови. Ведь то, для чего они находятся рядом с ним, от «родства крови» почти не меняется.

Вам тягостно видеть ребенка грустным от того, что он должен идти туда, куда не хочет. И вы прекрасно его понимаете: в своей взрослой жизни каждый наверняка бывал в ситуации, когда нужно, но не хочется идти на опостылевшую работу или неинтересную учебу. Но также вы уверены: иного выхода нет, и в садик ему ходить придется.

Мы надеемся, что вы получите ответы на свои вопросы и поможете ребенку если не полюбить детский сад, то относиться к нему спокойно. Имея опыт работы с детьми и их родителями, я уверена, что в большинстве случаев родители могут справиться с этой проблемой сами. Нужно лишь понять причины, а затем приложить силы и помочь ребенку.

Соблюдение нескольких простых правил поможет родителям быстрее сформировать навык прямохождения:

  1. Не показывать своего волнения и страха. Малыши очень чувствительны и сами начинают переживать.
  2. Не ругать ребенка.Дети при этом получают стресс, и страх при хождении усиливается.
  3. Как можно чаще хвалите малыша. Ласковое слово дает стимул для дальнейших успехов.
  4. Развивайте ребенка физически. Дети, с которыми делали зарядку, массаж без страха начинают ходить.
  5. Дайте малышу простор для передвижения. Дети, ограниченные манежем или ходунками начинают бояться передвигаться на большие расстояния.
  6. Покажите малышу положительные примеры двигательной активности — гуляйте с ним. Ребенок будет видеть детей, которые ходят и бегают, и сам захочет повторить их движения.

1. Что такое детский сад

«Какой из государственных садов в нашем районе получше?» Потому что все они были более-менее одинаковыми. Одни и те же «нормы», питание, режим, требования. Шли, как говорится, «к воспитателю», если сарафанное радио передало, что эта женщина детей не обижает. Сейчас выбор, безусловно, больше. Есть и государственные, и частные сады – практически на любой вкус и кошелек.

Государственный детский сад (ДБОУ – дошкольное бюджетное образовательное учреждение). Это обычный детский сад, который есть рядом с домом. Воспитатели получают зарплату от государства, а вы ежемесячно оплачиваете квитанцию, где указана весьма посильная для бюджета семьи сумма. Как правило, работает в режиме с 7.00 до 19.

00, но можно найти сады с группами 8.00–20.00. В каждой группе – до 25 детей одного возраста. Два воспитателя, которые работают посменно (иногда один, с утра до вечера), и младший воспитатель (няня). Питание во всех государственных садах единообразно, и искать, где лучше накормят, нет смысла. Есть четкий режим с продолжительным тихим часом (обычно с 13.00 до 15.

00), избежать которого не могут даже ребята подготовительных групп, многие из которых уже не нуждаются в дневном сне. Остальные пункты режима тоже не обсуждаются. Надо – значит, надо, и делай вместе со всеми. С детьми занимаются лепкой, рисованием, развитием речи, учат познавать окружающий мир, дают начальные логико-математические представления.

Коррекционный детский сад. Также государственный, но в него принимают детей, страдающих каким-либо заболеванием. Есть логопедические сады; психо-неврологические; для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями зрения и слуха и др. Приходилось общаться с родителями здоровых детей, которые желали, чтобы их малыш посещал такой детский сад, и даже готовы дать кому нужно «барашка в бумажке».

Потому что там и группы меньше, и специалисты лучше, и питание усиленное. Да, все так. Но нужно понимать, что здоровый ребенок может занять место того, кто действительно нуждается в специализированной помощи. Если этот аргумент не работает, стоит подумать о том, что пребывание здорового ребенка в группе детей с особенностями здоровья – хороший шаг, только не для самого ребенка.

Частный детский сад. Как правило, работает в помещении обычного детского сада или на базе развивающего центра. Группы по численности могут быть меньше, чем в государственных садах, но не всегда. Оплата зависит от стоимости аренды, количества воспитателей в группе (2 или 3) и дополнительных занятий. Если ребенок заболевает, родители все равно вносят полную сумму за месяц.

Частный «домашний» детский сад. Чаще всего расположен в обычной квартире, переоборудованной под пребывание детей. Рассчитан на 3–6 детей. Об официальном статусе детского сада говорить не приходится: эта форма не может быть узаконена из-за строгих санитарно-эпидемиологических норм, соблюдение которых на территории квартиры просто невозможно.

Прогулки – на улице рядом с домом. Возможности для занятий физкультурой и музыкой ограничены из-за малого пространства. Что касается воспитателей и других педагогов, то бывает по-разному. Это может быть одна бессменная воспитательница, в паре с которой работает няня, она же повар. Психолог и другие педагоги могут приходить, чтобы заниматься с детьми.

Иногда в таких садах не предусмотрен дневной сон из-за невозможности обустроить спальные места. А стоимость сравнима с частными детскими садами. Из плюсов – возможность действительно индивидуального подхода к каждому ребенку. Если вы решились отдать малыша в домашний детский сад, узнайте обо всем досконально.

Предлагаем ознакомиться:  Нормы прорезывания зубов у детей до года и старше: порядок появления первых зубов у младенцев со схемами и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов по Комаровскому

Вне зависимости от типа детского сада ребенку может быть там как комфортно, так и невыносимо – до ситуации «я туда больше не пойду!». Конечно, в частном саду, который заботится о своей репутации, это менее вероятно. Да и родители чувствуют себя вправе требовать, чтобы к ребенку относились внимательно.

Некоторые родители, а также бабушки сомневаются, нужен ли детский сад. Там «обитают» инфекции, не все дети дружелюбны, да и насчет воспитателей возникают вопросы: не обидят ли? Но все же детский сад нужен. И не только ребенку, а семье в целом! Именно там малыш приобретает такие важные для его социализации навыки.

Причина № 1: Учится общаться с другими детьми. Думаете, это просто? Ребята, которые не посещали детские сады, очень выделяются среди одноклассников, по крайней мере в первый год обучения. Общаясь со сверстниками, ребенок попадает в разные ситуации и учится вести себя соответственно: как справиться с обидой или злостью, отстоять свои интересы, как дружить и как мирно уживаться с теми, кто тебе неприятен.

Он преодолевает естественный эгоцентризм, привыкая мыслить не только категориями «я» и «мое», но также «мы» и «наше». Школьник, не имеющий опыта «садовской» жизни, начинает приобретать навыки взаимодействия лишь в 7 лет, так как ни на одних курсах подготовки к школе нет такого общения, как в детском саду. Да и с 4 лет у ребенка столь сильный импульс к общению, что удовлетворить его на полупустых игровых площадках около дома вряд ли возможно.

Причина № 2: Постигает нормы социальной жизни. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш познает не только на своем опыте, но и наблюдая за поведением других детей. У него есть возможность действительно много наблюдать, сравнивать, принимать решение о том, стоит ли что-то попробовать самому, уже зная реакцию взрослого. Очень важно, что это реакция не своих родных, а постороннего человека, который транслирует общие правила, нормы и традиции.

Причина № 3: Учится признавать авторитет «чужого» взрослого. Это важно для дальнейшей жизни, где будет много учителей, затем преподавателей в институте, руководителей и начальников. Конечно, каждому из родителей хочется думать, что его ребенок сам станет «большим боссом». Но это произойдет далеко не сразу.

Причина № 4: Развивается как личность. Конечно, и дома, с бабушкой, мамой или няней, ребенок тоже развивается. Но дело в том, что для человека другой человек является «зеркалом»: поведение одного вызывает отклик другого. И если «зеркал» много (как в группе детского сада), развитие происходит быстрее. Близкие люди часто прощают то, что не станут прощать чужие. И ребенку хорошо бы понять это как можно раньше.

Причина № 5: Получает знания и опыт. Если вы выбрали хороший детский сад с квалифицированными педагогами, то можете быть уверены, что ребенок получит основы музыкальных знаний, станет более ловким благодаря занятиям физкультурой и ритмикой, немало узнает об окружающем мире, получит представление о культурных ценностях нашей страны (книги, народное творчество, музыкальные произведения и др.

), подготовится к школе. С определенного возраста круглосуточное пребывание дома с одним или несколькими взрослыми перестает быть для ребенка благом еще и потому, что вряд ли эти взрослые являются дипломированными специалистами по указанным направлениям. И даже если так, то это скорее исключение, нежели правило.

Причина № 6: Становится более самостоятельным. В детском саду дети усваивают навыки самообслуживания гораздо быстрее, чем дома. Одеться, раздеться, помыть руки, убрать за собой, покушать – все это элементарные навыки, которые при домашнем воспитании вырабатываются позже и за счет большого числа нервных клеток взрослого.

В саду же воспитатели, во-первых, не сомневаются в возможностях ребенка. Во-вторых, он тянется за другими детьми, не желая отставать. А в-третьих, воспитатели испытывают дефицит времени и сил, и у них нет возможности «обслужить» каждого ребенка. Поэтому капризов становится меньше, а навыки развиваются быстрее.

Причина № 7: Это важно для семьи. Родители ребенка, который посещает детский сад, могут работать. И если насчет отцов семейства вопросов не возникает, то мамы часто говорят о том, что слишком устали от быта и хотят развиваться еще и профессионально.

Одни родители готовы отдать в садик 1,5-годовалого кроху, а другие тянут до 6-летнего возраста. И так как мы уже определили, что детский сад – дело хорошее, нужно понять, когда ребенку лучше начать его посещать. От этого во многом зависит, будет ли он с радостью идти туда или его придется тянуть «на аркане».

Стоит ли отдавать в детский сад двухлетних малышей? Мой ответ: только в случае необходимости. Что такое «необходимость», определяется самими родителями. Кому-то нужно выйти на работу, а кто-то настолько устал от быта, что желает выкроить несколько спокойных часов для себя и ведения домашнего хозяйства.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector