Учимся говорить Развитие мелкой моторики

Учимся говорить Развитие мелкой моторики

Учимся говорить Развитие мелкой моторики
СОДЕРЖАНИЕ

Что поможет развить мелкую моторику рук у детей

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

  1. Навыки самообслуживания: одевание, застёгивание пуговиц, шнурование ботинок, еда ложкой и вилкой, мытьё рук с мылом и т. п. Важно избегать гиперопеки и стараться учить малыша этим нехитрым ежедневным манипуляциям.
  2. Различные игры с подручными предметами: отвинчивание крышек у банок, шнуровка, нанизывание бусин на веревочку, наливание воды в чашку, листание страниц книги, разрывание бумаги на мелкие куски, развязывание узлов, разворачивание «подарков», завернутых в бумагу по типу конфет, сортировка круп.
  3. Развивающие игры: конструирование (конструктор Lego), собирание пирамидок, матрёшек и игрушек-вкладышей (сортёры).
  4. Ежедневные домашние дела: лепка печенья из теста, открывание замка ключом, игра с телефоном, чистка обуви губкой, вытирание пыли.
  5. Детское творчество:
  • лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие): отщипывание кусочков двумя пальчиками и лепка из них мелких деталей — шариков, глазок, носиков; расплющивание пластилина ладошкой; катание колбасок пальцами и всей ладонью; отпечатывание на пластилине собственных пальцев или других предметов; сочетание пластичного материала с твёрдым — бусинами, горошинами;
  • раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование карандашами, фломастерами или пальчиковыми красками;
  • аппликация;
  • выкладывание мозаики, собирание пазлов;
  • складывание различных фигурок из бумаги (оригами).
Предлагаем ознакомиться:  Атрезия пищевода у новорожденных детей

Младенчество – важный этап в развитии моторики пальцев

Для того чтобы правильно организовать домашние занятия, родителям необходимо иметь элементарные представления о том, что такое мелкая моторика и об этапах ее формирования. Все, у кого есть малыши, замечали, что у младенца очень хорошо развит хватательный рефлекс. Если грудничок схватится за палец взрослого, то держится так цепко, что его можно легко приподнимать.

Поэтому работу с мелкими мышцами руки полезно начинать с самого рождения. Уже месячный младенец рассматривает ручки, тянет их в рот, а в 3-х месяца сжимает и разжимает кулачок. Пока ненадолго (до 15 секунд), но достаточно уверенно держит в руке удобную игрушку — погремушку. Полугодовалый ребенок проявляет активный интерес к предметам, тянется к ним, стараясь удержать в руках и манипулировать.

  • умеет захватывать предметы;
  • удерживает их в руках некоторое время;
  • активно манипулирует с игрушками (одно — два действия);
  • хлопает в ладошки;
  • повторяет движения ручками за взрослым.
  1. В каждый период бодрствования упражняйте кроху в моторике рук.
  2. Побуждайте выполнять разнообразные движения ручками, пальчиками, ладошками, кулачками.
  3. Выкладывая грудничка на живот, располагайте на небольшом расстоянии доступные игрушки (все требования к подбору игрушек обязательно соблюдать: безопасность, гигиену, возрастные ограничения).
  4. В местах бодрствования крохи размещайте предметы, которые можно захватывать пальчиками и манипулировать (брать, бросать, сжимать).
  5. Обязательно проводите специальные упражнения для развития мелкой моторики, которые помогут ребенку развить точность и ловкость движений.

Самые благодатные упражнения для крохи – пальчиковые игры, основанные на народном творчестве. Потешки, песенки, пестушки, сопровождающие игровые действия, всегда привлекают малышей и побуждают их к многократным повторениям за взрослым.

Учимся говорить Развитие мелкой моторики

В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики идет в опоре на навыки и умения, которые были заложены в предыдущих возрастных периодах. У дошкольника активно развиваются наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления, определяющие общее развитие и формирование моторики. В этом плане используются способы развития руки:

  • специальные занятия (лепка, аппликация, рисование, конструирование);
  • игры и упражнения, направленные на развитие мелких движений, доведенных до автоматизма.

Средство для совершенствования мелких мышц, позволяет подготовить руку ребенка к дальнейшему овладению письмом, штриховкой, навыками рисования. Если гимнастику проводить регулярно, она станет привычной для малыша, и он может выполнять упражнения самостоятельно.

Важно: перед гимнастикой обязательно проводится легкий массаж пальчиков (поглаживание, сгибание – разгибание) для того, чтобы разогреть мышцы и повысить тонус.

Вот как могут выглядеть упражнения пальчиковой гимнастики!

Рисуем на манной крупеВысыпаем манную крупу тонким равномерным слоем на яркий одноцветный поднос. Рисуем на подносе любые несложные предметы, фигуры или символы, которые интересуют вашего малыша (мяч, дождик, волны, машинку, зайца, буквы, цифры). Кроха непременно захочет повторить это занятие за вами.

Предлагаем ознакомиться:  Зачем и как развивать равновесие

ЗолушкаСмешиваем два вида крупы, сухофруктов или бобовых культур (например, фасоль и изюм). Предложите малышу разобрать каждый вид в разные ёмкости.

Как научить ребенка говорить

ПрищепкиПредложите малышу прикреплять разноцветные прищепки на какую-нибудь ёмкость с высокими краями (например, на пластмассовое ведёрко). Покажите ребёнку, как тремя пальцам можно произвести это действие, многократное повторение которого стимулирует сигналы в кору головного мозга, в расположенный там центр речи.

Что в мешочке?Возьмите мешочек, положите туда мелкие предметы или игрушки. Пусть малыш своей ручкой перемешает их и выберет что-то одно и по контуру определит, что это.

Потешки для игры с пальчикамиИгры-потешки улучшат настроение и вам, и вашему карапузу.И здесь вам поможет специальное пособие Т. А. Кислинской «Гениальность на кончиках пальцев. Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет».

Сорока-белобокаСорока-белобока (вы водите по часовой стрелке по ладони малыша).Кашку варила,Деток кормила…Этому дала (загибаете мизинец ребенка),Этому дала (загибаете безымянный палец),Этому дала (загибаете средний палец),Этому дала (загибаете указательный палец),Этому не дала (качаете большим пальцем).Ты, сын (доча), мал (мала).Круп не брал (не брала).По воду не ходил (не ходила).Тебе каши не дадим!

Пальчики в лесу
Раз, два, три, четыре, пять (загибаете по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребёнком),Вышли пальчики гулять (несколько раз сжимаете и разжимаете ладонь).Этот пальчик гриб нашёл (загибаете мизинец).Этот пальчик чистить стал (загибаете безымянный палец).Этот резал (загибаете средний палец).Этот ел (загибаете указательный палец).Ну, а этот лишь глядел (загибаете большой палец)!

Моя семья
Этот пальчик — дедушка (загибаете по очереди все пять пальчиков, сначала сами, затем вместе с ребёнком),Этот пальчик — бабушка,Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,Этот пальчик — … (имя ребёнка)!Вместе дружная семья (сжимаете и разжимаете все пять пальцев на каждое слово)!

Ладушки
— Ладушки-Ладушки, где были?— У бабушки.— Что ели?— Кашку.— Что пили?— Бражку (хлопаете в ладоши на ударных слогах).Кыш — полетели (разводите руки вверх и в стороны)!На головку сели (складываете руки ребёнку на голову).И снова запели.

ПальчикМальчик-пальчик,Где ты был (качаете большим пальцем)?— С этим братцемВ лес ходил (загибаете указательный палец).С этим братцем щи варил (загибаете средний палец).С этим братцем песни пел (загибаете безымянный палец).С этим братцем кашу ел (загибаете мизинец)!

Чтобы ваш малыш научился говорить, необходимо развивать движение пальцев (мелкую моторику). Ведь одним из важнейших навыков, которым предстоит научиться вашему малышу, является речь.

Существует множество полезных упражнений, разработанных специалистами, и большое количество различных конструкторов и сортёров. 

Не забывайте, что любые игры для развития моторики маленьких детей должны проходить под вашим присмотром! Играйте и занимайтесь вместе с малышом. 

Ведь чем проворнее ручки, тем умнее будет ваш ребёнок!

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д… Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки вкнижках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.
Предлагаем ознакомиться:  Развитие ребенка в 4 месяца все важное об этом возрасте

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

Что поможет развить мелкую моторику рук у детей

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) – самый благодатный период для развития руки и речевой активности. Он характерен тем, что рука становится одним из главных инструментов в познании окружающего мира. Чтобы познакомиться с предметом, крохе надо обязательно его потрогать, пощупать, начать взаимодействовать с ним.

  • учатся играть с мелкими игрушками;
  • манипулируют с предметами (от 2 до 3 – 4 действий: катать, бросать, ставить друг на друга, заворачивать);
  • пытаются застегивать пуговицы;
  • шнуровать ботиночки;
  • переливают воду из емкости в емкость;
  • самостоятельно едят ложкой;
  • выполняют гигиенические процедуры (умывание, чистку зубов, вытирание рук и пальцев).

Существует много игр и упражнений, как современных, так и классических, которые идеально подходят для развития мелкой моторики.

Ребенок

Важно: родителям нужно отбирать игры, соответствующие возрасту ребенка и уровню его развития на данном этапе, так как параллельно с моторикой совершенствуются память, внимание, мышление, речь, формируется интеллект.

Игры для малышей

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье «Пальчиковые игры для малышей до года» вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

https://www.youtube.com/watch?v=videoseries

Также рекомендую посмотреть статьи «Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев» и «Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2», в них вы найдете много развивающих игр.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector