Как научить ребенка ходить самостоятельно, во сколько месяцев дети начинают ходить

Как научить ребенка ходить самостоятельно, во сколько месяцев дети начинают ходить

Как научить ребенка ходить самостоятельно, во сколько месяцев дети начинают ходить
СОДЕРЖАНИЕ

Как помочь ребенку стоять и ходить без опоры

Кое в чём педиатры сходятся. Среднестатистический ребёнок делает свой первый шаг в 12 месяцев. Ключевое слово здесь — среднестатистический. А ваш уникальный имеет полное право (одобренное педиатрами и физиологами) пойти в другом возрасте.

Многие родители гордятся тем, что их дети начинают ходить раньше большинства. Им кажется, будто это говорит о развитости ребёнка. Но это лишь надуманный предлог потешить своё родительское самолюбие.

Срок, в который ребёнок пойдёт, связан с его развитостью, физическими или интеллектуальными способностями ровно так же, как форма носа или цвет волос. Прямым текстом — никак. Кто‑то рыжий, у кого‑то серые глаза, а кто‑то самостоятельно пошёл в 8 месяцев.

Однако всё-таки есть определённые ситуации, когда задержка с началом ходьбы должна насторожить.

Во‑первых, здоровый ребёнок так или иначе должен сделать первый самостоятельный шаг до 20 месяцев. К этому возрасту дети достаточно окрепли, чтобы это далось им без особых усилий. Если же ребёнок отказывается ходить или делает это только с поддержкой, необходимо обратиться к педиатру. Возможно, понадобятся дополнительные обследования у других профильных специалистов — ортопеда или невропатолога.

Во‑вторых, важна общая картина. Одно дело, если ребёнок не ходит, но его моторные функции очевидно развиваются: он уверенно переворачивается, садится, тянется к игрушкам, ползает, пытается подняться у стенки кроватки или залезть на диван, увлечённо подпрыгивает, когда вы держите его за руки. И совсем другое, если его двигательная активность кажется вам недостаточной. Это тоже серьёзный повод дополнительно проконсультироваться с врачом.

Если ни одна из этих ситуаций не относится к вам и вашим детям, расслабьтесь. Ребёнок обязательно начнёт ходить, как только будет к этому готов.

По большому счёту, это лотерея. Ни один педиатр не возьмётся предсказать точные сроки, даже с рождения наблюдая конкретного младенца и зная всё о семейном анамнезе. Однако есть некоторые закономерности, позволяющие сделать предположения.

Вот основные факторы, которые могут повлиять (но не обязательно) на то, в каком возрасте ребёнок сделает первые самостоятельные шаги.

Генетика

Если папа или мама в своё время начали ходить в раннем возрасте, вероятно, дети унаследуют эту особенность. Верно и обратное. Если, например, папа предпочитал передвигаться ползком до полутора лет, его сын может выбрать ту же тактику.

Вес и телосложение

Более пухлым и тяжёлым детям сложнее стать на ноги и удержать равновесие, чем их более худощавым и мускулистым приятелям.

Подняться на ноги и сделать первый шаг без опоры достаточно рисковое мероприятие. Некоторые дети действуют по принципу «в омут с головой»: просто убирают руки от стены или дивана и шагают в неизвестность. Конечно же, падают, иногда больно, но снова пробуют. Возможно, эта склонность к рискованному поведению — часть их характера, которая останется с ними навсегда.

Другие младенцы, напротив, ведут себя более взвешенно — шагают, лишь будучи уверенными, что смогут справиться с этой задачей. Осторожность и умение рассчитывать собственные силы тоже могут быть врождёнными особенностями их личности.

Дети, которые появились на свет раньше срока, как правило, начинают ходить несколько позже сверстников.

Невозможно заставить детей пойти к определённому сроку. Ходьба при всей её кажущейся простоте очень сложный и энергозатратный процесс: чего стоит только удерживать равновесие на одной ноге в тот момент, когда другая делает шаг. Организм ребёнка должен созреть для этого этапа. Но вы можете помочь. Правда, приступать придётся задолго до первого шага.

ребенок начинает ходить

Примерно в этом возрасте младенцы впервые пробуют перевернуться. Поощряйте это движение. Чаще выкладывайте ребёнка в мягкое безопасное пространство, заполненное яркими игрушками, — чтобы хотелось на них взглянуть и, возможно, достать.

Следите за тем, чтобы дети больше времени проводили на животе. Попытки поднять голову и рассмотреть окружающий мир укрепляют мышцы спины и шеи, которые играют важную роль в поддержке равновесия во время ходьбы.

Тот период, когда ребёнок учится садиться и, возможно, ползать. Предоставьте место для исследования мира: пусть дети больше времени проводят не в кроватке или манеже, а на полу — расстелите несколько одеял и выложите игрушки. Попытка достать предметы — отличная тренировка для маленьких мускулов.

Ребёнок уже уверенно сидит, а то и ползает. Давайте ему задачки на динамику: например, катайте по полу яркий мячик, чтобы хотелось его поймать. Такая охота за мячиком тренирует вестибулярный аппарат и координацию.

Ещё одно упражнение, имеющее ту же цель, выглядит так: высаживайте ребёнка спиной к себе и осторожно покачивайте.

По мере того, как дети становятся всё сильнее и любопытнее, они стремятся оторваться от привычного пола. Например, достать игрушку, притаившуюся на диване. Или попробовать залезть на маму (папу), придерживаясь руками за брюки или халат.

Поощряйте эти движения. Специально выкладывайте любимых медвежат на видное место. Или, когда ребёнок сидит, призывно тяните к нему руки с высоты собственного роста, не наклоняясь, чтобы побудить его потянуться к вам.

В этот период хорошо бы купить стационарный игровой центр, с которым можно играть, только поднявшись на ноги. Это стимулирует детей больше времени проводить стоя.

Учите ребёнка стоять без опоры. Хотя бы пару секунд. Для этого в то время, когда он за что‑то держится, предложите взять любимую или новую игрушку. Это заставит его оторвать руки от опоры.

Несколько более продвинутое упражнение: помогите ребёнку встать на ноги, а затем дайте в качестве опоры пластмассовую палочку. Осторожно перемещайте предмет — малыш начнёт шагать за ним. Роль палочки может выполнять и коляска: на прогулке ставьте рядом, позволяйте ухватиться за каркас и медленно двигайтесь вперёд.

Также хорошим тренажёром станут тяжёлые устойчивые игрушки на колёсах (игрушечные газонокосилки, тележки): толкая их перед собой, дети учатся совершать шаг за шагом.

В этом возрасте многие дети уже умеют ходить. Но нередко их пугает большое открытое пространство вокруг. Убедитесь, что у ребёнка есть возможность передвигаться «по стеночке» — то есть максимум за шаг‑два переходить от одной опоры к другой. Это создаст ощущение безопасности.

Чтобы заставить детей выйти на открытое пространство, можно использовать обычный гимнастический обруч. Накиньте его на ребёнка, дав возможность опереться руками, и ведите обруч к центру комнаты. Малыш будет следовать за опорой.

Во‑первых, эти предметы уменьшают желание ребёнка учиться ходить: ну действительно, зачем, ведь он уже умеет перемещаться в пространстве в этой удобной штуковине? Во‑вторых, ходунки попросту небезопасны. Благодаря им дети в считаные секунды могут оказаться там, где их быть не должно. К примеру, перед ведущей вниз лестницей или у стола, на краю которого стоит чашка с горячим кофе. Взрослые попросту не успеют за этим уследить.

Осознав, что ваш ребёнок уже пытается ходить, обязательно встаньте на четвереньки и осмотритесь с высоты его глаз. Острые углы, розетки, края скатертей, за которые так хочется ухватиться и потащить вниз, утюг на гладильной доске и тому подобное — все эти опасности должны быть нейтрализованы.

Возрастная норма для начала самостоятельного хождения имеет довольно широкие границы – примерно с 9 месяцев до 1,5 лет. Тренировки начинаются еще с первых дней жизни и выражаются в так называемом шагательном рефлексе новорожденных. Около 5 месяцев кроха начинает радостно толкаться ножками и скакать, если упереть его ступни в колени взрослого.

Примерно с 7-9 месяцев малыш пробует вставать, подтягивая себя ручками за прутья кроватки, края манежа, вообще любой предмет мебели, за который можно ухватиться. Как только этот маневр освоен, карапуз начнет учиться более сложным манипуляциям со своим телом: присаживаться, чтобы поднять игрушку с пола, перешагивать вдоль опоры, присаживаться.

Предлагаем ознакомиться:  Как избавиться от изжоги во время беременности — что помогает от изжоги. Народные средства от изжоги при беременности

Согласно исследованиям, около 70% детей 13 месяцев уже умеют ходить, другие малыши твердо встают на ноги чуть позже. Каждый ребёнок развивается в своем темпе, то, в каком возрасте он пойдет, зависит от ряда факторов:

  • Генетика – дети часто повторяют сценарий роста одного из родителей,
  • Вид темперамента – спокойные, меланхоличные карапузы, способные длительное время проводить в неспешной деятельности, могут пойти позже, в то время как их любопытные хулиганистые сверстники будут проворно семенить по дому,
  • Физиологические особенности – пухлым карапузам сложнее управлять своим весом, держать равновесие, нежели стройняшкам.

Некоторые дети начинают ходить намного раньше остальных – в 7-8 месяцев. Не стоит пугаться такой прыти, если общее состояние малыша не вызывает беспокойства. Смотрите в первую очередь на ребенка – если он активный, подвижный, довольный, радостный, хорошо кушает и выглядит здоровым, значит, для него это время является наиболее оптимальным для начала прямохождения.

Другие карапузы испытывают родительские нервы и затягивают с активными тренировками, осваивая полноценные самостоятельные шаги в 1.3 – 1.6 года. Если вы сильно переживаете, проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом, которым доверяете. Если сомневаетесь, проанализируйте ситуацию, учитывая следующие причины, провоцирующие позднее освоение хождения:

  • Наследственность,
  • Излишний вес либо наоборот его недобор,
  • Темперамент,
  • Недоношенность,
  • Родовые травмы, повлекшие нарушения опорно-двигательного аппарата или неврологические проблемы. Нарушения опорно-двигательного аппарата
  • Стрессы. Обратите внимание на этот важный пункт. Сложная ситуация в семье, трудности общения родителей, резкая смена обстановки, появление новых людей или исчезновение кого-то из родных – все это может стать стопором для крохи. Сконцентрируйтесь на создании здоровой атмосферы дома, психологического комфорта, решите свои взрослые проблемы, и дитя почувствует себя достаточно уверенным, чтобы двигаться вперед.
  • Болезнь. Ослабление иммунитета вызывает спад активности, замедление темпов развития, иногда даже откат назад. Это нормально, ведь организм бросил все силы на самое важное – восстановление. Дайте чаду время прийти в себя.
  • Неудачные первые попытки. У малыша, начинающего ходить, может измениться настрой из-за страха падения, если первые неудачи его травмировали и напугали. Пройдет немного времени, и ваш исследователь начнет пробовать снова.
  • Использование ходунков. Это приспособление способно сильно облегчить жизнь мамы, однако не стоит увлекаться. Способ удержания ребенка в ходунках нефизиологичен, он дает сильную нагрузку на нижние отделы позвоночника, вызывает неправильное положение тела и стоп. Малыш привыкает к неестественному способу передвижения, свободное нахождение в вертикальном положении становится для него пугающим.
  • Если ребенку 1 год и 1 месяц, но он не ходит, причин для беспокойства нет, у малыша в запасе еще аж 4 месяца. Не торопите его. Если ребенку больше года и 8 месяцев, а он еще не пошел – это повод для обращения к специалисту.
  • Никогда не слушайте стариков в отношении ходьбы. Не вздумайте «по старинке» перерезать путы, чтоб ребенок начал ходить, как делали наши прабабушки и бабушки. Мало того, что это не имеет никакого практического эффекта, так вы еще можете ненароком порезать дернувшуюся ножку крохи, что отсрочит первые самостоятельные шажки на месяц, а то и два.
  • Если вы еще не научили ребенка засыпать самостоятельно, рекомендуем сделать это до первых шагов. В противном случае ребенок со временем начнет приходить спать в вашу постель и бороться с этим будет трудно. Ходьбу ведь вы поощряете.
  • Приучить ребенка к горшку тоже стоит до самостоятельной ходьбы. Иначе малыш будет просто с него сбегать, радуясь новому умению.
  • Если малыш косолапит при ходьбе или ходит только на носочках – это повод обратиться к ортопеду и педиатру.
  • Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
  • Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
  • Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно. Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
  • Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует закаливанию.
  • В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
  • Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
  • Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
  • Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
  • На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
  • Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи. Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
  • Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и деформацией стоп. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.
  • Сразу стоит отметить, что первые шаги крохи всего лишь говорят о том, что у ребенка сформировались двигательно-моторные навыки, позволяющие удерживать тело в вертикальном положении.
  • И произошло полное урегулирование систем организма, которые отвечают за этот сложный процесс. А в каком возрасте это произойдет у того или иного ребенка – не имеет особого значения. В пределах разумного временного периода, конечно.
  • У одних детей это происходит раньше, а у других – позднее, ведь все зависит от индивидуальных особенностей организма и его генетической предрасположенности.
  • Важно, чтобы развитие малыша происходило без отклонений и под контролем педиатра. А также немаловажным выступает тот факт, что ходить ребенок должен начать естественным образом, без форсирования этого процесса со стороны родителей.
Родители сами себя загоняют во временные рамки
Родители сами себя загоняют во временные рамки
  • К первому пункту относится генетика. То есть, ребенок обычно наследует физиологические особенности родителей, дедушек и бабушек.
  • Но индивидуальные особенности, то есть физиология, могут у него формироваться в зависимости от физического состояния и массы тела.
  • Большое значение имеет и темперамент, который частично бывает наследственным, частично обусловлен индивидуальными особенностями развития.
    • Толстеньким детям с большим весом на ранних стадиях развития бывает труднее держать свой вес, но они более склонны сидеть, наблюдать за чем-то, чем активно двигаться.
  • Имеет значение и психологический фактор, когда ребенок уже пошел самостоятельно, но упал, ударился и боится вновь сделать шаг. В этом случае не лишним будет его поддержать, помочь преодолеть страх перед новым падением.
  • Такой пункт, как индивидуальные особенности подразумевает много всевозможных аспектов – от простого отставания в развитии по причине недоношенности ребенка до различных физиологических патологий. Здесь все индивидуально и требует вмешательства врача. То же относится и к различным заболеваниям, включая неврологические расстройства.
Учитывайте, что первые шаги будут немного неуклюжими
Учитывайте, что первые шаги будут немного неуклюжими

Как это происходит

Существует поэтапность подготовки малышей к ходьбе. Прежде всего, он должен начать сидеть, вставать, ползать. Без этого ноги достаточно не окрепнут. Те дети, которые сразу перешли от сидения и стояния к ходьбе, имеют недостаточно развитую мускулатуру. У них развиваются патологии опорно-двигательного аппарата, искривляется позвоночник.

Предлагаем ознакомиться:  Правила которые легко научат детей быстро читать

Как укрепить мышцы ног?

Упражнения:

  1. Для закрепления умения стоять самостоятельно посадите малыша лицом от себя на корточки и, держа кроху за бедра, раскачивайте ребенка назад и вперед. Это вынудит его подняться на ровные ноги. Начинать так заниматься можно с 9 месяцев, но если малыш не спешит подняться при раскачивании, значит, у него еще слабые мышцы ног и такое упражнение пока стоит отложить.
  2. Чтобы развивать координацию, можно с 6 месяцев упражняться на фитболе (пусть мяч будет средним по размеру и не полностью надутым). Посадив кроху на фитбол лицом от себя, крепко держите ребенка за бедра и наклоняйте его в разные стороны.
  3. Когда малыш научился вставать с помощью опоры, стимулируйте закрепление такого навыка с помощью любимой игрушки. Передвигайте игрушку по полу (малыш будет ползти за ней) к креслу, а затем поднимите ее так, чтобы кроха захотел подняться к игрушке, ухватившись за кресло.
  4. С малышом старше 9 месяцев можно «ходить», используя две палки или обруч. Взяв две палки высотой примерно 1,2 м, дайте стоящему ребенку ухватиться за них и положите свои руки на его ручки. Затем медленно начните двигаться вперед, переставляя палки, как будто они лыжные. Если решено использовать обруч, пусть ребенок будет внутри, а вы снаружи. Начните передвигать обруч вперед, назад, по кругу. Так вы будете подталкивать кроху к движению.
  5. Если ребенок уже умеет перемещаться по комнате, держа вас за руку, научите его переступать через препятствие. Таким препятствием может быть веревка или шнур на уровне колен крохи. Натянув веревку между мебелью, подведите малыша к ней и предложите переступить.
  6. Если ребенок уже научился переступать ножками, когда взрослый держит его за руки (обычно в 9-10 месяцев), предложите малышу держаться за прогулочную или игрушечную коляску. Как только коляска тронется с места, ребенок будет тянуться за ней и станет шагать. Поддерживайте коляску, чтобы она не уезжала далеко от ребенка. Оптимальный вариант — каталка-ходунки.

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.

Тревожные сигналы в развитии

Тревожиться за развитие ребенка не стоит, если он не ходит самостоятельно до 1,5-2 лет. Это зависит и от здоровья ребенка, от его характера, веса. Обращаться к педиатру надо в том случае, если:

  • к полугоду ребенок не держит тело, не может присесть;
  • в 9-месячном возрасте не может подняться, подтягиваясь;
  • к году не пытается делать шаги с поддержкой.

Бывает, что ребенок боится ходить самостоятельно, только передвигается, когда его поддерживают. Но если малыш и в полтора года не делает попытки к ходьбе, то необходима консультация специалиста.

Чтобы не расстраиваться по поводу того, что ребенок не ходит в год, надо проанализировать причины этого. К ним относят и то, что родители сами тоже пошли поздно. Ведь наследственность играет большую роль в развитии малютки.

Позднее начинают делать первые шаги те дети, которые часто болеют или перенесли тяжелую инфекцию. Пока организм не окрепнет, они не смогут ходить самостоятельно.

Что предпринимать, если малыш ходит на цыпочках

Ситуация, когда малыш при ходьбе не наступает на всю стопу, а поднимается на цыпочки, встречается часто. Связано это с повышением тонуса мышц в нижних конечностях. Считают, что возникает проблема у тех, кто при рождении перенес кислородное голодание. Часто появляется такая ситуация у тех, кто использует ходунки. В них трудно поставить ногу на всю стопу. Со временем проблема уходит, если проведен ряд мероприятий.

Упражнения на дому

Из упражнений наиболее эффективны следующие:

  1. Держа малютку под мышки, ставить ему ноги на полную стопу, чтобы он опирался на нее.
  2. Положить животом на большой мяч. Малютка катается и отталкивается от пола полной стопой.
  3. При купании давать возможность поплавать, отталкиваясь от бортиков ступней.
  4. Дать попинать мяч, положив его на стопы ног.

Упражнения должны обязательно сочетаться с массажем.

Массаж

Для процедуры подходят поглаживания и растирания мышц голени и стопы. Не оставляют без внимания икры, растирая их. Стопу поглаживают от пятки к пальцам. В это время ребенка кладут на спину, согнув ноги в коленях. Перевернув малютку на живот, сгибают колени под углом в 90 градусов. Фиксируя голеностоп, нажимают рукой на ступню. Происходит растягивание ахиллесова сухожилия.

Когда нажимают большим пальцем руки на стопу, она сгибается. Разгибание происходит при проведении по наружному краю от мизинца к пятке. Полезен массаж в виде поглаживания от пальцев к голени.тПроводят массаж ежедневно. И прерывать его не надо при появлении первых положительных результатов.

Если дома дети ходят босиком, то для улицы нужна обувь. Подбор ее играет важную роль в выработке правильной ходьбы. Обувь для малыша должна быть:

  • из натуральных материалов;
  • с гибкой и тонкой подошвой;
  • с плотным задником и прочными застежками;
  • на небольшом каблучке, фиксированном супинаторами.

Не стоит приобретать обувь на вырост. Она будет сваливаться при ходьбе, а ребенок падать.

Как научить ребенка ходить самостоятельно, во сколько месяцев дети начинают ходить

Нередко обычная ходьба у ребенка заменяется передвижением на носочках. Вполне вероятно, что так малыш хочет получить внимание родителей или осваивает новый вид ходьбы.

Если подобное передвижение наблюдается постоянно и кроха не пытается опустить ногу на всю стопу, нужно записаться на прием к врачу. Он сможет назначить разработанный массаж, гимнастические и физиопроцедуры.

Не нужно волноваться, если кроха не радует первыми шагами, едва ему исполнилось полтора года. Если ребенок отличается хорошим здоровьем, активностью, задорно ползает, но не проявляет интереса к ходьбе, не нужно бить тревогу. Возможно, что в силу темперамента или индивидуальных особенностей, он начнет ходить немного позже.

Ходьба на носочках

Некоторые детки, которые только начали ходить, вдруг встают на цыпочки. Если такое движение носит характер эксперимента, волноваться не стоит. Когда ходьба на носочках становится преобладающей, это может сигнализировать о некоторых проблемах, являющихся компетенцией врачей (чаще всего это невролог).

Возможные причины того, что малыш предпочитает ходить на носочках:

  • Гипертонус. Это состояние обычно диагностируется в самом раннем возрасте и снимается простыми физиотерапевтическими процедурами.
  • Неравномерное напряжение мышц, которое со временем проходит само, особенно, если карапуз будет много ползать, взбираться на ступеньки, приседать.
  • Повышенная активность, гипервозбудимость разной природы и степени выраженности.
  • Родовая травма, повлекшая за собой какие-то сбои организма, чаще всего – комплексные. В данном случае передвижение на цыпочках – лишь один из симптомов.
Предлагаем ознакомиться:  Особенности развития ребенка в 2 месяца

Ходьба малыша на цыпочках в период обучения передвижению на двух ногах является абсолютно нормальным явлением. Это обусловлено хорошим развитием икроножных мышц у малышей, отвечающих за движение стоп в сагиттальной плоскости (спереди назад). Именно они обеспечивают подъем ребенка на носочки во время ходьбы.

Также передвижение на цыпочках может быть симптомом неврологических проблем, однако оно никогда не бывает единственным проявлением. Так что, если у ребенка отсутствуют другие неблагоприятные симптомы, переживать о ходьбе малыша на цыпочках не стоит.

Исправляем неправильную походку

Недоразвитие связок, мышц, деформация костей приводит к косолапости. Увидеть дефект можно по тому, как ставит малыш ноги при ходьбе. При врожденном дефекте проявляется он сразу и возникает в результате неправильного поведения матери или заболеваний во время беременности. Исправить легкую косолапость можно плотным пеленанием новорожденного с выпрямлением конечностей.

После года жизни особенно надо обращать внимание, правильно ходит малыш или нет. Отклонения можно исправить, если вовремя обратиться к врачу. Только он может назначить адекватное лечение.

Среди методов исправления неправильной походки можно выделить:

  • процедуры массажа;
  • выполнение комплекса лечебной физкультуры;
  • гипсование при средней степени дефекта, бинтование — при легкой;
  • лечение электрофорезом, акупунктурой, водными процедурами;
  • ношение специальной ортопедической обуви;
  • применение приспособлений для фиксации стопы в правильном положении.

Только в тяжелых случаях назначают проведение операции. Чаще всего помогает исправить дефект стопы ребенка наложение гипса вместе с парафиновыми аппликациями. Терапевтическое воздействие длится в течение года.

Обувь для ребенка, начинающего ходить

Выбор первых ботиночек для ходунка имеет огромное значение для правильного формирования стопы, походки и осанки. Прежде, чем довериться производителям и продавцам дорогой ортопедической обуви, потратьте некоторое время на ознакомление с анатомическими особенностями нижних конечностей ребенка и их развитием.

Часто ортопеды рекомендуют жесткую, фиксирующую ступню обувь с каблуком и супинатором всем детям, начинающим вставать на ноги, для профилактики различных деформаций. Родителей пугают состояниями, являющимися нормой. Однако есть и альтернативная точка зрения, подкрепленная многочисленными исследованиями, проводимыми на протяжении двух столетий (Вреден, Куслик, Беленький, С. Виклер, Р. Мендельсон). Эта позиция последнее время встречается все чаще, и она имеет свои рекомендации относительно выбора обуви для малыша:

  • Подошва должна быть мягкой – правильная подошва при сжатии внутрь согнется не под носком, а в месте свода стопы, по центру
  • Широкие носы обеспечивают свободное расположение пальцев, обеспечивая естественную опору на них, что является обязательным условием развития силы ног, легкости движения, здоровой осанки,
  • Размер не должен быть «впритык». Между большим пальцем и краем стельки нужно соблюдать зазор 1 – 1.5 см.
  • Каблук должен отсутствовать, в крайнем случае – быть тонким и пружинным.
  • Избегайте выпуклостей на стельке – своды стоп под воздействием супинаторов формируются механически, происходит ослабление мышц ступней.
  • Мягкие ботиночки и сандалики из натуральных дышащих материалов дают ножкам возможность свободно двигаться, сгибаться, работать. Закованные в жесткие задники детские ступни теряют силу и подвижность, суставы голеностопа замедляют развитие, деформируются, вызывают проблемы со скелетом, от чего со временем появляется боль в ногах и спине, общая утомляемость, понижение активности. Большой выбор обуви
  • Обувь нужна только на улице и только тогда, когда ребенок начал ходить.

Главное условие гармоничного, физиологичного развития детских стоп – хождение босиком дома и на улице. При любой возможности разувайте малыша и давайте ему бегать босыми ножками по песку, траве, камням и другим поверхностям. Дома это могут быть различные фактурные покрытия, специальные детские коврики, паласы.

shcvecov1988

Автор статьи

shcvecov1988

Кирилл является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о беременности, питании и здоровье мамы и ребенка.

Когда ваш непоседа наконец-то пошел, самое главное, что должна сделать мама – показать его ортопеду. Специалист определит, правильная ли у ребенка постановка ножек и даст индивидуальные рекомендации по подбору обуви. Мы можем привести лишь общие:

  • Натуральный материал. Очень важно, чтоб у ребенка дышала ножка. Выбирайте обувь из кожи, замши или дышащих материй.
  • Устойчивая подошва. Малыш должен стоять в обуви уверенно, равномерно опираясь на всю подошву – это исключит появление вальгусной стопы.
  • Перекат. Лучше брать обувь, в которой предусмотрен перекат. У ребенка стопа плоская, он ходит не как взрослый человек, а топая. Перекат на обуви поможет ребенку сформировать правильный стереотип хождения и ровную походку.
  • Жесткий задник. Обувь должна хорошо фиксировать ножку малыша.
  • Мягкий верх и бока. Обувь должна легко гнуться в области носка, при ходьбе на верней части обуви должны легко формироваться складки – так малышу будет удобно, и правильная походка сформируется быстрее.
  • Точный размер. Максимальный припуск «на вырост» должен составлять 5-7 мм. Так ножка не сможет болтаться, и малышу будет комфортно ходить. Тесную обувь носить тоже не стоит – она будет жать и натирать, ребенок просто откажется в ней шагать.
  • Ортопедическая стелька. Именно она формирует правильный свод стопы. Покупая обувь следите, чтоб она там была.

Важно! От того, на сколько правильно вы подберете обувь для малыша, зависит его походка и правильность формирования стопы. Если нагрузка не будет распределяться по ступням неравномерно, в будущем возможны осложнения, требующие вмешательства специалиста.

Особенности первой обуви для ребенка:

  • высокая твердая пятка;
  • удобная застежка;
  • упругая подошва;
  • натуральный материал;
  • прочность;
  • легкость.

Нужен ли супинатор?

По поводу супинатора в первой обуви ребенка мнения ортопедов разделились:

  • Одни врачи уверены в его необходимости, как профилактики развития плоскостопия.
  • Другие специалисты утверждают, что супинатор, наоборот, ослабляет мускулатуру стопы. Он механически формирует изгиб стопы, который должен развиваться у ребенка естественным путем. Эти ортопеды рекомендуют подбирать для ходьбы достаточно свободную обувь, у которой гнется подошва, а также при любой возможности давать карапузу ходить босиком.

Оптимальным решением мы считаем прогулки на улице в обуви с супинатором, а дома — хождение босиком.

Решение возможных проблем

В процессе осваивания хождения возможны следующие трудности:

  1. Частые падения. Причиной такой проблемы бывает плохое зрение. Так что, если кроха часто падает, рекомендован осмотр окулиста.
  2. Боязнь ходить самостоятельно. Чаще всего это проблема психологическая, возникающая из-за болезненного падения или испуга. Не ругайте малыша и не торопите его, а одобряйте его действия и поддерживайте.
  3. Гипертонус мышц голени. Его следствием является постоянная ходьба на носочках. В случае повышенного тонуса обычно назначают гимнастику и массаж.
  4. Неправильное положение стоп во время ходьбы. Нормальным положением является параллельное размещение стоп. Вследствие слабых связок возможны отклонения от нормы – ребенок может «косолапить» (стопы развернуты друг к другу носочками), ходить на носочках с «заваленной» наружу стопой или «заваливать» стопу внутрь. При любом таком отклонении важно немедленно пойти к ортопеду и начать коррекцию вовремя.

О том, как научить ребенка ходить, смотрите в передаче «Жить здорово».

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector